А.И.: «Когда у нас в школе 7, 8, 9 классы разыгрывали исторические сцены, то я тоже хотел играть, но не смог бы. И если бы я даже и попросил, чтобы мне дали роль, то все приняли бы это за шутку. Я чувствовал себя униженным».
Д.К.: «Я хотела бы продолжить учиться дальше в институте, но заикание мешает поступить в институт. А мне бы хотелось бы получить какую-нибудь профессию. За время болезни у меня не было никаких побед».
Группа 2. Индивидуально-психологические особенности заикающихся с преобладанием мотивационной тенденции стремления к успеху — 8 человек — 13,6% (см. рисунок 13).
Рисунок 13. Характеристика индивидуально-психологических особенностей заикающихся с преобладанием мотивационной тенденции стремления к успеху.
У всех пациентов данной группы отмечалось преобладание мотивационной тенденции стремления к успеху (НУ — надежды на успех по МД-решетке Х.Д. Шмальта). Причина успеха объяснялась ими собственными способностями и большим старанием. Данную мотивационную тенденцию можно обозначить как наиболее позитивную.
Для всех пациентов был характерен высокий уровень мотивационного настроя на преодоление заикания, они понимали необходимость собственных усилий в работе над речью и важность самостоятельных упорных занятий.
У всех представителей данной группы отмечался средний уровень самооценки по тесту-опроснику, средневысокий ее «неречевой» и средне-низкий «речевой» компоненты по методике Т. Дембо — С.Я. Рубинштейн. Отмечалось меньшее расхождение результатов исследования самооценки, полученных разными методами, чем в группе с преобладанием мотивационной тенденции избегания неудач, что говорит о более адекватной самооценке.
Исследование «неречевого» уровня притязаний по методике Ф. Хоппе показало, что в данную группу вошли пациенты, сочетающие стремление к достижению цели с рациональным и гибким подходом. Члены этой группы предпочитали работать в той «зоне» сложности, где успех требует определенных усилий. Для них было характерно умеренное повышение притязаний после успеха, незначительное снижение притязаний после неудачи, т.е. адекватная реакция на успех или неуспех в деятельности, что благоприятным образом влияло на ее результативность.
В данной группе отмечался средне-высокий уровень «неречевого» компонента притязаний и средне-высокий уровень «речевых» притязаний, таким образом, значительного расхождения между уровнями общих и речевых притязаний не наблюдалось. Наряду с мотивом достижения цели при выполнении «неречевых» заданий, в основе выбора «речевых» заданий испытуемыми лежал познавательный мотив, т.е. желание узнать, какие задания предложит экспериментатор.
Наряду с этим у представителей данной группы отмечался преимущественно средний уровень личностной и речевой тревожности (по методикам Ч.Д. Спилбергера и Р. Эриксона с адаптации В.А. Калягина — Л.Н. Мацько), что несколько ниже, чем у заикающихся с доминирующей тенденцией избегания неуспеха.
Таким образом, при сравнительном анализе данных, собранных разными методами, значительного расхождения результатов «неречевых» и «речевых» компонентов исследуемых свойств личности не наблюдалось, что говорит о более гармоничном состоянии личности представителей данной группы.
Преобладание мотивационной тенденции стремления к успеху в сочетании с описанными индивидуально-психологическими особенностями отражается на стратегии поведения личности. В речевых дневниках они отрицают наличие жизненных ситуаций, в которых вынуждены были отказаться от своих целей, сдавались из-за заикания.
А.К.: «Недавно я искал новую работу и ездил на многочисленные собеседования, общался с работодателями и практически не заикался. У меня получается не заикаться, если мне это очень надо».
П.Н.: «Я особо никогда не сдавался и делал, что надо. На втором курсе у меня была философия, условием получения зачета было требование подготовки всевозможных докладов. Я упорно приносил их на каждую пару, чем мучил нашего философа, но зато зачет получил одним из первых».
Эти данные позволяют свидетельствовать о том, что пациенты данной группы способны на активные действия, направленные на достижение успеха, что имеет большое значение для успеха в ходе коррекционного процесса.
Группа 3. Индивидуально-психологические особенности заикающихся с равным соотношением мотивационных тенденций избегания неуспеха и стремления к успеху — 4 человека — 6,8% (см. рисунок 14).
Характеристика индивидуально-психологических особенностей заикающихся с равным соотношением тенденций избегания неуспеха и
Рисунок 14. Характеристика индивидуально-психологических особенностей заикающихся с равным соотношением тенденций избегания неуспеха и стремления к успеху.
Исследование доминирующей мотивационной тенденции по методике Х.Д. Шмальта показывает, что у пациентов данной группы выявить преобладание какой-либо мотивационной тенденции не удается, так как их ответы распределялись равномерно по каждому параметру.
Отмечался преимущественно средний уровень мотивационного настроя на преодоление заикания у большинства членов этой группы.
Для пациентов данной группы был характерен преимущественно средний уровень самооценки по тесту-опроснику, по методике Т. Дембо — С.Я. Рубинштейн отмечался высокий уровень «неречевой» самооценки и преимущественно средний уровень «речевой» самооценки. По сравнению с представителями первой группы (с преобладанием мотивационной тенденции избегания неудач), самооценка членов этой группы несколько выше, что является положительным фактом. Но несмотря на это, некоторые признаки неадекватности, противоречивости при самооценивании обнаруживаются и у членов этой группы.
При исследовании «неречевого» компонента уровня притязаний по методике Ф. Хоппе было обнаружено, что для заикающихся данной группы характерно отсутствие изменений в тактике поведения в зависимости от ситуации успеха-неуспеха и доминирование «познавательного» мотива в процессе экспериментальной деятельности. Представители этой группы повышали или понижали свои притязания под воздействием желания узнать, какие задания им предложит экспериментатор, исследовать все поле возможных задач; для них было характерно последовательное повышение притязаний, отсутствие скачков при выборе следующего задания. В ходе исследования их интересовал не столько конечный результат деятельности (успех или неуспех), сколько сам процесс ее осуществления. Деятельность носила стабильный характер, отсутствовало «застревание» на какой-либо из нерешенных задач. При этом притязания были выше достижений. В целом для данной группы был характерен средне-высокий уровень «неречевого» компонента притязаний и средний уровень «речевых» притязаний. Наряду с познавательным мотивом в процессе исследования на невербальном материале, для пациентов данной группы было характерно сочетание мотива избегания неудач и познавательного мотива на вербальном материале.
Кроме того, отмечался средний уровень личностной и речевой тревожности (по методикам Ч.Д. Спилбергера и Р. Эриксона в адаптации В.А. Калягина — Л.Н. Мацько), что указывает на более гармоничное состояние личности членов данной группы.
Отсутствие преобладания мотивационной тенденции избегания неудач или стремления к успеху в сочетании с перечисленными индивидуально-психологическими особенностями заикающихся данной группы отражается и на характере их поведения. Цитаты из их речевых дневников наиболее наглядно это демонстрируют.
В.В.: «Вспомнить и описать ситуации, когда я из-за заикания вынужден был отказаться от каких-то целей, не могу. Точно так же не могу описать ситуацию, когда бы я выходил победителем».
В.И.: «Яне сдаюсь, я иду в обход».
Особенности личности заикающихся необходимо учитывать при построении личностно-ориентированных программ коррекционной работы с заикающимися подростками и взрослыми. При этом необходимо принимать во внимание не только уровень мотивационного настроя на преодоление заикания, но и проводить анализ доминирующей мотивационной тенденции в структуре мотивации деятельности, особенностей самооценки, уровня притязаний, тревожности, так как данные свойства личности являются значимыми факторами мотивации достижения успеха в ходе коррекционного процесса.
Учет данных особенностей позволяет выявить тех пациентов, для достижения которыми продуктивно стойких результатов при устранении заикания необходимы дополнительные мероприятия по развитию и поддержанию мотивации достижения успеха в ходе коррекционной работы, а также гармонизации личности в целом
Проведение экспериментального изучения заикающихся подростков и взрослых позволило сформулировать выводы о том, что:
— уровень мотивационного настроя на преодоление заикания является не единственным показателем, определяющим достижение продуктивно стойких результатов коррекционного обучения заикающихся: необходимо учитывать доминирующую мотивационную тенденцию (стремление к успеху или избегание неудач);
— причиной недостаточной настойчивости, усилий в работе над речью наряду с желанием избавиться от заикания являются некоторые индивидуально-психологические характеристики, препятствующие формированию и поддержанию на протяжении всего курса коррекционных занятий высокой мотивации достижения успеха (доминирующая мотивационная тенденция, самооценка, уровень притязаний, тревожность);