7. Функция изменения позиции: сказки неожиданно вызывают новые переживания, в сознании может произойти изменение позиции.
Согласно рекомендациям Ю.Б. Некрасовой, каждому пациенту до начала занятий предлагаются для чтения и анализа несколько произведений. То есть будущие ученики читают специально подобранную литературу и пишут после ее прочтения так называемые сочинения-отзывы, посредством которых они общаются со своим логопсихотерапевтом.
Использование библиотерапевтических произведений на данном этапе выполняет несколько функций (118, с. 49).
1. Диагностическая функция: в работе с книгой происходит раскрытие пациента, преодоление его сопротивления, подсознательных защитных реакций, что позволяет получить дополнительную информацию о его личностных особенностях, переживаниях и поступках. Прочтение произведений вызывает у пациентов эмоциональный отклик, происходит идентификация с похожими литературными героями. Читая отзывы пациентов на предложенные им для анализа произведения, можно заметить описание подробностей, отсутствующих в тексте, рассуждения на тему собственной жизни, прямые ссылки на прошлый опыт, сравнения с собой и т.д.
2. Психотерапевтическая функция; в работе с книгой пациент имеет возможность высказаться, выразить свое отношение к значимым проблемам. Также в процессе чтения произведений пациенты получают информацию о способах преодоления трудностей, о людях, которые, несмотря на значительные жизненные препятствия, достигли своей цели. Таким образом, происходит опосредованное воздействие на формирование чувства уверенности в себе, повышение психической активности, развитие мотивации достижения успеха в целом.
3. Моделирующая (предвосхищающая) функция. Данная функция понимается нами как предвосхищение результатов коррекционной работы, вера в ее успех, мотивационный настрой на преодоление существующих речевых и психологических проблем.
4. Коммуникативная функция. Работа на данном этапе организуется таким образом, что возникает диалог между пациентом и педагогом, психотерапевтом. Во время написания отзыва после прочтения литературных произведений, пациент делится самым сокровенным, чувствами, мыслями, предположениями, советуется, т. е. реализуется коммуникативная потребность, потребность высказаться.
Приведем примеры произведений, используемых на данном этапе работы с пациентами.
С целью развития умения адекватно преодолевать эмоциональные кризисы, справляться с негативными эмоциями, а также с целью развития мотивации к преодолению заикания используются произведения Р. Брэдбери «Дядюшка Эйнар» и Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», сведения о знаменитых людях, страдавших заиканием. Степень тревожности позволяет определить анализ пациентами рассказа А.П. Чехова «Тоска». Индивидуальное отношение, как к процессу обучения, так и к учителю прослеживается в отзывах-сочинениях пациентов по драме Б. Шоу «Пигмалион»[118].
Проиллюстрируем, какую роль оказывало прочтение библиотерапевтических произведений на формирование мотивационного настроя на преодоление заикания отзывом одного из наших пациентов (М.Ч.) на сказку Г.Х. Андерсена: «Гадкий утенок был замкнут в себе и не мог показать людям все, на что он способен. И ему это очень мешало в жизни. Так и у нас. Но в конце сказки утенок освободился от своей проблемы. Значит, и у нас все будет хорошо. Надо только в это верить и стараться».
2 этап. Сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. Неотъемлемой частью процесса социореабилитации заикающихся (по системе Ю.Б. Некрасовой) является сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. В его основе лежит разработанный К.М. Дубровским метод, представляющий собой «своеобразное сочетание мотивированного убеждения и элементов императивного воздействия на эмоциональную сферу группы больных в бодрствующем состоянии» [117, с. 380]. Именно в сочетании императивного внушения наяву с групповым методом в практике лечения заикания, а также в придании особого значения аффективного состояния больного заиканием для создания «перелома» в лечении состояло новаторство К.М. Дубровского.
В системе социореабилитации Ю.Б. Некрасовой роль сеанса состоит в осуществлении начала «реконструкции личности» (К.М. Дубровский), в создании правильного настроя больного перед началом лечения, в моделировании в свернутой форме последующей многоплановой работы.
Перед началом сеанса выступают пациенты, уже прошедшие курс лечения, речь и рассказы которых укрепляют у будущих учеников веру в возможность преодолеть речевой недуг, а также организуют для дальнейшей работы. Таким образом, само по себе выступление так называемых «стариков» является мощнейшим мотивационным стимулом для тех, кто только приступает к работе над речью и над собой.
Условно сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии можно разделить на три части. Первая часть сеанса является следствием тщательного анализа истории возникновения заикания у каждого пациента, влияния речевых проблем на формирование личности, межличностных отношений каждого. Завуалированно, не называя имя пациента, о котором в данный момент идет речь, обобщая в целом сведения обо всех членах группы, в первой части сеанса происходит оречевление причин возникновения заикания у пациентов, тех трудностей, с которыми им приходилось сталкиваться, и соответственно того эмоционального состояния, которое являлось их постоянным спутником в связи с отсутствием полноценной речи. Это достаточно напряженная часть сеанса, в которой в процессе обращения пациентов в прошлое происходит эмоциональное переживание всей их жизни.
Вторая часть сеанса предназначена для создания мотивационного настроя на преодоление речевого недуга, веры в победу. При этом используется ряд суггестивных приемов. Одним из приемов косвенной суггестии является воссоздание модели заикания путем объяснения взаимосвязи мозговой проекции кисти руки и речевых зон мозга. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат — и мозговую проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга (М.М. Кольцова). Вызывая у пациентов сильное напряжение кистей рук, которое затем сменяется полным их расслаблением путем лечебного слова, внушения происходит «снятие» напряжения с речевых органов.
Основная задача третьей части сеанса — «ввод в речь» и начало функциональной тренировки. При этом используются те формы речи, которые доступны пациентам — сопряженная, отраженная, вопросно-ответная речь в зависимости от каждого конкретного случая. Веру в победу вселяют специально подобранные фразы, произносимые уверенно, громко, радостно, торжественно: «Мы можем! Я говорю чисто и красиво! Мы будем говорить по-новому! Я говорю и слышу себя!» и т.д. Успешное произнесение пациентами таких фраз в трудной коммуникативной ситуации (присутствие людей в зале) является их первой речевой победой и одновременно сильным мотивационным стимулом к дальнейшей работе над речью. Важным для создания положительного эмоционального состояния является прочтение индивидуально для каждого пациента специально подобранного стихотворения или четверостишия. Эти стихотворные тексты предполагают обязательный контакт глаз пациента и психотерапевта. Для примера можно привести отрывок из стихотворения Р. Киплинга в переводе С.Я. Маршака «Заповедь»:
Владей собой
Владей собой среди толпы смятенной
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор Вселенной,
И маловерным отпусти их грех.
В конце сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии происходит вручение специально подобранного для каждого пациента символа-талисмана. Несмотря на разнообразие символов-подарков, их назначение в том, чтобы настроить пациентов на предстоящую работу и научить их внимательно относиться к речевым победам, успехам, как в течение основного курса коррекционных занятий, так и после его окончания.
Так, одним из таких символов-талисманов может быть горный хрусталь, завернутый в определенное количество оберток, число которых соответствует дням занятий. После окончания каждого дня занятий следует снять обертку и написать на ней то, что особенно запомнилось в этот день, отметить свои достижения, успехи, а затем убрать в шкатулку, конверт или любое другое сокровенное место. Горный хрусталь, являясь природным минералом, символизирует очищение, избавляет человека от беспричинных страхов, привлекает любовь, радость жизни, удачу, душевный комфорт и благополучие, т. е. несет достаточно сильный энергетический потенциал.
Другим подарком-символом может быть карманная книга известных афоризмов, к некоторым из которых предстоит обращаться в ходе коррекционных занятий. Как известно, афоризм — это оригинальная законченная мысль, лаконичная и запоминающаяся. По преимуществу афористами были острословы и остроумцы, мыслители, ученые и поэты. Подарок в виде книги афоризмов — это своеобразный намек на результат коррекционной работы, предвосхищение предстоящих речевых побед.
После окончания сеанса на пациентов накладывается «молчание», и в качестве домашнего задания они пишут небольшое сочинение-отзыв о прошедшем дне, своих чувствах и мыслях, возникших во время сеанса и после него.
Проиллюстрируем, какое влияние оказывает сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии на состояние мотивационного настроя заикающихся к преодолению речевого недуга, впечатлениями самих пациентов и их родственников.
Мама Г.М.: «Я скептически относилась к рассказам о всякого рода «чудесах», которые видели, ощущали на себе мои знакомые. Считала их выдумкой, плодом самовнушения, фантазии. Но то, что увидела сама, потрясло меня. Со слезами на глазах смотрела на ребят, которые очень хотели, но не могли выразить себя. Понимаю, что испытывали они в тот момент, потому что среди них был мой сын. То, что с ними стало, убедило меня, что чудо существует. Один человек имеет огромное желание помочь, другой — тот, кто верит ему, идет за ним и преображается. Преображенные люди были великолепны — они светились счастьем».