Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на результативность учебной деятельности позитивное влияние оказывает преобладание в структуре личности мотивационной тенденции на достижение успеха, а также адекватное отношение к успеху и неуспеху. Кроме того, прослеживается взаимосвязь между мотивацией достижения и такими свойствами личности, как самооценка, уровень притязаний, тревожность, что важно учитывать в ходе учебной деятельности. Рассмотрим возможные пути формирования мотивации достижения успеха в процессе общепедагогической и коррекционной работы.
Поскольку в любой учебной деятельности преобладают ситуации, связанные с деятельностью достижения, а ее эффективность зависит от уровня развития мотивации, то работа над развитием мотивации учебной деятельности созвучна работе над формированием мотивации достижения успеха в этой деятельности. В связи с этим в рамках данного диссертационного исследования необходимо рассмотреть возможные пути повышения мотивации учебной деятельности, а также формирования мотивации достижения успеха в той или иной деятельности.
Е.П. Ильин отмечает, что мотив — это индивидуально-личностная категория, которая должна строиться самими учащимися непосредственно в процессе их деятельности [57]. На это также указывают А.К. Маркова, Т.А. Матис, Ю.М. Орлов [94], М.В. Матюхина [97]. Так, А.К. Маркова с коллегами пишет: «Формировать мотивацию — значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащихся... а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развертывались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика» [94].
Условиями, создающими благоприятную почву для формирования мотивации учения, ряд исследователей называет формирование специфической учебной деятельности за счет положения ученика в системе межличностных отношений (В.Ф. Моргун), организации коллективной деятельности (Т.А. Матис), использования системы поощрений и порицаний (Б.Г. Ананьев, И. Лингарт, А.И. Липкина), создания противоречий между известным и неизвестным (Н.Г. Морозова), показа значимости знаний (Н.Ф. Добрынин) и создания перспектив (Ю.М. Орлов) [97]. Отмечается важность осознания ближайших и конечных целей обучения, необходимость использования заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности, роль «познавательного психологического климата» в учебной группе [38].
На формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности также влияют: содержание учебного материала (с учетом потребностей учащихся данного возраста, вызывающий эмоциональный отклик, активизирующий познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированный); организация учебной деятельности (обеспечение возможности формирования мотивации учения на отдельных этапах урока); коллективные формы учебной деятельности (как мощный мотивационный фактор, несущий в себе установку на соревнование, желание быть не хуже других); оценка учебной деятельности (важен качественный, а не количественный анализ учебной деятельности, позволяющий подчеркнуть положительные моменты, сдвиги в освоении материала, причины имеющихся недостатков); стиль педагогической деятельности учителя (оптимальным считается демократический стиль) [94].
Анализируя организацию учебной деятельности в целях формирования устойчивой положительной мотивации, А.К. Маркова считает, что изучение каждого раздела или темы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного (сообщение, для чего нужно изучать данный материал), операционально-познавательного (усвоение нового материала) и рефлексивно-оценочного (анализ проделанного, сопоставление достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы, что служит своеобразным «подкреплением» мотивации и приводит в дальнейшем к ее устойчивости). В процессе учебной деятельности автор предлагает использовать некоторые приемы формирования мотивации: занимательная форма изложения материала с целью пробуждения эмоционального отклика и интереса, анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личной значимости учения. Большое внимание она уделяет упражнениям на формирование сотрудничества со взрослым, заданиям на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство реализации, а также использование ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов. Кроме того, в работу по формированию мотивации включается также эмоциональный тренинг, целями которого являются снятие тревожности и напряженности, укрепление положительных эмоций, развитие реалистичного уровня притязаний, формирование умения планировать свою деятельность и предвидеть возможные трудности, обучение эмоциональной устойчивости в случае неуспеха [93].
Е.Б. Гончарова доказывает, что повышение уровня мотивации учебной деятельности достигается за счет объяснения учащимися причин школьных неуспехов недостаточностью собственных усилий (фактором, который можно контролировать и стремиться к его положительному изменению), а не другими факторами (недостатком способностей, трудностью заданий, отсутствием везения) [40].
Е.П. Ильин отмечает, что на силу и устойчивость мотивации также влияет успешность деятельности человека. Успехи воодушевляют человека, что приводит к стойкому положительному отношению к своей деятельности. Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, направленной либо на самого себя (самообвинение), либо на внешние объекты, что может привести к свертыванию целей деятельности, замещению их более простыми или вообще к отказу от них [57, с. 306]. Стремление школьников к успеху является актуальным переживанием и очень сильной мотивационной тенденцией.
Важным условием формирования мотивации учебной деятельности является учет индивидуальности учащихся, которая складывается не только из особенностей отдельных ее сторон, но и из своеобразного соотношения между различными свойствами личности.
Л.Е. Матузов доказывает необходимость при формировании положительного отношения к учению учета таких свойств личности, как самооценка, уровень притязаний, совпадение уровня притязаний с возможностями, направленность личности в связи с наличием взаимосвязи между указанными свойствами личности и мотивацией индивида [96].
Е.В. Козиевская отмечает, что обеспечить мотивацию достижения значимых результатов деятельности можно путем формирования адекватной самооценки, в то время как подобный результат трудно получить, непосредственно развивая мотивационную сферу человека [72].
Вопрос формирования мотивации в ходе коррекционной работы с заикающимися по системе социореабилитации Ю.Б. Некрасовой рассматривается в работах Н.Л. Карповой [67, 68]. Анализируя данную методику, автор описывает специфику организации логопсихотерапевтического процесса и конкретные приемы работы, влияющие на создание мотивационной включенности пациентов в процесс социореабилитации:
— формирование психологической установки на выздоровление и «оптимистической модели будущего» путем специально подобранных библиотерапевтических произведений на пропедевтическом этапе;
— формирование устойчивой мотивации к полному излечению путем организации личностно-мотивационного взрыва, ведущего к эмоциональным и поведенческим изменениям (в результате смены целого ряда психических состояний) на этапе эмоционально-стрессовой психотерапии, сочетающем в себе императивное внушение в бодрствующем состоянии, обращенное на эмоциональную сферу группы заикающихся, мотивированное убеждение, элементы педагогического воздействия и начало функциональной тренировки («ввод в речь»);
— развитие мотивации к самосовершенствованию и поддержание мотивационной включенности путем развития рефлексии, саморефлексии, взаиморефлексии с помощью нетрадиционных методов (библиотерапия, символотерапия, психотерапевтические беседы, написание речевых дневников-самоотчетов) на этапе активной групповой логопсихотерапии;
— перевод саногенных психических состояний в стойкие новообразования личности при поддержании выраженной мотивации к полному излечению путем многократного проигрывания саногенных психических состояний на поддерживающем этапе.
В качестве факторов, способствующих становлению мотивационной включенности, Н.Л. Карпова называет подготовку психологической почвы, благоприятной для процесса социореабилитации «путем формирования и пролонгирования саногенных психических состояний у пациентов» [68, с. 24], а также влияние ближайшего окружения пациентов (семьи).
Большое значение в методике Ю.Б. Некрасовой придается личностной значимости выполняемой деятельности, заинтересованному отношению к процессу лечения, роли «эмоционального наполнения» процесса социореабилитации путем использования принципов парадоксальности, нестандартности наряду с традиционными методами лечения, а также приемов, направленных на формирование эмоционального отклика пациентов и их родственников, что имеет большое значение при формировании стойкой мотивации к излечению у пациентов [116].
Таким образом, очевиден интерес исследователей к проблеме поиска путей формирования мотивации достижения успеха в ходе общепедагогической и коррекционной деятельности. В рамках общепедагогической деятельности описываются не только условия, способствующие формированию мотивации учебной деятельности, но и делаются попытки воздействовать на мотивацию достижения путем формирования адекватных личностных свойств [96]; в рамках коррекционной деятельности (в процессе социореабилитации заикающихся) большее внимание уделяется созданию психологической почвы, способствующей повышению мотивационной включенности [67, 68, 112]. Однако остается открытым вопрос учета роли индивидуально-психологических особенностей (мотивационная направленность на стремление к успеху или избегание неудачи, самооценка, уровень притязаний, тревожность) в процессе коррекционной работы с заикающимися.