Смекни!
smekni.com

з астрономії на тему: " Звёздные взрывы " (стр. 2 из 2)

Турбулентные газы в ней движутся от центра наружу с крохотной, но всё же измеримой скоростью. Спектроскопические данные также указывают, что газы с нашей стороны приближаются к нам со скоростью примерно 1300 километров в секунду. Если Крабовидная туманность действительно представляет собой взрывающийся газ, то он должжен разлетаться во все сторны примерно с равной скоростью. В этом случае мы имеем право приравнять лучевую скорость в километрах в секунду и поперечную скорость в угловых секундах в год. Можно вычислить расстояние, на котором данная скорость даст видимое движение по небосводу в данное количество угловых секунд в год. Оказыватся, Крабовидная туманность находится от нас на расстоянии 4500 световых лет.

Сверхновая Браге 1572 г. или сверхновая Кеплера 1604 г. не оставили после себя настолько очевидных маркеров. В 1966 г. была обнаружена лёгкая газовая дымка, которую учёные сочли возможным остатком сверхновой Браге. С другой стороны существует класс астрономических объектов, которые могут представлять собой то, что осталось от сверхновых, вспыхнувших в небесах Земли до начала письменной истории и даже до возникновения человечества.

Это так называемые планетарные туманности: звёзды, окружённые обширными сферическими газовыми туманностями. Известно около 500 планетарных туманностей, а вообще в Галактике их, вероятно, многие тысячи. Ближайшая к нам - туманность NGC 7293 - расположена к нам достаточно близко, до неё примерно 85 световых лет, а диаметр её газового кольца составляет около трети светового года. Существуют различные предположения о природе и первопричине этих газообразных оболочек. Как минимум возможно, что некоторые из них, если не все, представляют собой материю, выброшенную центральной звездой много тысяч лет назад при взрыве новой или сверхновой.

УМИРАЮЩИЕ ЗВЁЗДЫ

Два типа объектов - белые карлики и сверхновые - тесно связаны между собой.

Как только стала понятна природа дегенерировавшей матери, астрономы поняли, что сжатие может происходить необычайно стремительно. При этом обычная прежде звезда почти мгновенно превращается в крохотный белый карлик. Тепло, выделившееся при сжатии, расскалит её до бело-голубого свечения, однако из-за маленькой площади поверхности излучать она будет после сжатия в целом меньше чем раньше. Как белый карлик, звезда будет излучать настолько немного, что энергии, выделяющейся при её дальнейшем черезвычайно медленном сжатии, ей хватит на долгие миллиарды лет.

Несмотря на свою громадную плотность, белый карлик не лишён возможности дальнейшего сжатия. Он способен сжиматся ещё долго. Может, плотность Сириуса В и превосходит плотность Солнца в 125 000 раз, но субатомные частицы, роящиеся внутри его в значительной степени дегенерировавшей материи, вовсе не соприкасаются между собой. Прежде чем до этого дойдет, Сириус В должен будет съёжится до диаметра всего в восемь, или около того, миль.

По мере сжатия белый карлик остывает. Продолжительность жизни белых карликов настолько велика, что, возможно, сама Галактика ещё слишком молода, чтобы стать свидетелем кончины хотя бы одной такой звезды.

Но все белые карлики - это умирающие звёзды, перед нами встаёт интересная проблема. Возьмём систему Сириуса. Сириус А и Сириус В должны иметь один возраст, однако сейчас Сириус А находится в расцвете лет, а Сириус В очень стар. Как же это возмозжно? Сириус В живёт гораздо быстрее, чем Сириус А. Исходя из соотношения масса - светимость, Сириус В должен быть массивнее Сириуса А. Тем не менее Сириус В в состоянии белого карлика, имеет массу вполовину меньше, чем Сириус А. Что же произошло с остальной массой, которая должна была когда-то ему принадлежать?

Единственный известный нам способ, которым звезда может потерять значительное количество своей материи, - это взрыв сверхновой. Возможно, что Сириус В миллиард лет назад потерпел такой взрыв.

Если звезда среднего размера исчерпала ядерное топливо своего ядра, она начинает сжиматься и может потерпеть несильный взрыв, когда от нового нагрева вспыхнет часть ядерного топлива. Со временем может произойти даже несколько таких взрывов. По крайней мере некоторые из обычных новых могут представлять именно эту стадию звёздной эволюции. Возможно даже, что таким образом, прямо на глазах астрономов, сформировался белый карлик.

Если взрывы сверхновых и правда отмечают факт превращения массивных заёзд в белые карлики, то в центре Крабовидной туманности такой белый карлик непременно должен быть. И действительно, там находится крохотная голубоватая звёздочка - очень горячая, каким и должен быть недавно образовавшийся белый карлик, - и учёные сходятся во мнении, что это он и есть.

Белые карлики должны присутствовать в центре по крайней мере некоторых планетарных туманностей, если они представляют собой остатки взрывов сверхновых.

Если в каждой конкретной галактике за тысячу лет происходит в среднем три взрыва сверхновых, то за пять милиардов лет существования Солнечной системы в нашей Галактике должно было произойти порядка 15 000 000 таких взрывов и образоваться, соответственно, столько же белых карликов. Добавьте к этому сверхновые, взорвавшиеся до образования Солнечной системы, и белые карлики, образовавшиеся из звёзд достаточно маленьких, чтобы миновать стадию сверхновой, и будет совсем неудивительно, что белые карлики в Галактике настолько обычны.