Низкий уровень межличностного доверия, характерный для современной России, существенно снижает эффективность противодействия коррупции в нашей стране. Большинство должностных лиц, предпринимателей и граждан нашей страны коррупцию считают негативным социальным явлением, требуют от правоохранительных органов и других органов власти усиления борьбы с коррупцией, ужесточения наказаний за совершение коррупционных действий и т.п. Но такое отношение к коррупционным действиям распространяется в нашей стране только на других индивидов, но не на самих себя.
Подавляющее большинство наших должностных лиц, предпринимателей и граждан понимают, что их личный отказ от совершения коррупционных действий для решений своих проблем, проблем своих семей или корпораций, немедленно будет приводить к проигрышу в конкуренции за необходимые им ресурсы. Такие индивиды будут с существенно большими затратами времени и энергии получать решения своих проблем или не получать их вовсе. В их семьях будет формироваться негативное отношение к ним, неспособным вовремя и качественно решать возникающие проблемы. Должностные лица будут иметь проблемы с карьерным ростом. А корпорации будут проигрывать в конкуренции в сферах своей деятельности: в экономике, государственном или муниципальном управлении, политике и т.п.
В результате в нашей стране подавляющее большинство должностных лиц, предпринимателей и граждан не только не готовы отказаться от участия в совершении коррупционных действий, но и формируют в сознании оправдания таких своих позиций. Нередко они даже не понимают, что совершали коррупционные действия, потому что аналогичные действия совершают многие и потому что они стали привычными способами решений проблем. И во многих случаях точно по нормам российских законов проблемы должностных лиц, предпринимателей и граждан, действительно, просто невозможно решить.
Проиллюстрируем на примерах, как низкий уровень межличностного доверия препятствует эффективному противодействию коррупции в нашей стране.
В системе дошкольного образования российские граждане постоянно вынуждены давать взятки и осуществлять неформальные платежи. Одна из причин такого положения в низком уровне доверия незнакомым индивидам.
Родители отдают своих детей воспитателям детских садов, но не доверяют им. Поэтому родители хорошо понимают: их отказы от взяток и неформальных платежей, например, на проведение ремонтов, требуемых воспитателями и руководителями детских садов, приведут к плохому отношению к их детям. Родители не могут договориться между собой не давать взяток и неформальных платежей, потому что они не доверяют и друг другу. Родители хорошо понимают, что каждый из них должен выстраивать доверительные отношения с воспитателями и руководителями детских садов, они не доверяют им в соответствии с их должностными полномочиями. И отказ кого-то из родителей такие доверительные отношения с воспитателями и руководителями детских садов выстраивать, неизбежно будет приводить его к социальному отчуждению от других родителей. В таких условиях крайне сложно было бы существовать в детских садах не только детям этих родителей, но и самим родителям.
В результате никакие призывы не давать взяток в детских садах не приводят к тому, что взяток и неформальных платежей в детских садах становится меньше. Не только воспитатели и руководители детских садов требуют их от родителей, но и сами родители без прямого вынуждения дают взятки и осуществляют неформальные платежи, чтобы за деньги получать услуги, которые должны были бы получать их дети при нормальном уровне доверия в соответствии с функциями, которые должны реализовывать детские сады.
Большинство представителей частного бизнеса хотели бы вести свои взаимодействия с органами власти без коррупции, но их частный интерес всегда этому препятствует. Причина в том, что отказ от использования коррупционных действий в решениях проблем частных бизнесов с органами власти и в конкуренции с другими частными бизнесами в условиях современной России неизбежно приводит к проигрышу в конкуренции за получение государственных и муниципальных заказов, доступа к потребителям товаров и услуг, к необходимым для ведения частного бизнеса производственным и финансовым ресурсам. Ведь в современных российских условиях получение эксклюзивных льгот и преимуществ частными бизнесами, ассоциированными с теми или иными органами власти, является весьма значимым ресурсом их доминирования над возможными конкурентами.
Одна из важнейших причин такого положения в глубоком недоверии владельцев и менеджеров частного бизнеса представителям других частных бизнесов и органов власти. Практически все представители частного бизнеса в современной России осознанно или неосознанно мотивируются в своих действиях тем, что любой конкурент будет готов использовать коррупционные действия для получения доминирующего положения на рынке. И отказ одного из частных бизнесов от коррупции не будет поддержан аналогичными отказами его конкурентов, а, напротив, будет использован для прекращения деятельности этого частного бизнеса.
Ассоциации частного бизнеса могли бы по опыту развитых и успешно развивающихся стран мира представлять во власти и в противодействии коррупции в стране не частные интересы отдельных предпринимателей и менеджеров и не корпоративные интересы их бизнесов, а общие интересы бизнес-сообщества или его крупных групп, выделяемых обычно по отраслям или специфике деятельности. В развитых и успешно развивающихся странах мира более вероятно, что ассоциации частного бизнеса будут заинтересованы в противодействии коррупции, а не в получении эксклюзивных преимуществ для отдельных частных бизнесов коррупционными средствами. Но в условиях современной России представителям ассоциаций частных бизнесов в силу низкого уровня доверия друг другу не удаётся договориться об общих интересах в ведении своих бизнесов, конкурирующих между собой, а также с органами власти. Поэтому в современных российских условиях ассоциации частного бизнеса не могут содействовать снижению уровня коррупции с стране и отдельных отраслях экономики.
Современный российский крупный и средний частный бизнес весьма активно решает свои хозяйственные споры в арбитражных судах. Предпринимателям и менеджерам частных бизнесов очень нравится то, что в таких судах разбирательства происходят по документам, суды, как правило, внимательно рассматривают кодифицированные юридические формулировки из этих документов, очень редко верят неподтверждённым документами свидетельствам. По этим основаниям предприниматели и менеджеры частных бизнесов оценивают арбитражные суды как наиболее профессиональные в современной России, а их решения – как наиболее обоснованные в сравнении с решениями других судов.
Но при таком отношении предпринимателей и менеджеров частных бизнесов к арбитражным судам в них выявлен самый высокий уровень коррупции среди судов всех других юрисдикций. Причиной является глубокое недоверие сторон арбитражных судебных разбирательств друг к другу, которые считают себя процессуальными противниками, не имеющими общих интересов. В такой ситуации каждая из сторон арбитражного судебного разбирательства и рационально понимает, и бессознательно ощущает опасность того, что её отказ в даче взятки судье неизбежно приведёт к судебному решению в пользу противоположной стороны процесса, которая взятку даст. Естественно, такие взятки даются через посредников, не имеющих полномочий влиять на судебные решения, поэтому юридические доказательства взяточничества собрать практически невозможно. Но представителям российского бизнес-сообщества из-за низкого уровня доверия друг другу невозможно и договориться о том, чтобы никто не давал взяток в арбитражных судебных разбирательствах, чтобы решения судей в этих процессах были максимально объективными и профессиональными. А снизить уровень коррупции в арбитражных судах без активного противодействия ей со стороны представителей частного бизнеса невозможно.
Коррупция, как довольно сложное и неоднозначно понимаемое социальное явление, не может полностью определяться уровнем социального доверия. Но низкий уровень социального доверия в современной России наряду с низким уровнем социальной солидарности, низким уровнем доверия социальным институтам, очень ограниченным горизонтом предвидимого будущего, высоким уровнем социальной дифференциации и другими особенностями российской социальности, существенно способствует распространённости коррупции в нашем социуме.