Смекни!
smekni.com

Е. В. Якимова социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы (стр. 12 из 26)

Собственно психологическая версия дискурсивного анализа социальных явлений обозначилась как специфическая исследовательская область в рамках более широкого мультидисциплинарного течения, которое объединяет попытки осмысления социальных функций обыденной речи и конверсации силами лингвистики, философии и социологии. В программу подобных исследований входят структурный анализ последовательностей речевых актов, микросоциальный (этнометодологический) анализ языковый конвенций и шаблонов в пределах локальных дискурсивных практик, изучение роли дискурсов в формировании методов науки, социология знания как дискурсивной деятельности в контексте культуры, философский анализ процессов дискурсивного конституирования культурных образований в традициях Фуко. На этом интеллектуальном фоне специфика дискурсивной психологии может быть описана как изучение дискурсивного процесса, который понимается предельно широко. Речь идет не просто о цепочке "рассуждении", выраженных посредством языка, но о структурированой последовательности интенциональных актов, приводящих в движение ту иди иную знаковую систему (включая обычную речь), которая представляет собой результат совместной (социальной) деятельности (10, с 4-5). Положение о социальном происхождении явлений, которые традиционная психология относит к области интрапсихического,

52

является принципиальным для дискурсивной психологии и ставит ее в один ряд с исследованиями социоконструкционистского характера. Не случайно теоретики дискурсивной психологии рассматривают конструкционизм Дерджена как ближайшую метатеоретическую предпосылку своей исследовательской работы, ключевым элементом которой выступает тезис о социальных отношениях как смыслосозидающих факторах образа повседневности

Очевидно, что социиоконструкционистская ориентация дискурсивного анализа как психологической "теории и метода изучения социальной практики и действий, ее составляющих", ставит это направление в оппозицию доминирующей когнитивистской парадигме в общей и социальной психологии (49, с 383). По мнению Р Харре, становление дискурсивной психологии сопровождалось сдвигом на уровне метатеории: позитивистская индивидуалистическая схема "науки о ментальных репрезентациях" уступила место анализу социального генезиса психологических феноменов, освобожденных от традиционного груза "двойной метафизики" (35. с 6). Р Харре был одним из тех, кто вместе К Джердженом стоял у истоков "альтернативной" психологии. Еще в 70-е годы он разработал концепцию социальной психологии как науки о социальных значениях, которые вырабатываются в процессе интеракции согласно правилам "локальной этнографии" (32). Спустя полтора десятилетия базовые установки этой концепции, названной "этогеническим подходом", получили новое звучание в рамках дискурсивной психологии. Поэтому этогеническую психологию Харре с полным основанием можно считать не только одной из ранних версий социального конструкционизма, но и прообразом современной психологии дискурсивного анализа

Авторитет Р Харре как теоретика социальной психологии сегодня весьма высок; об этом свидетельствуют как регулярные публикации его статей в ведущих психологических журналах, так и индекс цитирования его монографий, особенно в работах социоконструкционистского направления. Между тем, социальная психология не исчерпывает сферы научных интересов профессора философии из Оксфорда. До выхода в свет его первой книги, посвященной проблемам социальной психологии (в соавторстве с

53

П Секордом)1 Харре был известен преимущественно как специалист в области философии науки. Однако, начиная со второй половины 70-х годов он публикует серию исследований, посвященных разработке антипозитивистских моделей социальной психологии и психологии личности. В этих работах анализ философских оснований научного знания конкретизируется как проблема онтологии, эпистемологии и метатеории социальной психологии. Научная и философская эрудиция, присущая Харре, позволяет ему разнообразить мета-анализ психологической теории неожиданными примерами и аналогиями из области естествознания, хотя, как приверженец социального конструкционизма, он вовсе не считает естественнонаучные модели знания адекватным средством для постижения сферы психосоциального. Философские и психологические идеи Харре, пишет критик Т.Рен, нередко воспринимаются как "психо-ересь", поскольку они не соответствуют "канонам истеблишмента" - ни философского, ни психологического. Этогенический подход акцентирует социопсихологические функции различных "речевых актов" - Я-нарративов, самоописаний, самоотчетов, автобиографических повествований и т.п Здесь выходит на первый план эвристическая ценность для психологии микросоциального и лингвистического анализа типичных "речевых ситуаций" (приветствие, изъявление благодарности, представление обществу незнакомого лица и т д), а также необходимость структурной дешифровки социальных ритуалов и шаблонных последовательностей действий. С этой точки зрения, продолжает Т Рен, этогенический анализ представляет собой набор "неколичественных процедур по извлечению основополагающих правил социального взаимодействия" (69, с 2б). В основании же всех этих "еретических" манипуляций с речевыми актами и ситуациями лежит весьма здравое и хорошо известное "диалектическое положение о том, что Я конституируется посредством социальных отношений". Двигаясь в направлении, намеченном Дж Г Мидом и Дж М Болдуином, Харре просто "пошел дальше других и преуспел в своих попытках показать, как именно должна выглядеть этогеническая социальная психология, или психология отношений", - считает Рен. (69, с 26).

' Нагге R. , Secord Р F. The explanation of social behaviour. -N.Y., 1973 - 332 p.

54

В основу этогенической модели Харре были положены два принципиальных критических тезиса

а) антибихевиористское утверждение о том, что человека следует рассматривать как субъекта собственных действий, самостоятельно организующего и направляющего свои поступки, а не как пассивного проводника стимулов среды;

б) антикогнитивистское понимание ментальных процессов как результата межличностного символического взаимодействия, где психика выступает собирательным термином для описания дискурсивной деятельности, характерной для индивида в пределах локального сообщества

Предпосылкой новой психологии послужила обстоятельная критика традиционной социопсихологической парадигмы и ее философских оснований (эмпиризма, юмовской концепции причинности и механистического образа человека). Альтернативная концепция социального поведения предполагает, по мысли Харре, выявление и идентификацию "генерирующих внутренних механизмов" этого поведения, в чем, собственно, и заключается задача этогенического анализа Самоуправление индивида посредством "механизмов, генерирующих поведение", происходит в строгом соответствии с теми социальными значениями, которые индивид приписывает структурным элементам локальной ситуации. Следовательно, для того, чтобы понять социальное поведение личности, необходимо проникнуть в мир тех социальных значений, которые составляют основу поведенческих актов Ведущая роль в экспликации социальных значений принадлежит эмпирическому анализу "отчетов-объяснений", или высказываний субъекта действий по поводу совершаемых им поступков и тех значений, которые он приписывает этим поступкам и ответным реакциям других участников интеракции. Инструментом таких объяснений в повседневной жизни служит обычная речь. Поэтому "главным техническим средством этогенического анализа становится анализ речи действующих лиц" (32, с 284). Для овладения этой техникой Харре предлагает воспользоваться приемами изучения языка повседневного общения, разработанными философами Оксфордской школы лингвистического анализа. Вместе с тем, социальному психологу необходимо выявить структуру локального социального взаимодействия, в контексте которого протекает речевая деятельность субъектов. Для этого требуется "хорошая

55

микросоциология", например - теория и техника этнометодологии. Овладение всеми этими аналитическими средствами избавит психологов от "интуитивных, непрофессиональных концепций структуры и значения социальных интеракций" и сделает возможном "плодотворный союз микросоциологии и социальной психологии", считает Харре (32, с 284).

Альтернативная - этогеническая - психология должна, таким образом, стать теорией интеллигибельных и корректных социальных действий, или действий, понятых в терминах их социальных значений, выраженных и воспринятых компетентными участниками интеракции (32, с 290). Социальное действие, обладающее значением, - это действие, которое понятно и уместно в рамках "локальной этнографии", оно построено и "прочитано" в соответствии с принятыми шаблонами и конвенциями. Причем последовательность актов, структурирующих локальную ситуацию взаимодействия, определяется именно на уровне их значений Уяснение этого обстоятельства (составляющего ядро этнометодологии) является непременным условием для овладения приемами этогенического анализа, подчеркивает Харре. Для энтогенической психологии безразлична "субстанция" действия, которое подлежит анализу: и речь, и жест, и поза, и стиль или способ осуществления социального акта расценивается здесь как равноправные и равновозможные средства передачи значения. Значение же - в контексте локальных интеракций -идентифицирует себя таким образом, что всякое действие, совершаемое здесь и теперь, самим фактом своего совершения здесь и теперь удостоверяет свою интеллигибельность (постижимость для других) и уместность (соответствие нормам "локальной этнографии"). Эти ключевые атрибуты - интеллигибельность и уместность - социальное действие приобретает только в том случае, если участники локальной ситуации воспринимают его как часть сиюминутной структуры взаимодействия (рукопожатие будет узнаваемо и уместно только как элемент церемонии приветствия, в иных же структурных обстоятельствах оно станет просто носителем физических параметров прикосновения). Микросоциологический анализ позволяет выявить и квалифицировать порядок действий, образующих структуру данной интеракции; анализ "объяснений" служит для идентификации когнитивных ресурсов, с помощью