Смекни!
smekni.com

Е. В. Якимова социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы (стр. 19 из 26)

Таким образом, изучение социальных представлений предполагает поиск мотивирующих их элементов новизны и реконструкцию социокогнитивного процесса подтверждения старых выводов новыми посылками. Это происходит посредством закрепления и объективации социальных представлений

Закрепление (анкеровка - в терминах Московичи) означает возврат представления (образа, понятия) к известной, общепринятой точке отсчета, "прицепление" его к обыденным образам и категориям повседневного опыта Объективация (воплощение) равнозначно трансформации абстрактного содержания в нечто почти физически осязаемое; это превращение того, что существует в мыслях, в нечто, существующее природе". Когда неизвестное помещено в знакомые рамки, появляется возможность сравнить его с известным, а значит, так или иначе интерпретировать. Будучи воплощенным в некотором конкретном, т е. наблюдаемом и ощутимом виде, оно становится подвластным нашему контролю. Тем самым закрепление и объективация образуют инструментальную сторону формирования социальных представлений

В свою очередь они обладают собственными механизмами действия. В первом случае это категоризация и наименование, во втором - язык и память. Закрепить, "зацепить" социальное Представление - значит отнести его к некоторой категории, снабдив

83

незнакомое именем (ярлыком). Если объект (идея, образ) соотнесен с категорией, он превращается в элемент конвенциональной категориальной сети и, следовательно, приобретает вполне определенные характеристики. Получив имя, он становится объектом коммуникации, поскольку нельзя обсуждать то, что не названо. Процесс представления себе объекта, пишет Московичи, -это "в основе своей процесс классификации и наименования, метод установления связей между категориями и именами" (58, с. 193). В результате категоризации и наименования представления, "посаженные на цепь" социальной памяти, приобретают социальную идентичность, а тем самым - и значение в согласованном конверсационном универсуме

Объективация насыщает незнакомое понятие реальностью; в каждом представлении воплощается тот или иной уровень реальности, который создается социальным сообществом и исчезает вместе с ним (как, например, практически исчез уровень сверхъестественного в реальности модерна). Способность языка и мысли материализовать абстрактную сущность представления равнозначна "усилию трансформировать слово о вещи в овеществленное слово". На первом этапе материализация означает открытие портретного эквивалента незнакомой идеи или объекта, что происходит путем сопоставления понятия и образа (например, понятие Бога и образ физического отца). Однако на практике невозможно все понятия "прикрепить" к конкретным образам. Поэтому социальные сообщества формируют те или иные комбинации слов (понятий), которые в принц ипе могут быть представлены Эти совокупности слов инкорпорируются в некоторую модель, или "фигуративное ядро", образующие образную структуру, воспроизводящую в видимой манере структуру понятийную

Формируя "фигуративное ядро", социальное сообщество ориентируется на образный арсенал социальной памяти. Так возникают клише, которые комбинируют разрозненные и упрощают сложные образы. В конечном счете "образ, ассоциируемый со словом или идеей, ввергнутый в пучину социального бытия и пущенный по воле волн, начинает рассматриваться как реальность, — разумеется, как реальность конвенциональная, но все-таки реальность" (58, с 200). Исчезает различие между образом и

миром, воспроизведенное понятие утрачивает характер символа, оно становится "копией реальности". Понятие теряет произвольность и абстрактность, приобретая "авторитет естественного факта"; для тех, кто его использует, понятие выглядит как обладающее почти физическим, автономным бытием. На втором этапе происходит окончательная натурализация понятия; воспринятое окончательно заменяет собой мыслимое, так что изображение выступает бесспорным элементом реальности Дистанция между представлением и представляемой "вещью" исчезает; то, что принадлежало понятию как дубликату реальности, обращается в свойство реального явления и, таким образом, становится истоком самого понятия. Поэтому можно даже говорить о тенденции к социальному номинализму, благодаря которой имена, идентифицирующие людей и вещи, множатся и распространяются, способствуя размещению своих носителей в пределах доминирующих представлений, утверждает Московичи. Теперь образы уже не занимают странного положения "между" словами, которые как будто обладают значениями сами по себе, и реальными вещами, которые подлежат обозначению; "приноровившись к вещам, они теперь сами есть то, что они обозначают" (58, с 201).

Противостояние двух дискурсивных универсумов, продолжает Московичи, реализует себя во взаимоисключающих способах познания соответствующих типов реальности. Если социальные представления превращают неизвестное в хорошо знакомое, то научные понятия воплощают обратное движение: от знакомого - к неизвестному и, тем самым, разрушают сложившуюся систему представлений о мире Наука, отправным пунктом которой некогда был здравый смысл, все дальше уходит от своих истоков. В свое время наука "снимала налет вульгарности с суждений здравого смысла", облекая эти суждения в форму научных постулатов. В эпоху модерна здравый смысл возвращает науку повседневности, переплавляя - посредством социальных представлений - научные истины в обыденные понятия Противоположные пути познания приводят к различным типам истины. Истинность социальных представлений (до тех пор, пока они остаются общезначимыми) основана на доверии к ним субъектов социального опыта; истинность научных понятий основана на законах: здесь "более

85

доверяют правилам, чем людям и постоянно требуют новых доказательств" (44, с 518). Наконец, различны и типы объяснения, принятые в социально-дискурсивном и объектно-научном пространствах. В социальном мире существуют два типа познания Первый, известный под именем каузальной атрибуции, совпадает с причинным объяснением явлений, характерным для мира науки. Второй, обычно предваряющий первый, состоит в идентификации целей социальных субъектов и средств их достижения

В терминах теории социальных представлений поиск причин и выведение следствий - это не что иное, как объяснение непонятного, те трансформация неизвестного. Значит, изучение каузальной атрибуции должно принимать в расчет социальный контекст этой атрибуции, те опосредующий мир социальных представлений. Вопрос "почему" применительно к социальной реальности означает не только "по какой причине", но и "с какой целью". Каузальной атрибуции всегда предшествует процесс "обвинения" того социального субъекта, действия которого вызывают недоумение. "Обвинение" дает возможность проникнуть в скрытые мотивы непонятных поступков. Назвав политического девианта "врагом народа", индивид облекает идею в физический образ, который имеет вполне понятные, узнаваемые цели

Таким образом, в объяснении социального явления участвуют и атрибуция, и "обвинение". Когда индивид ищет субъективные основания наблюдаемых действий, он прибегает к обвинению; когда его интересуют объективные факторы того, что на поверхности выглядит явлением субъективного порядка, он использует атрибуцию Эти процессы близки, но не синонимичны, "в одном случае причинность выступает в первом лице, в другом - в третьем" (58, с 206). Процесс каузальной атрибуции, - это ''привой" на плодоносящем дереве средств и целей. Этим соподчинением двух ликов социальной причинности постоянно пренебрегают социальные аналитики, проявляющие четкое стремление к "опричиниванию" познавательного контекста социальной реальности, считает французский психолог. В результате цели выглядят как причины, намерения выдаются за результаты, а средства выступают в виде следствий

Изложенные выше идеи С Московичи составляют теоретически ядро концепции социальных представлений

По мнению его коллеги Д Жоделе, работы идеолога новой французской школы остаются единственным в своем роде опытом систематического, всестороннего анализа данного феномена, в то время как его последователи сосредотачивают внимание на отдельных его аспектах. Это обстоятельство позволило Жоделе разработать классификацию более или менее автономных подходов к проблеме социальных представлений в новейших социопсихологических и междисциплинарных исследованиях. Классификация Жоделе включает три блока исследований, общим исходным пунктом которых служит интерпретация представлений как формы практического знания, связывающей субъект и объект При этом понятия "субъект" и "объект могут наполняться разным содержанием, соответственно, по-разному интерпретируются и их связи. Так, формирование представлений у индивидуального субъекта может рассматриваться как когнитивный процесс (тогда субъект квалифицируется как познающая единица) или как продукт внутрипсихической деятельности (тогда акцентируются психологические параметры субъекта). В то же время в характеристику субъекта включаются социальные и культурные факторы Под субъектом может пониматься и социальная общность, тогда социальные представления рассматриваются как продукт идеологических процессов, протекающих в данной группе. Первый тип исследований, согласно Жоделе, составляет преимущественное изучение социокультурных условий формирования представлений и их циркуляции в обществе, а также языка коммуникации. Ко второму типу относятся описания социальных представлений как формы знания и их функции в процессе освоения социальной реальности (конструирование и интерпретация). К третьему типу принадлежат работы, выявляющие эпистемологический статус и когнитивную структуру представлений. В двух первых случаях аналитиков больше интересует образ мира, который создается и изменяется при посредстве социальных представлений; в последнем анализу подлежит процесс создания самого представления и его соотношение с миром объектов. Соответственно, два первых типа исследований акцентируют социальный генезис представлений и их роль в качестве конституирующих факторов знания о мире, тогда