Московичи не согласен с подобной трактовкой своей теории, превращающей ее в подсобное средство этнометодологии и конверсационного анализа. Не отрицая возможности включения "лингвистических репертуаров" в практику изучения социальных представлений, он вместе с тем утверждает: "Дискурс - это не представление, даже если предположить, что каждое представление может быть обращено в дискурсивную реальность" (45, с 92) Не всякий образ или понятие становятся элементом языка. Дело обстоит как раз наоборот: язык способен актуализировать любые образы и представления, разделяемые группой. Таким образом, лингвистический репертуар не исчерпывает собой природы феномена, называемого социальным представлением. Кроме того, если конструирование реальности рассматривают Исключительно как "продукт разговора или консенсуса между индивидами", это понятие утрачивает свою эвристическую силу и становится тривиальным, подчеркивает Московичи (47, с 231).
Как и Р Харре, Я Паркер, которому близка метатеоретическая позиция социального конструкционизма, считает основным недостатком теории Московичи ее "скрытый индивидуализм". Концепция социальных представлений, пишет Паркер, ознаменовала собой заметный шаг вперед в развитии социальной психологии Поместив индивида в социальный контекст, новая французская школа подтвердила актуальность конструкционистской позиции в психологии. Кроме того, подход, предложенный Московичи, позволил обратиться к изучению интерсубъективных структур социальной реальности. Проникнуть в мир социальных представлений -значит понять формы мысли
96
различных социальных сообществ, постичь разнообразие "туземных" (локальных) психологии. Этот аспект сближает Концепцию Московичи с позицией Харре, подчеркивает Паркер. "Благоприятный результат инъекции в социальную психологию мультидисциплинарного и кросс-культурного измерений состоит в том, что на первый план выступило многообразие социального опыта... был брошен вызов гомогенизации социального мира, которую, под видом науки, отстаивала старая, экспериментальная парадигма" (48, с 449). Таким образом, теорию и исследование социальных представлений можно было бы рассматривать как составную часть новой модели дисциплины, где лаборатория уступает место реальному миру. Солидаризуясь с конструкционистской критикой позитивистской психологии, эта теория стремится, использовать элементы социологии, чтобы продемонстрировать содержательное разнообразие индивидуального бытия в социальном мире
Однако при этом Московичи уходит от ответа на вопрос о соотношении индивидуального и социального уровней социопсихологического анализа, считает британский психолог. Обращаясь к изучению символических аспектов социального бытия, Московичи настаивает на сохранении в социальном анализе индивидуального измерения. Эта противоречивая установка порождает массу разночтении, особенно среди англоязычных приверженцев французской теории. Одни, подобно Харре, берут на вооружение "сильный" вариант концепции социальных представлений, который близок новой, неиндивидуалистической психологии. Другие, прежде всего представители социального когнитивизма, пытаются утилизировать ее "слабый" вариант, который, благодаря латентному индивидуализму, вполне укладывается в рамки позитивистской парадигмы
Двусмысленность положения, в котором в 80-е годы оказалась теория социальных представлений, в значительной степени объясняется неверным образом социологии, сложившимся у социальных психологов, полагает Паркер. Так, Московичи настаивает на преемственности своих идей и социологической позиции Дюркгейма. Между тем, объективно, ему гораздо ближе социологический индивидуализм Вебера, подхваченный и развитый социальным когнитивизмом Поклонники когнитивизма в
97
социальной психологии попытались "спроецировать социальные представления в головы веберовских социальных актеров" (48, с 454). Эта проекция в определенной мере задана работами самого Московичи и, в особенности, его коллег, занятых экспериментальным изучением дистрибутивных социальных Представлений. В результате реанимируется тот самый психологический редукционизм, против которого изначально был направлен замысел модели социальных представлений
Еще больший урон престижу новой теории как прообразу социологической социальной психологии наносит свойственное когнитивизму увлечение формальными аспектами ментальных процессов. Если "сильный" вариант концепции Московичи акцентирует содержание социальных представлений, то "слабый", заимствованный когнитивизмом, напротив, сконцентрирован на изучении форм социальной информации и их индивидуального восприятия. "Вместо изучения символической сферы бытия наблюдается сдвиг в сторону экспликации индивидуальных информационных процессов" (48, с 447). К сожалению, пишет Паркер, именно "слабая" версия теории Московичи приобретает все большее число сторонников в англоязычном мире. Поэтому было бы преждевременно относись данную концепцию к разряду неиндивидуалистических моделей социально-психологического знания
Сходную оценку теории социальных представлений дает К.Джерджен. Он считает, что в поздних работах Московичи и, в особенности, в практике лабораторно-экспсриментального изучения данного феномена, его изначально конструкционистское понимание как социального объекта, вырабатываемого социальным сообществом, сменилось "отчетливой когнитивистской ориентацией". За исключением редких полевых исследований, сохраняющих прежнее дюркгеймовское - толкование представлений как присущих коллективу, это явление все чаще рассматривается в качестве "ментального макияжа" или "суммы индивидуальных ментальных актов" (24, с 134-135).
Запутанные отношения концепции социальных представлений и социального когнитивизма во многом объясняются неадекватным переводом на английский язык работ Московичи, считает Р Фарр. Не последнюю роль здесь сыграло и усердие
98
некоторых редакторов, пытающихся придать французской социальной психологии не свойственный ей когнитивистский оттенок. Однако опасения критиков, что Московичи "продался когнитивистскому лобби", беспочвенны. Идея социальных представлений, проникающая сегодня в контекст исследований в жанре "social cognition", это тот самый Троянский конь, который, вступив в цитадель когнитивизма, сумеет выполнить возложенную на него задачу радикального обновления социальной психологии (20, с 353-359).
По мнению автрийского психолога В Вагнера, в ранних работах Московичи содержалось даже "больше конструкционизма", чем в знаменитом манифесте Джерджена. Если Джерджен идентифицировал способ понимания мира индивидом как членом социального сообщества, то Московичи описал также процесс конструирования этого мира посредством понимания. Во многих фундаментальных аспектах концепция социальных представлений и конструкционистская позиция в психологии (включая Позиционную теорию и дискурсионный анализ) "не только совместимы, но и дополняют друг друга", подчеркивает Вагнер (66, с 96). Тем не менее сегодня конструкционистское звучание исходных идей основателя новой французской школы почти утрачено, а в работах его последователей обозначился крен в сторону когнитивизма. Этот перекос в значительной степени вызван инерцией господствующего научного дискурса в психологии, некоторые формы которого постоянно воспроизводят сторонники Московичи - в полном противоречии с нетрадиционной трактовкой представления как средства конституирования наличной среды обитания
Эпистемолсгической предпосылкой когнитивистских тенденций В работах аналитиков социальной репрезентации Вагнер считает разъединение процессов, которые у самого Московичи выступали двумя сторонами одной медали. Это конструирование Представления как символической системы и конструирование, с помощью этого представления, социального объекта. В результате Представление отделилось от объекта; из представления объекта оно сделалось представлением об объекте (о душевных болезнях, СПИДе, нищете и т п). В конце концов психологи сосредоточились на изучении символических, изобразительных и когнитивных
99
свойств представлений, оставив в стороне процесс конструирования социального мира, а с ним вместе и замысел "подлинно социальной" психологии
Экспликация традиционных навыков теоретизирования в работах сторонников социорепрезентативного подхода позволит не только покончить с обвинениями в индивидуализме, но и сделает очевидным конструкционистское содержание идей Московичи, считает Вагнер
С этой целью он последовательно рассматривает три взаимосвязанных вопроса
1) являются ли социальные представления представлениями об объектах;
2) могут ли они быть истинными или ложными;
3) следует ли считать конструирование социального мира интенциональным актом?
Согласно обыденному представлению о работе человеческого сознания, или логике здравого смысла, индивиду - как субъекту опыта - противостоит внешний, отличный от него объект (предмет или другой индивид), обладающий независимым от субъекта фиксированным набором атрибутов. Индивид вступает с объектом в интенциональное взаимодействие, воспринимает его, представляет и манипулирует им. Эффективность этих взаимоотношений, те реализация намерений субъекта, зависит от того, насколько верна созданная им ментальная копия объекта. Данная "протофилософская триада: S - О - интенциональное действие" исчерпывает онтологию здравого смысла современного западного человека; она же является краеугольным камнем социального когнитивизма как психологической научной модели человеческого сознания. Иными словами, социальный когнитивизм - это рафинированный вариант "фольк-психологии", опирающийся на те же онтологические принципы, что и философия обыденного сознания, и потому предполагающий положительный ответ на три вышеназванных вопроса