Смекни!
smekni.com

Е. В. Якимова социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы (стр. 5 из 26)

Именно необходимостью утвердить специфический угол зрения в социальной психологии объясняется переименование (и переосмысление) дюркгеймовского термина "коллективные представления" в работах современных французских психологов, которые развивают социологические идеи Дюркгейма в рамках

21

новой дисциплины, применительно к новым социальным обстоятельствам. Дюркгейм различал представления индивидуальные, носителем которых он считал сознание индивидов, и представления коллективные, субстратом которых выступает общество. Первые аналогичны образам, они изменчивы и преходящи и составляют предмет психологии. Вторые сродни категориям и понятиям, они универсальны, неизменны и безличны и в своей совокупности подлежат изучению в рамках социологии. При этом Дюркгейм рассматривал коллективные представления не как сумму представлений индивидуальных, а как их первооснову, которая, подобно языку, едина для всех членов данного общества; кроме того, он обнаружил в понятии "представление" символический компонент и обозначил его как способ осознания обществом самого себя

Дальнейшее развитие понятия "коллективные представления", которое Московичи считает одним из самых плодотворных категорий социальных наук, он связывает с именами Леви-Брюля, Фрейда и Пиаже. Леви-Брюль попытался вычленить интеллектуальные и аффектные структуры коллективных представлений; Пиаже и Фрейд подготовили почву для превращения этого термина из абстрактного объяснительного концепта в феномен психосоциальной реальности, подпадающий под известные процедуры психологического исследования, а также выявили связь индивидуальной и коллективной ментальности Современные французские психологи начали претворять в жизнь программу изучения коллективной ментальности, намеченную Дюркгеймом, для чего потребовалось сделать адекватным сегодняшнему обществу исходное понятие его социологической концепции Дюркгеймовская категория "коллективные представления" включала обширный класс гетерогенных интеллектуальных форм (мифология, религия, обыденное знание, категории пространства и времени) и предназначалась для описания духовной жизни традиционных обществ. Этим объясняется абстрактность, статичность и неструктурированность этого понятия в трактовке Дюркгейма. Категория социальных представлений призвана структурировать ментальную реальность современности, в которой уже не существует мифов в их прежнем понимании, где изменился статус религиозных верований и даже обыденное знание

22

приобрело новую структуру. Современные представления гораздо более подвижны и склонны к изменению, чем их аналоги в традиционном обществе, поэтому сегодня "речь идет главным образом о понимании новаций, а не традиций", на первый план выступает проблема генезиса представлений, их передачи и изменения в процессе социальной коммуникации (7, с 94).

Терминологические изменения во французской традиции социального анализа, резюмирует свою позицию Московичи, вызваны "необходимостью наведения мостов между индивидуальным и социальным миром и осмыслением последнего как находящегося в состоянии перманентных изменений" (47, с 219). Ту же задачу, конкретизированную в терминах социального познания и созидания людьми своей повседневной реальности, ставит перед собой конструкционистское направление западной социальной психологии в целом

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ К ДЖЕРДЖЕНА

Термин "социальный конструкционизм" был введен в научный оборот американским психологом Кеннетом Джердженом, который в 1985 г. опубликовал в авторитетном журнале "American psychologist" программную статью под названием "Движение социального конструкционизма в современной психологии". В этой статье было "обрисовано в общих чертах одно научное движение, оспаривающее устоявшиеся истины" психологии и эмпиристской эпистемологии и проливающее некоторый свет на те процессы, "с помощью которых люди описывают, интерпретируют или каким-либо иным образом делают для себя понятным тот мир (включая их самих), где они живут" (2, с 51-52). Объясняя этимологию не слишком изящного словосочетания "социальный конструкционизм" (social constructionism), автор подчеркивал связь новой совокупности идей в психологии с классической социологической концепцией Бергера и Лукмана, с одной стороны, и отличие своей позиции от традиции генетического конструктивизма, восходящей к психологической теории Пиаже, с другой

Конспективное изложение в этом "манифесте конструкционизма" предыстории формирования нового интеллектуального движения и основных положений

23

неэмпиристской модели знания уже содержало в имплицитной форме тот набор аргументов и выводов, который позднее Джерджен назовет "метапсихологией", или психологической метатеорией. Назначение этой дисциплины идеолог конструкционизма определяет как "систематическое изучение теоретических объяснений, делающих понятным употребление психологических конструктов" (26, с 2). В строгом смысле слова метапсихология призвана прояснять философские основания научной психологии, те природу и потенциал специального языка, который разработан для профессиональной интерпретации психологических феноменов. В более широком понимании к сфере компетенции метапсихологии могут быть отнесены и обыденные способы толкования психосоциальных явлений, принятые в повседневной жизни, а также применение психологических понятий в смежных областях знания - философии, истории, социологии, лингвистике, политологии, антропологии

Попыткой содержательной разработки метапсихологии может считаться уже одна из ранних теоретических публикаций Джерджена, который в 1973 г. выдвинул идею "социальной психологии как истории" (3). Это было первое нон­конформистское выступление психолога, до тех пор успешно работавшего в русле "магистральной" экспериментальной науки о социальном поведении. В этой статье, которую еще десятилетие спустя в ортодоксальных научных кругах называли "еретической", Джерджен доказывает невозможность для социальной психологии считаться "строгой" наукой о "фактах" объективного мира. Основанием для такого радикального вывода служит принципиальное отличие явлений природы от феноменов социального мира, во-первых, культурно-историческая относительность сициопсихологических понятий и теорий, во-вторых, и быстрое обесценивание социопсихологического знания в "психологически просвещенном" обществе, в-третьих. Чем больше люди узнают о внутренних механизмах своих поступков, тем менее надежными становятся теоретические прогнозы психологов. Социальная психология должна отказаться от замыслов построения "большой теории" социального поведения и от каузальных принципов его объяснения. Дальнейшее развитие тезиса о социальной психологии как "историческом предприятии" привело

24

к уточнению ее задач, состоящих, по мнению Джерджена, в экспликации психологического опыта повседневности, или культурно-исторического процесса конституирования людьми образа мира

Предпосылкой социоконструкционистской метапсихологии выступает "постмодернистский поворот в культуре", о котором говорилось выше. Совокупность аргументов против эпистемологический модели, "репрезенциализма", выдвигавшихся в разное время представителями разных областей социально-философского знания, свидетельствует о том, что "психологические теории относительно не связаны природой внешнего мира", считает Джерджен. Наблюдение за объектами не составляет фундамента описательных языков науки, последние скорее служат "линзами или фильтрами, опосредующими наше определение того, что собственно считать объектами" (25, с 11, 19). Существенной детерминантой научных дескрипций являются риторические фигуры (тропы), принятые в том или ином коммуникативном сообществе. Эти фигуры предполагают конкретную дескриптивную практику, т.е вполне определенные способы использования терминов языка, который, в свою очередь, функционально автономен и не зависит от особенностей опыта, подлежащего описанию. Поэтому отправным пунктом метапсихологического анализа выступают не референтные связи понятия и факта, а социальные отношения между людьми, которые, объясняя свой мир, привносят в него описательные термины и тем самым "заранее облекает в форму то, что позднее будет названо фактическим" (26, с 18).

Идеи метапсихологии, задуманной как перепланировка всего здания традиционной социальной психологии, получили обобщение в фундаментальной работе Джерджена "Сферы реальности и сфера отношений". Здесь была предпринята попытка "социоконструкционистского зондирования" психологической теории и метатеории, с одной стороны, и феноменологии социальных (лингвистических) отношений повседневности, с другой (24). Жанр этого исследования можно определить как опыт радикального переосмысления философских и мировоззренческих оснований психологической науки - как формы социального знания и практики - под углом зрения постмодернизма