Смекни!
smekni.com

Е. В. Якимова социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы (стр. 8 из 26)

34

диалогу разных дискурсов и взаимообмену разных типов 0цтеллигибельности, стирая традиционные границы между ними

VI. Конструкционистская интерпретация знания открывает новые горизонты развитию науки и помогает переосмыслить ее социальное назначение. Расширяется сфера диалога оппозиционных точек зрения; любая из них, включая традиционный фундаментализм, имеет право на существование и право голоса; исключается лишь право на доминирование какой-либо из дискурсивных интеллигибельностей в пределах культуры

В задачу науки как формы социального дискурса входят

а) деконструкция, т е. отказ от безоговорочного принятия постулатов истины, рациональности и добра как абсолютных критериев оценки научной практики;

б) демократизация, предполагающая приобщение к дискурсу все новых участников; в) реконструкция, или моделирование новых форм социальной реальности и практики в процессе трансформации культуры

Таким образом, резюмирует свои идеи Джерджен, "одной из главных задач конструкционистского учения является обогащение арсенала теоретического дискурса в надежде повысить потенциал человеческой практики" (24, с. 185). Однако гуманистическая программа социального конструкционизма вызывает возражение даже у тех, кому близка ее анти-эмпиристская и антииндивидуалистская направленность. Попытка деконструкции привычного образа мира и познания вызывает недоумение и протест; многих потенциальных единомышленников шокирует релятивизм новаторской эпистемологической доктрины, покусившейся на традиционный онтологический статус базовых мировоззренческих категорий (объективный мир, личный опыт, истина, добро, прогресс и т п ).

Отвечая своим оппонентам, Джерджен подчеркивает, что большая часть их критических аргументов продиктована ошибочным пониманием конструкционизма как орудия тотального разрушения прежних способов осмысления мира и человека Это искаженное понимание, в свою очередь, обусловлено инерцией мышления, не выходящего за рамки все той же эмпиристско-фундаменталисткой мировоззренческой системы. Между тем, по замыслу автора, социальный конструкционизм призван

35

функционировать не как деструктивная, а как трансформирующая сила

Так называемый релятивизм конструкционизма связан с тем обстоятельством, что его метатеория не содержит метафизических постулатов относительно "объективной реальности". Конструкционисты, вслед за Витгенштейном, выступают против реификации терминов языка (включая понятия "сознание", "мир", "личный опыт" и т п). Вместе с тем, отсутствие онтологической укорененности терминов языка не может расцениваться как аргумент против их социально-практического использования. Ценность любого дискурса "заключается не в способности отражать истину, а в возможном содействии осуществлению отношений" (24, с 71). Если взять, например, понятие личного опыта, то крайне сложно определить, что в действительности соответствует ментальным состояниям боли, страха, стыда и т.п Обсуждение этого вопроса с неизбежностью возвращает исследователя к философской проблеме интерсубъективности значений, которая принципиально неразрешима в рамках фундаменталистской эпистемологии. Для конструкционизма же важно не соответствие тех или иных ментальных состояний некоторому набору терминов, а возможность практического оперирования этими терминами в дискурсе (например, осмысленный диалог пациента с врачом). В той мере, в какой употребление термина "личный опыт" отвечает практическим целям повседневной жизни, те имеет конкретные последствия для социального взаимодействия, этот термин может считаться существующим и адекватным

В терминах конструкционизма, продолжает свои рассуждения Джерджен, адекватность любого слова или организованной совокупности слов, а также их способность "схватить реальность как она есть", - это предмет локальной социальной договоренности. В таком случае ни одна из научных теорий не может оказаться "более истинной", чем другие. Вопреки мнению критиков, такая точка зрения не тождественна концептуальному релятивизму, хотя бы потому, что релятивизм предполагает превосходство собственной -релятивистской - позиции над всеми прочими мировоззренческими установками. Конструкционизм же постулирует сопоставимость дискурсивных интеллигибельностей исключительно с точки зрения их способности/неспособности содействовать трансформации и

36

взаимообогащению культурных форм жизни. При этом конструкционизм не предлагает никаких легитимных оснований своего собственного превосходства над противостоящими эпистемологическими воззрениями. Его цель не в том, чтобы уничтожить те исследовательские формы, которые не совпадают с его посылками Конструкционизм - это "форма интеллигибельности, которая всегда открыта для заселения"; это "дискуссия, которая не имеет конца", "приглашение к танцу, к игре, к участию в форме жизни", попытка совместного созидания смыслов и манипулирования реальностью в пределах той или иной интеллигибельное™ (24, с 48). В этом состоит главное отличие данной позиции от фундаменталистского стремления ограничить сферу "верных" суждений тем или иным их набором и представить этот набор в качестве высшего авторитета

Особое внимание Джерджен уделяет проблеме морального релятивизма Подобные обвинения в адрес социального конструкционизма парадоксальны уже потому, что новое учение является наследником критической традиции, стремившейся возвратить языку науки ценностное измерение. Другое дело, что в соответствии с общими принципами конструкционизма ни одна иерархия ценностей или система морали не может претендовать на непреложность - тем более, что нравственные принципы сами по себе не являются залогом нравственных действий Новаторство конструкционистского подхода к морали состоит в де-онтологизации ее традиционных - индивидуально-психологических -ингредиентов и в попытке интерпретировать этот феномен как форму социального дискурса. "Язык моральных чувств и намерений, - пишет автор, - не является ссылкой на какие-либо ментальные события, принадлежащие индивидуальному сознанию... Мы реконституируем их как лингвистические формы коммунальной практики" (24, с 104). Моральные суждения -это средства выработки, поддержания и регулирования форм социального обмена, освященных культурной традицией или обычаем; это "социальное достижение", назначение которого - примирить противостоящие друг другу- способы жизнедеятельности в рамках данного культурного пространства

Анализ метатеоретических постулатов социального конструкционизма позволяет Джерджену перейти к рассмотрению

37

собственно психологической проблематики под новым углом зрения. Автор последовательно обсуждает следующий круг вопросов: психологическая наука в свете социальной эпистемологии; Я-концепция как опыт социальной нарратологий; значение как продукт и элемент социальных отношений

Широкое интеллектуальное движение, противостоящее индивидуалистической модели познания, практически не затронуло ту самую дисциплину, которая в первую очередь призвана заниматься повседневной социальной интеракцией, т е. социальную психологию, констатирует автор. Со второй половины XX столетия психология развивается под знаменем когнитивизма, который претендует на роль интеллектуального новатора в области изучения человеческого познания. Однако, по мнению Джерджена, когнитивизм, при всех его достоинствах, остается заложником традиционной эпистемологии. Описанный в терминах когнитивизма, "мир низводится до уровня проекции или побочного продукта индивидуального восприятия и познания" (24, с. 120). В результате из поля зрения психолога исчезают реальные проблемы социального мира — неравенство, предрассудки, групповые отношения и т п, а предмет анализа исчерпывается когнитивными схемами и информационными процессами индивидуального сознания. Кроме того, когнитивизм в n-ный раз воспроизводит пресловутую эпистемологическую загадку "двойной метафизики" картезианства: каковы отношения между миром вещей и миром ментальных представлений? В рамках когнитивизма ответить на этот вопрос невозможно, так как здесь остаются невыясненными происхождение индивидуальных когнитивных структур как ментальных образований, во-первых, характер их взаимоотношений с миром объектов, во-вторых, и природа порождения ментальными образованиями реальных поступков людей, в-третьих

Все эти трудности останутся за скобками, как только психология покинет фарватер индивидуалистической эпистемологии и присоединится к адептам эпистемологии социальной - истинного знамени интеллектуальной революции, считает Джерджен. Фокусом психологических исследований будет тогда не сознание индивида, а язык как элемент практики социальных отношений; исследователей "перестанут занимать вопросы объективности и истины; то, как нам случается называть

38

вещи В определенных обстоятельствах, это не вопрос соответствия термина миру как он есть, а вопрос специфических отношений, в которых мы участвуем" (24, с. 130).

Объектами психологического анализа в терминах конструкционизма могут выступать

а) социальная и рефлексивная научная критика (сопоставление психологических концепций с точки зрения заложенных в них возможностей для расширения репертуара культурных форм жизни; включение в процесс научной рефлексии и саморефлексии моральных, ценностных и идеологических параметров; оценка научных теорий как способов экспликации современной культуры);