Далее хотелось бы поговорить о производстве экспертиз, участия экспертов и специалистов в других следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях. Первое, на что мне хотелось бы обратить внимание, это на необходимость усиления следственно-оперативных групп за счет включения в них экспертов. Лучше, если это будут эксперты с опытом работы, а также если они будут обладать какими-либо административными полномочиями, например начальники районных и межрайонных экспертно-криминалистических отделов. Тогда они могли бы с учетом опыта своей работы выдвигать какие-либо версии, подсказывать, какие экспертизы необходимо назначить, организовывать и контролировать их выполнение в кратчайшие сроки, а также подсказывать следователю, какие розыскные цели могут быть достигнуты в результате использования экспертиз и исследований. Я думаю, что это может стать весьма положительным опытом. Я думаю, что деятельность следователя была бы более информативной и продуктивной, если бы наш специалист участвовал в группе и его мнение учитывалось бы.
Говоря о производстве экспертиз и исследований в Экспертно-криминалистическом центре при Главном управлении внутренних дел по Нижегородской области, могу сказать, что в соответствии с приказом Министра внутренних дел Российской Федерации, номенклатура производимых в экспертных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации экспертиз насчитывает 27 видов. В Экспертно-криминалистическом центре при Главном управлении внутренних дел по Нижегородской области производится 25 видов экспертиз. Исключение составляют почвоведческие и гемологические экспертизы, но данные виды экспертиз производятся в Приволжском региональном центре судебных экспертиз. Кроме того в нашей практике достаточно редки случаи обращения для производства указанных видов экспертных исследований. С учетом дефицита кадров мы данные направления экспертной деятельности не развиваем. В настоящее время интенсивно развивается направление исследования биологических объектов методом ДНК. Рост количества выполненных таким способом экспертиз в сравнении с прошлым, 2008, годом составил 100 %. В этом есть и свои минусы – это очередность производства экспертиз и сроки из выполнения. В настоящее время на руках у экспертов-биологов находится порядка 80 – 90 экспертиз. Отсюда продолжительные сроки выполнения экспертиз. Моя просьба в связи с этим следующая: более тщательно подходить к отбору биологических материалов от тех лиц, которых вы представляете на исследование. В качестве положительного примера использования ДНК-экспертизы при раскрытии преступления можно привести раскрытие особо тяжкого преступления в Вадском районе Нижегородской области. В ходе предварительного следствия по данному уголовному делу методом ДНК-анализа было проверено более 135 человек. Была выполнена колоссальная работа, и колоссальная нагрузка легла на наши плечи. Причем я могу сказать, что при производстве экспертизы использовались очень дорогостоящие реактивы, и Главное управление внутренних дел по Нижегородской области не в состоянии приобрести их за свой счет. То, что предоставляет нам централизовано Министерство внутренних дел Российской Федерации, хватает примерно на полгода. Поэтому назначению ДНК-экспертизы должно предшествовать согласование этого вопроса с руководителем с учетом исчерпания всех возможностей проверки причастности того или иного лица оперативным путем.
Далее, что касается представления объектов на ДНК-анализ. Необходимо представлять объекты в виде крови и в виде слюны. Очень часто эти объекты представляются ненадлежащего качества. Объекты должны представляться только в бумажной упаковке и только в высушенном виде.
Говоря о новых направлениях экспертных исследований, могу отметить, что в конце 2009 года в Экспертно-криминалистический центр при Главном управлении внутренних дел по Нижегородской области были приняты на работу два специалиста, которые в 2010 году будут выполнять фоноскопические судебные экспертизы, что позволить несколько сократить сроки производства указанного вида экспертиз.
Другое направление, которое вызывает озабоченность, это производство компьютерных экспертиз. Изъятие средств вычислительной техники и устройств, которые связаны с вычислительной техникой (сотовые телефоны, фотоаппараты, видеокамеры), все чаще встречается в следственной практике. Я считаю, что эти направления нам тоже необходимо расширять, развивать и эти объекты в настоящий момент стали заурядными объектами исследования. Наших мощностей в этом плане не хватает. Я думаю, что с начальником Приволжского регионального центра судебной экспертизы Барбосовым Ю.А. в рамках заседания межведомственного совета мы обсудим эту проблему и найдем выход из ситуации.
От вас же мне хочется не бездумного представления объектов для исследования, а прежде всего первоначальной консультации со специалистом: как грамотно поставить вопросы, какие объекты представить. Кроме того необходимо согласовывать сроки выполнения мероприятий. Одним из важных моментов перед назначением экспертизы в этом случае будет предварительный осмотр вещественных доказательств с участием специалиста. Часть вопросов компьютерной экспертизы решается именно на этом этапе, и этим нужно активно пользоваться. Пока же мы получаем экспертизы, в которых насчитывается 16-17 вопросов, а при рассмотрении со специалистом оказывается, что для дела достаточно разрешения 1-2 вопросов. В связи с этим производство экспертиз затягивается. Это что касается направлений экспертных исследований.
Относительно методов, которые вас заинтересуют, могу сказать, что в прошлом году получен прибор для экспертного исследования продуктов выстрела. Он апробирован, разработаны методики. Если ранее мы исследовали продукты выстрела эмиссионно-спектральным анализом, и это занимало у нас достаточно продолжительное время, то сейчас указанный прибор позволяет производить те же исследования значительно быстрее. Мы использовали этот прибор и для других целей – для обнаружения следов металлов. В качестве примера могу привести уголовное дело, возбужденное по факту убийства гр-на Ефремова, по которому с помощью этого прибора были обнаружены следы металлизации на коже рук.
В текущем году ожидается поставка ряда технических средств, которые позволят повысить качество исследований, информативность исследований, но каких-то кардинальных изменений все-таки не внесут. Мы позволим себе только несколько сократить время производства экспертиз. Но и это весьма актуально, поскольку если та реформа Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая планируется, нас действительно коснется, то проблемы возникнут и при осмотре места происшествия, и при производстве экспертиз в части соблюдения сроков их выполнения. Я думаю, что и руководство Главного управления внутренних дел по Нижегородской области, и руководство Экспертно-криминалистического центра приложит максимум усилий к тому, чтобы свести к минимуму вот эти негативные моменты. Ну и рассчитываю на ваше понимание при назначении и производстве экспертиз.
Также мне хотелось бы сказать несколько слов о тех видах криминалистических учетов, которые ведутся в Экспертно-криминалистическом центре при Главному управлении внутренних дел по Нижегородской области и которые используются при раскрытии и расследовании преступлений. В соответствии с приказом Министра внутренних дел Российской Федерации 2006 года №, 70 в экспертно-криминалистических центрах ведутся следующие виды учетов:
1. Учет следов рук. Этот учет осуществляется с использованием системы АДИС «Папилон». Она установлена в 17 органах внутренних дел. Массив дактокарт, находящихся в ней, более 1 миллиона, и проверка по данному виду учета дает очень хорошие результаты. Этот учет ведется на федеральном, региональном и местном уровне. На местном уровне – это следы и дактокарты на бумажных носителях. На региональном и федеральном уровне – это электронные массивы. Говоря о следах рук, хочу дополнить, что в 2009 году был приобретен комплекс химических препаратов, которые позволяют обнаруживать следы на липком слое клеящей ленты «скотч». При расследовании тяжких и особо тяжких преступлений встречаются такие случаи, когда связывают руки, ноги потерпевших липкой лентой. Если она в несколько слоев завернута, надо её аккуратно изъять, срезать и предоставить для производства экспертизы. Предварительный анализ можно уже сделать на месте происшествия, но лучше это делать в условиях экспертно-криминалистического подразделения. Реально обнаружить следы, которые на этом слое локализуются. Комплекты указанных химических препаратов направлены в межрайонные экспертно-криминалистические подразделения, и вы должны иметь в виду, что при обнаружении на месте происшествия липкой ленты «скотч», вы можете получить важную информацию при её исследовании.