02.03.2009 приказом Министра внутренних дел Российской Федерации № 185 утвержден новый «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». Если в первой его редакции несколько свободно излагались нормы о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении специальных субъектов (в том числе в отношении сотрудников прокуратуры и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации), то впоследствии приказом Министра внутренних дел Российской Федерации № 1023 от 31.12.2009 этот порядок был конкретизирован. Если в первой редакции этого приказа было записано, что сотрудники прокуратуры и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации несут ответственность за нарушение правил дорожного движения на общих основаниях, и не было прописано, что есть особый порядок возбуждения дел об административных правонарушениях, то приказом № 1023 это свободное толкование было исправлено.
За второе полугодие 2009 года каких-либо нарушений правил дорожного движения сотрудниками следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Нижегородской области и его территориальных подразделений допущено не было. Это положительный показатель, так как, являясь сотрудниками правоохранительных органов, мы в первую очередь должны показывать пример другим участникам дорожного движения.
В сегодняшнем выступлении мне бы хотелось остановиться на вопросах соблюдения транспортной дисциплины.
Основные требования, которые изложены в Правилах дорожного движения, распространяются на всех участников дорожного движения, в том числе и на сотрудников правоохранительных органов, так как, управляя автомобилем и выполняя при этом какие-то служебные обязанности или управляя автомобилем как частное лицо, вы являетесь участниками дорожного движения. Основные причины дорожно-транспортных происшествий на дорогах Нижегородской области – превышение установленной скорости движения, неправильный выбор скорости с учетом той дорожной ситуации, которая складывается в том или ином месте; управление транспортным средством в состоянии опьянения или ином неадекватном состоянии (усталость, последствия применения медицинских препаратов). К сожалению, в последнее время доля выявленных водителей, управляющих автотранспортным средством в состоянии опьянения, растет из года в год. Причем все чаще попадаются водители, находящиеся в состоянии наркотического опьянения. Проблема усугубляется еще и тем, что такое состояние тяжело выявляется сотрудниками Госавтоинспекции при проверке транспортного средства на дороге, а бывают и случаи, когда медицинский работник не состоянии сделать категорический вывод о наличии у лица состояния наркотического опьянения. Третья причина, которая наиболее часто влечет за собой дорожно-транспортные происшествия, – выезд на полосу встречного движения либо обгон в тех местах, где это запрещено правилами дорожного движения.
Совсем недавно поступило указание Департамента безопасности дорожного движения, определяющее порядок выезда на места происшествия, в случаях, когда дорожно-транспортные происшествия совершены сотрудниками органов внутренних дел. Аналогичные указания направлялись в прокуратуры и следственные управления субъектов Российской Федерации. В Нижегородской области зачастую на подобного рода дорожно-транспортные происшествия выезжают сотрудники органов внутренних дел, хотя в разъяснении прокуратуры есть такая позиция, что подобного рода дела необходимо изымать из производства органов внутренних дел и передавать для производства предварительного следствия в следственные органы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, независимо от того, находился ли сотрудник милиции в момент дорожно-транспортного происшествия при исполнении своих должностных обязанностей или нет. Я думаю, в ближайшее время должна быть выработанная общая позиция Госавтоинспекции, прокуратуры и следственного управления относительно того, как должны действовать сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения в случае прибытия на место дорожно-транспортного происшествия с участием сотрудника милиции, как должны взаимодействовать с сотрудниками следственного управления.
Необходимо также отметить, что Правила дорожного движения постоянно изменяются. За последний год каких-то существенных изменений не было. Есть определенные законопроекты, которые направлялись и Департаментом безопасности дорожного движения, и Министерством внутренних дел, об ужесточении административной ответственности за ряд правонарушений, а также введение ответственности за систематическое нарушение правил дорожного движения. Такая норма существовала в ранее действовавшем кодексе об административных правонарушениях. Сейчас она, к сожалению, отсутствует. Однако, практика показывает, что такая норма необходима по одной простой причине – ввиду правового нигилизма участников дорожного движения. Иными словами, люди умышленно допускают нарушения правил дорожного движения, не влекущие за собой лишение права управления транспортным средством, зная, что сколько бы раз они не нарушили, всё для них ограничится штрафом. Хотя во всем мире существует практика привлечения водителей к более строгой ответственности за систематическое нарушение правил дорожного движения. В России существуют определенные штрафные санкции для лиц, совершающих дорожно-транспортные происшествия, но реализуется этот механизм через систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств путём увеличения страхового сбора для лиц, систематически совершающих дорожно-транспортные происшествия.
В случае возникновения конфликтных ситуаций между сотрудниками следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Нижегородской области и сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Нижегородской области и во избежание негативных проявлений со стороны сотрудников Госавтоинспекции, необходимо обращаться непосредственно ко мне, в том числе по телефону.
Спасибо за внимание.
Ошибки, допускаемые следователями
при раскрытии убийств, совершенных в условиях неочевидности.
Председатель Совета ветеранов
прокуратуры Нижегородской
области, кандидат юридических наук,
почетный гражданин
г. Нижнего Новгорода
Видонов Леонид Георгиевич
Уважаемые товарищи следователи!
Я к вам обратился именно так, потому что все вы относитесь к офицерскому корпусу страны, все вы носите погоны и служите нашему государству, и от имени государства – закону и защите общества от преступных посягательств, защите прав и законных интересов граждан и государства.
То, что я услышал сегодня в части безобразного отношения к процессуальным действиям, в частности, к осмотру места происшествия, к допросам – это все свидетельствует о профессиональной непригодности некоторых следователей.
В свое время, когда следователи допускали такие упущения, я через зональных прокуроров и сам, как прокурор-криминалист, собирал досье на следователей и прокуроров, а потом в нужный момент им предъявлялся счет, потому что нельзя безобразно относиться к исполнению своего служебного долга от имени государства.
Теперь по существу. Каждое нераскрытое убийство – это человек, который лишен жизни раз и навсегда, и преступник остается никак не наказан. И каждое нераскрытое убийство – это поощрение к совершению следующего убийства. Так что вы все относитесь к этому с очень высокой ответственностью и высокой требовательностью к себе. Смею вас заверить, что проблемам раскрытия умышленных убийств, совершенных в условиях неочевидности, я посвятил 56 лет своей жизни. По-разному их освещал, потому что методики расследования и раскрытия умышленных убийств нет. Есть процессуальные нормы, в пределах которых проводятся следственные действия по собиранию и исследованию следов преступления. А вот самой методики не разработано. Первый раз я выпустил по предложению бывшего заместителя Генерального прокурора В.В.Найденова альбом типовых версий и брошюру к нему «Криминалистические характеристики структурных элементов состава преступления». И этот альбом до сих пор работает на раскрытие, хотя там, в основном, был указан только ряд позиций этих криминалистических характеристик и взаимосвязь с кругом лиц, которые совершают убийства. Сегодня я подхожу к этой проблеме совершенно с иных позиций: в каждой группе мест есть определенный круг лиц, которые совершают убийства (в жилище, на улице, на дорогах и тропах, на открытой местности). Для каждого из этих мест есть определенный круг лиц. И определенным способом совершают убийства те или иные лица. Когда есть конкретное убийство, то там трудно определить, кто, из какого круга, совершил убийство. Но если их исследовать порядка 5 000, то четко вырисовывается определенный круг лиц по каждой группе мест совершения преступления. Я только скажу, что в жилище 65 % убийств совершают все близкие родственники (муж, жена, любовник, любовница, теща, зять, свояк, сестра, племянник, племянница), 20 % убийств в жилище совершают приятели и приятельницы, при этом мотивы могут быть самые разные; 15 % убийств в жилище совершается просто знакомыми, и только 5 % убийств в жилище совершается лицами, ранее никогда не знакомыми с погибшими. Зная, кто, где, кого и как убивает можно свободно ориентироваться в раскрытии любого сложного убийства. Даже заказное убийство раскрыть не представляет труда. Я изучал только 7 уголовных дел, возбужденных по фактам заказных убийств. Однако, я участвовал в защите кандидатской диссертации, автор которой исследовал 178 уголовных дел, возбужденных по факту умышленных убийств, совершенных по заказу. Оказалось, что между заказчиком и потерпевшим существует однозначная взаимосвязь и мотив всегда корыстный. Зная, где, с кем вошел в конфликт потерпевший, можно найти и убийцу. И когда всё это знаешь, легко ориентироваться в раскрытии любого убийства. И порой нераскрытые убийства не представляют особой сложности.