Вся вода, поступавшая в пруд Обертейх, использовалась для 8-ми мельниц на Кошачьем ручье и для целей водоснабжения растущего города. Водоснабжение незначительной части города осуществлялось самотеком из пруда Обертейх по четырем деревянным водопроводам, с 1670 года вола в эти трубы стала подкачиваться при помощи насосной установки, приводимой в движение лошадьми. Однако эти водопроводы подводили воду только к водоразборным общественным городским колодцам, из которых жителями вручную разносили ее по домам.
В то время город располагал 16-ю колодцами общего пользования. Кроме этого большая часть города обеспечивалась водой из грунтовых и артезианских колодцев. Некоторые из колодцев позднее были оборудованы насосами различных конструкций, таких колодцев к 1865 году насчитывалось 132.
Итак, проложенный пруссами пруд Школьный, прорытый тевтонами, постоянно совершенствуемый последующими поколениями, дожил и до наших дней.
До сих пор вода через систему Питьевого канала Ландграбен поступает на водопроводную насосную станцию, построенную в 1894 году.
А в 1937 году питьевой воды было вырабатывалось по 11 млн. кубометров. Этот показатель ДО СИХ ПОР НЕ ПРЕВЗОЙДЕН. Несмотря ни на какие реконструкции.
Перебоев с водоснабжением кенигсбержцы не знали. Во-первых, городские предприятия для своих нужд добывали воду сами, не врезаясь в коммунальную сеть. До сих пор кое-где сохранились их старые артезианские скважины.
Кстати, все чертежи - начиная со средневековых - немцы бережно хранили. И когда в 1945 году накануне штурма Кенигсберга советскими войсками был перерезан главный питьевой канал, город исправно снабжался за счет воды из артезианских скважин. Вы только вдумайтесь: идет война, городу осталось жить буквально считанные дни, снаряды рвутся на улицах - а в квартирах из кранов ТЕЧЕТ ВОДА. В любое время суток!
Причиной такого долголетия является равновесие экологической системы канала: движение воды организовано самотеком за счет естественного уклона и складок местности; канал находился вдали от населенных пунктов вне зон земледелия; проходит через лесные массивы, которые мощной корневой системой препятствовали его разрушению и заболачиванию. Вмешательство человека в работу канала было постепенным, т.е. появление новых сооружений не наносило особенно сильных нарушений в ритм работы экосистемы, а природа имела достаточно времени, чтобы приспособиться к новым изменениям и восстановить свой баланс.
Кроме того маршрут канала проходил через леса определенных пород: дуб, ель, сосна. Это тоже неслучайность: опадающая хвоя снабжала воду йодом, дубовые листья передавали воде свои дубильные свойства. В результате такая вода приобретала стойкость к цветению и загниванию и не приобретала запаха тухлости на своем неспешном пути.
А сегодняшняя нехватка воды во многом обусловлена тем, что все послевоенное время озера и каналы никто не чистил. Слой ила, скопившегося на дне, достигает в толщину нескольких метров!
Канал Ландграбен – это уникальное гидротехническое сооружение. Даже в полузапущенном состоянии, он является интересным объектом для экологического наблюдения. Этот канал мог бы стать хорошим примером для исследования взаимодействия человека и природы, пешего туризма с целью изучения краеведения.
В) Мы продолжаем движение по северо-восточному берегу пруда. Перед нами открывается вид на земляное сооружение (вал). Это остатки древнего прусского городища. Здесь наша 3 остановка.
Городище - остатки древнего укрепленного поселения или города. Городище Шлоссберг у села Дружное (бывшее Mednicken) было построено в V-VI веке. Именно этим периодом археологи датируют остатки древнепрусской керамики, которыми буквально усыпана территория городища. Для строительства пруссы свозили камни и складывали из них высокий вал. Вал обмазывали глиной и возводили на нем частокол в два ряда. Между бревнами частокола насыпался слой мелких камней и земли. С частокола охранявшие городище могли видеть все, что происходит снаружи. Во время штурма Медникена на вал выливалось огромное количество воды, чтобы глина, которая связывала камни, становилась скользкой.
Городище Шлоссберг - местная достопримечательность.Это поселение упоминается в документах 1405г. под именем Mednicken (прусское <<Лесное>>). Однако первые люди в этой местности появились гораздо раньше, в начале нашей эры. Об этом свидетельствуют находки, сделанные при раскопках (К.Г.Клазеным и Ф.Д. Гуревичем.)
Известно , что земля пруссов была полна духов, которые могли быть милостивыми или злыми, если нарушить их покой или волю. Солнце, месяц, леса, животные могли разговаривать, наполнять пруссов отвагой и силой, предсказывать судьбу. Было немало священных деревьев. Особенно почитался мощный и крепкий дуб в районе Хайлигенбайля (г. Мамоново). Он имел широкую вершину и такую густую крону, что ни дождь ее не пронизывал, ни снег сквозь нее не проникал. Более того, как сказывали, это дерево и зимой и летом было зеленым. Дуб считался святым. Люди срывали его листья и прикладывали себе или своим домашним животным у шеи, сберегаясь от всякой болезни. Он долго еще стоял и в орденскую эпоху. Люди тайком почитали его, это делали даже и крестоносцы. Позже этот прославленный дуб срубили во времена магистра ордена Книпроде. В городищах собирались жрецы, которые занимались своими непосредственными обязанностями. На валах, в специальных ямах совершались жертвоприношения, в том числе и человеческие. Захваченных в плен врагов сжигали на жертвенном костре верхом на конях, в полном боевом снаряжении. Сюда же, в городище, прибывали народные ополченцы. За крепостные сооружения стекалась вся добыча, прибыль и достояние окрестных земель. Треть от захваченного или заработанного шла в жертвенный костер и на нужды жрецов. Военные были подчинены жречеству и получали определенную независимость только на время боевых действий. Именно поэтому военная аристократия охотно перебегала на сторону крестоносцев Тевтонского ордена. Цивилизация христиан надвигалась на пруссов неумолимо. Но несмотря ни на что, жители Самбии продолжали обожествлять таинственную силу природы, землю, солнце, гром, вековой дуб, считавшийся бессмертным, животных, вплоть до жабы. Католическая церковь не могла мириться с подобными безобразиями. В начале XIII века она предоставила рыцарству широкие права на завоевание земель балтов. Одна из самых трагических страниц в истории прусского народа связана с нашествием на их землю Тевтонского ордена, созданного в конце XII века. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
После привала, сделанного на территории городища, идём на север через лес по тропинке. Несколько раз по пути нам встречаются земляные углубления.
Опытные краеведы нам подсказали, что это окопы времен Великой Отечественной войны.
Лес в годы войны.
Советские войска здесь готовились к битве: рыли землянки и укрытия для военной техники (капониры). В ходе войны было наглядно подтверждено, что укрепления повышают устойчивость, живучесть, активность обороняющих позиции войск. Эта высокая полезность фортификации привела к тому, что полевое укрепление местности в годы минувшей войны приняло массовый и всеобщий характер. Оно применялось как в обороне, так и в наступлении, осуществлялось всеми видами вооруженных сил и родами войск.
Необходимо отметить, что в боевой практике пришли не сразу к необходимости максимального использования всех преимуществ, которые дает фортификация.
Если в первый период войны главное внимание уделялось устройству противотанковых заграждений (рвов, надолб, лесных завалов и т. п.), а фортификационные сооружения для вооружения и боевой техники (окопы, укрытия) возводились только для 15 — 30% огневых средств и боевой техники, то в последующем большое внимание придавалось устройству противопехотных заграждений, а количество укрываемых средств и техники увеличилось до 70 %.
Окопы для стрельбы, укрытия от огня противника стали устраиваться не только для стрелков, пулеметчиков, автоматчиков, но и для орудий, минометов и даже для танков.
Танки окапывались не только в обороне, но и при подготовке наступления, создавая прочный и надежный костяк оборонительной позиции или исходного района для наступления. Танк в окопе (своеобразный бронированный ДОТ) был трудно уязвимой для противника целью, сам же он успешно вел борьбу с тремя-четырьмя танками противника.
Подготовка к штурму Кёнигсберга.
Шёл конец марта 1945 года. С группировкой немецко-фашистских войск юго-западнее Кёнигсберга было покончено. Остались позади три месяца упорных и кровопролитных боёв в Восточной Пруссии.
Штаб артиллерии 3-го Белорусского фронта приказал 3-й гвардейской артиллерийской Витебской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии прорыва РВГК сняться с занимаемых боевых порядков и готовиться к маршу в полосу наступления 43-й армии. До Земландской группы войск, куда входила армия, предстояло пройти 250 километров.
Перед 43-й армией в составе 13-го гвардейского, 54-го и 90-го стрелковых корпусов, усиленных 3-й гвардейской артиллерийской дивизией прорыва РВГК, ставилась задача: прорвать долговременную, глубоко эшелонированную оборону внешнего кенигсбергского обвода и ударом с северо-запада овладеть частью города, выйти к реке Прегель и во взаимодействии с войсками 11-й гвардейской армии, наступавшей с юго-запада, замкнуть кольцо окружения гарнизона. С прорывом внешнего обвода обороны в действие вступали штурмовые группы, в которых включались артиллерийские батареи с хорошо подготовленным личным составом.
Метеорологическая обстановка во время подготовки и в первый день наступления была крайне неблагоприятной. Начиная с 15 марта, в этом районе почти ежедневно шли проливные дожди. Грунтовые дороги были труднопроходимыми для гужевого транспорта и артиллерии на конной тяге. Большая часть траншей и окопов была затоплена водой. С 7 апреля, то есть со второго наступления, погода несколько улучшилась, но и в это время стояла низкая облачность, затруднявшая действия авиации.