Смекни!
smekni.com

С. В. Березин, К. С. Лисецкий, М. Е. Серебрякова (стр. 7 из 9)

Можно говорить о том, что под влиянием поисковой тревоги возникает состояние "психологической прикованности" к опасности, когда человек с необходимостью должен вступать в единоборство с опасностью.

Решающее значение имеет тот факт, что информация о наркотиках противоречива. Различные способы преподнесения недифференцированных по своему содержанию сведений ведут к мозаичности, разорванности, противоречивости представлений о наркомании у подростков. Резко отрицательное отношение к стереотипу "наркоман" сочетается с интересом к экспериментированию с наркотиками.

Таким образом, мы можем говорить о том, что наркотик выступает как неопределенная, потенциальная опасность. Известны две формы реакции на опасность: агрессия и бегство. Каждый из них по-своему нейтрализует опасность: агрессия - через устранение источника опасности, бегство - через устранение самой возможности встречи с угрожающим объектом. Но дело в том, что это способы реагирования на уже известный уровень опасности, когда в соответствии с уровнем угрозы можно принять решение о нападении или бегстве.

Существует третий способ ответа - конфронтация с потенциальной опасностью (В. А. Петровский). Она представляет собой движение "навстречу опасности". В объекте пугает именно его неопределенность, невозможность увидеть его реальные свойства. При выходе "один на один" с таким объектом переживание опасности утрачивает свое сигнальное значение, вследствие чего происходит психологическое устранение опасности. Таким образом, употребление наркотиков для подростка - это способ обращения с тревогой и напряжением.

Итак, в качестве факторов, способствующих приобщению подростков к наркотикам, мы называем следующие:

"Противостояние семейной культуры и наркоманской субкультуры, при котором потенциал последней оказывается в существующих общественных условиях гораздо выше.

Плохо осознаваемое и плохо локализованное состояние тревоги, которое имеет в том числе и семейное происхождение. В его основе лежит чувство неуверенности в каком-либо важном для подростка аспекте жизни (например, неуверенность в родительской любви или постоянная угроза потери одного из родителей); неуверенность в себе (когда ребенок считает себя источником всех семейных проблем); ощущение неспособности изменить сложившуюся ситуацию". Когда в жизни подростка появляется наркотик, в нем опредмечивается (то есть, локализуется и становится определенной) эта тревога, истинные причины которой ребенку осознать трудно. При наличии у подростка такой личностной особенности как стремление к конфронтации с потенциальной опасностью, вероятность возникновения поисковой наркомании повышается в несколько раз.

"Невозможность удовлетворения какой-либо особенно важной для подростка потребности. Такая ситуация складывается из-за того, что семья не всегда может дать ребенку эффективные образцы поведения и достижения целей. Таким образом, жизненно важные потребности подростка (такие как потребность в любви, защищенности, потребность в самовыражении и личностном проявлении) оказываются неудовлетворенными. При свойственных наркоманам инфантилизме, неумении переживать трудности, эмоциональной незрелости, такая ситуация кажется невыносимой, и подросток пытается пережить ее "под наркозом".

Часто единственное, что наркоман умеет делать в совершенстве - это добывать и употреблять наркотики. И если сначала наркотик служит средством снятия тревоги, то постепенно это единственное умение становится единственным желанием. Это своего рода бессильный протест: "раз я больше ничего не умею, то я больше ничего и не хочу". Таким образом, снимается необходимость совершать какие-либо усилия.

Находясь под действием наркотика, человек приобретает избыточные возможности: снимаются запреты, исчезают тревоги и страхи, подросток чувствует себя "способным на все". Это переживание дает ему, в реальной жизни часто неуспешному и беззащитному, возможность взглянуть свысока на весь мир, на окружающих, на родителей, которые "этого не могут" и даже не подозревают о том, что их жизнь ничего не стоит. Отказ от наркотиков означает для подростка отказ от этих сверх-возможностей, возвращение в реальность, где он бессилен. Вероятно, с этим во многом связаны сложности, возникающие в реабилитации нарко-зависимых.

Синдром созависимости.

Все вышеперечисленные факторы приводят в определенный момент к формированию у подростка наркотической зависимости, существование которой уже невозможно не замечать. В этот момент наркомания ребенка становится общесемейной реальностью. И от того, как семья отреагирует на сложившуюся ситуацию, будет во многом зависеть результат лечения. Парадоксальность ситуации состоит в том, что очень часто, искренне желая своему ребенку выздоровления и предпринимая все возможные меры для его лечения, родители ведут себя таким образом, что провоцируют рецидивы. Как правило, их поведение обусловлено вовсе не здравым смыслом (на таковой родители в состоянии шока чаще всего просто не способны), а формированием синдрома "созависимости", который встраивается в наркоманский стиль поведения их ребенка и становится ему выгодным. Поведение родителей, их реакции становятся стереотипными, предсказуемыми, так что наркозависимому подростку легче ими манипулировать в своих интересах. Таким образом, родители не только не могут помочь ребенку, но их поведение является саморазрушающим.

О том, что такое созависимость, нет единого мнения. Одни исследователи говорят, что это болезнь, вызванная совместным проживанием с наркоманом. Авторы этой работы больше склоняются к мысли, что это особый инструмент разрешения трудностей, который складывается у человека в процессе жизни, а не просто в результате совместного проживания. Это "способ адаптации к острому внутриличностному конфликту, возникающему у всех членов семьи наркомана". (Березин С.В.)

Созависимость характеризуется устойчивой модификацией естественных реакций в поведении близких людей, обусловленных присутствием (реально или только в сознании) наркозависи-мого, имеющей тенденцию к неосознанному воспроизводству. (Березин С.В., Лисецкий К.С., Петровский В.А.) Созавиcимость - это вызванная стрессом концентрация мыслей и чувств на чьей-либо жизни, что приводит к нарушению жизнедеятельности и социальной адаптации.

Как же распознать синдром созависимости? Есть ряд признаков, присущих всем людям, страдающим этим синдромом.

1. Направленность вовне.

Эта особенность поведения и мировосприятия созависимых обусловлена, прежде всего, низкой самоценностью. Они уже не могут воспринимать себя как самостоятельную, представляющую ценность личность, полностью зависят от отношений с другим человеком. Co-зависимый член семьи практически полностью сливается в своем представлении с наркоманом, размываются границы его собственной личности, у них нет собственной жизни (а значит, нет жизни вообще, потому что невозможно присвоить себе чужую). Другая форма направленности вовне - постоянная забота созависимых о том, как их воспринимают окружающие. Их жизнь определяется одним и тем же вопросом: "что подумают люди?". Именно эта черта часто мешает родителям наркозависимых обращаться за помощью к другим людям, хотя понятно, что в одиночку справиться с этой проблемой невозможно. Родители постоянно живут с мыслью о том, что кто-нибудь узнает о наркомании их ребенка; скрывают то, что скрыть невозможно. Не делясь ни с кем своими чувствами и переживаниями, они остаются одиноки в своей безысходности.

2. Постоянная забота о других.

Человек, который потерял свою собственную личность, может жить только в одном случае - если в нем нуждаются другие. Он может чувствовать себя нужным и ценным, только если вокруг него "беспомощные инвалиды". Как ни ужасно это звучит, но пока ребенок остается наркоманом (неудачником, больным), он нуждается в родителях, а родители могут чувствовать себя героями, борющимися за его жизнь. Поэтому, своим поведением они могут поддерживать прием наркотиков у ребенка. Этому способствует образ идеальной матери в русской культуре - образ матери-героини. Если ребенок становится наркоманом, и мать его спасает, жертвуя всем ради него, то она получает законное право считать себя хорошей матерью, получая, таким образом, определенную психологическую выгоду от болезни ребенка.

3. Телесная болезнь.

Как правило, родители наркоманов (чаще матери) страдают теми или иными соматическими заболеваниями. Чаще всего это головные боли, боли в области сердца, желудочно-кишечного тракта, респираторные заболевания. Можно с уверенностью утверждать, что это заболевания психосоматического происхождения. Эти люди заболевают от того, что пытаются контролировать чью-то жизнь, которая контролю в принципе не поддается. Они очень много работают и тратят много сил на то, чтобы просто выжить. Появляются функциональные расстройства, связанные с постоянным стрессом. Таким образом, синдром созависимости можно рассматривать как болезнь, которая, если ее не лечить, может привести к летальному исходу.

4. Эгоцентризм.

Все, что происходит вокруг, созависимые однозначно связывают с собой. Они берут на себя ответственность за чувства, поведение, проблемы, даже жизни близких. Это наиболее тонкая, любвеобильная, убивающая форма эгоцентризма. Родители не хотят видеть, что их ребенок уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно понимать, что с ним происходит. Дело в том, что если за подростка кто-то отвечает, то у него нет необходимости самому учиться отвечать за себя. Это вовсе не значит, что надо бросить его на произвол судьбы, но необходимо вернуть ему ту меру ответственности, которую он должен нести за себя сам.