Смекни!
smekni.com

§ Общая характеристика понятия 6 § Виды понятии, 9 (стр. 24 из 26)

1/ Заполните пропуски в этих числовых рядах

2730 _ _ 39 42 45 48 51 54
4743 39 35 - - 23 19 15 11
2724 23 20 - - 15 12 11 8
4 7 9 10 13 15 16 19 - -
3 5 9 15 23 33 - - 75 93
6 5 9 5 12 5 15 5 - -
1715 16 14 15 13 14 12 - -
7236 40 20 - - 16 8 12 6
9896 92 86 - - 56 42 26 8
3 6 7 14 - - 31 62 63 126

2/ Вставьте слово, которое служило бы окончанием пер­вого слова и началом второго.

О Б Ы / ... / К А

3/ Найдите закономерность, которой подчиняются чис­ла в первых двух кругах, и укажите недостающее число в третьем круге.

1 II III

4/ Вставьте пропущенное слово.

БАГОР / РОСА / ТЕСАК ГАРАЖ / .... / ТАБАК

Определите, каким типом умозаключений — дедуктив­ных или индуктивных — советует руководствоваться Д. Карнеги при построении плана публичного выступления.

«,..Мы приведем несколько планов выступлений, кото­рые могут быть применены в некоторых случаях. Покой­ный доктор Рассел X. Конуэлл, автор знаменитой книги «Акры алмазов», сказал мне однажды, что он строил многие из своих бесчисленных публичных выступлений по следу­ющему принципу:

1. Изложение фактов.

2. Высказывание соображений, вытекающих из них.

3. Призыв к действиям.

110


Многие считают весьма целесообразным и вдохновляю­щим такой план:

J. Продемонстрировать нечто плохое.

2. Показать, как исправить это зло.

3. Просить о сотрудничестве.
Пли можно представить это иначе:

1. Вот положение, которое нужно исправить.

2. Нам следует сделать для этого то-то и то-то.

3. Вы должны помочь по таким-то причинам.
Можно предложить и другой план речи:

1. Добиться интереса и внимания.

2. Завоевать доверие.

3. Изложить ваши факты, разъяснить слушателям дос­
тоинства вашего предложения.

4. Привести убедительные мотивы, побуждающие лю­
дей действовать.

/Д. Карнегн. Кик выработать уверенность в себе и клиять на людей, поступая публично, гл. 3/.

Какого рода доказательства и опровержения подразуме­ваются в следующих строках Пушкина?

ДВИЖЕНИЕ

Дниженья net, сказал мудрец брадитып.1 Другом2 смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили вес ответ замысловатый. ! 1о. господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж иран упрямый Галилей.

Примечание: ' Греческий философ Зенон.

2 Диоген.

Какими аргументами опровергали Галилея его оппонен­ты?

«На тебя, Галилей, сын покойного Винченцо Галилея из Флоренции, 70 лет, было в 1615 г. донесено сему священно­му судилищу, что ты за истинное почитаешь ложное учение от многих преподанное, а именно, что солнце находится в Центре мира и неподвижно, а земля движется и к тому же шуточно вращается...

Положение, будто солнце находится в центре мира и

lit


движения в пространстве не имеет, нелепо, ложно но фило­софии и формально еретично, ибо прямо противно свя­щенному писанию.

Положение, что земля не центр мира, не неподвижна, но движется, имея вместе и суточное обращение, также неле­по, ложно по философии, и рассматриваемое богословски, представляет собою, но меньшей мере, вере противное заб­луждение».

/См.: П. С. Кудрявцев. История физики, т. I. М., Учпедгиз. 1956, с. 130/.

В приведенных фрагментах определите способ доказа­тельства, тезис и аргументы, посредством которых автор воздает должное ораторскому мастерству Демосфена и Ци­церона.

«Одной из выдающихся особенностей красноречия Де­мосфена следует признать необычайную ясность и отчет­ливость мысли и фразы. Признавая как ту, так и другую за необходимые и неразрывные элементы одного и того же органического целого, он, в противоположность большин­ству ораторов древнего и нового времени, никогда не про­износил пустых, ничего не говорящих слов, никогда не на­пускал на слушателей неопределенного, хотя бы и приятно­го тумана, и никогда не приводил их в то состояние, при котором имеются ощущения, но не улавливаются никакие определенные идеи. Он выражался просто и сжато, избегая обычных ораторских приемов, и в каждой его фразе, в каж­дом его слове присутствовала мысль, четкая и тонкая, как узор на вновь отчеканенной монете. Это, конечно, не зна­чит, чтобы он был совершенно чужд общепринятых фигур речи, вроде риторических вопросов и ответов, ярких мета­фор и употреблений, поэтических образов и картин; напро­тив, он заходил иногда в этом направлении дальше, чем осмеливались другие; он олицетворял неодушевленные предметы, говорил диалогами и употреблял народные вы­ражения, которые своей грубой силой приводили слушате­лей в оцепенение; но он никогда не злоупотреблял такими приемами, жертвуя для них содержанием или аргументом, и форма у него всегда оставалась строга и даже скупа. При всех его кажущихся отклонениях основная тема никогда не упускалась из виду; каждое замечание имеет отношение к вопросу, каждая иллюстрация идет к делу, и малейший шаг, что он делает, неизменно и неуклонно ведет к онреде-

112


ленному заключению. Его эффекты поэтому менее всего шли в ущерб мысли, его украшения никогда не заслоняли, а тем менее заменяли аргументации, и все свое богатство красок и тонов он черпал в самом построении языка, в са­мом способе фразировки...»

...Цицерон решил дать Катилине генеральное сражение... Как только мятежник, как бы не подозревая имеющей ра­зыграться комедии, вошел в сенат, почтенные мужи совета демонстративно покинули скамью, на которую он сел, и ос­тавили его одного. Поднялся Цицерон и, дрожа от патрио­тических негодований, произнес свою знаменитую речь — «первую против Катилины». До коих пор Катилииа-намерен злоупотреблять их терпением? Загремел он к величайшему восхищению своих коллег. Разве он не знает, что все его умыслы и планы известны сенату и консулам так, как если бы они присутствовали на тайных совещаниях его и его со­общников? Разве он не знает, что слух о готовящемся под­жоге города и избиении именитых сенаторов ходит по ус­там, вызывая негодование у всех, в ком живы еще добрые нравы, заповеданные великими предками? Разве Варгунтей и Корнелий не приходили к нему, Цицерону, сегодня же поутру с целью убить его? Разве у него нет войска в Этру­рии, набранного из гнуснейших подонков общества? Чего же он медлит? Зачем он остается в городе? Или он хочет дождаться участи, какая постигла Гракхов и Сатурнина, — участи, которую впрочем он заслужил уже давно?.. Пускай же он лучше убирается из Рима подобру-поздорову, пока шкура цела. Он советует ему это сделать немедленно же, он требует этого во имя республики и сената, он умоляет его ради счастья и благоденствия римкого народа...»

/См.: Демосфен и Цицерон. Их жизнь и деятельность. Биографичес­кие очерки Е. Орлова. Репринтное воспроизведение. М., 1991. с. 52—53, 78-79/.

В приведенных фрагментах найдите в фактах логичес­кие ошибки. Попробуйте точно указать: какие законы фор­мальной логики и правила аргументации нарушаются пер­сонажами?

«На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним армии бутылок —

из


пустых и полных.

—Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.

—Пью, — мрачно ответил пьяница.
- Зачем?

—Чтобы забыть.

— О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему ста­
ло жальиьяницу.

— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница
и повесил голову.

— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький
принц; ему очень хотелось помочь бедняге.

— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него
нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий...

Четвертая планета принадлежала деловому человеку...

—Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними дела­
ешь?

—Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи
семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точ­
ность.

—Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

—Что делаю?
-Да.

—Ничего не делаю. Я ими владею.

—Владеешь звездами?
-Да...

—А для чего тебе владеть звездами?

—Чтоб быть богатым.

—А для чего быть богатым?

— Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-ни­
будь откроет.

«Он рассуждает почти как тот пьяница», — подумал Ма­ленький принц».

/Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц/.

«С г а и а р е л ь. Мы, великие медики, с первого взгляда определяем заболевание... я немедленно проник в сугь ве­щей и заявляю вам: ваша дочь нема.

Ж е р о н т. Так-то оно так, но я бы хотел услышать, от­чего это случилось?

С г а н а р е л ь. Сделайте одолжение. Оттого, что она ут-

J14


ратила дар речи.

Ж е р о н т. Хорошо, но скажите мне, пожалуйста, при­чину, по которой она его угратила.