Например, Матвеева обратилась в суд с иском о выселении матери ее мужа Глуховой из квартиры по мотивам невозможности совместного проживания. В заявлении она ссылалась на то, что Глухова систематически устраивает скандалы в квартире, наносит ей оскорбления, в связи с чем она вынуждена была уйти из дома в частную квартиру. Суд в иске Матвеевой отказал. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСФСР признала это решение правильным и указала, что это поведение Глуховой не было предметом рассмотрения органов милиции, прокуратуры и суда или общественных организаций. Кроме того, суд при рассмотрении дела не установил, что Глуховой были созданы условия невозможности совместного проживания в квартире. При наличии таких обстоятельств суд признал иск Матвеевой необоснованным.[59]
Таким образом, вопрос о выселении может быть решен положительно, если к ответчику такие меры применялись хотя бы один раз и он не изменил своего поведения. Например, необоснованным было признано решение районного суда о выселении, поскольку все доказательства по делу относились к фактам, имевшим место до сделанного ответчику органами милиции предупреждения.[60]
Предупредительные меры чаще всего применялись органами милиции, прокуратуры, суда, меры общественного воздействия - общественными организациями, например товарищескими судами. Закон не указывает, какие конкретно меры могут приниматься во внимание судами при рассмотрении дела.
Он не устанавливает приоритета мер одних органов перед другими, поэтому при решении вопроса о выселении суд должен учитывать любые меры предупреждения и общественного воздействия, принятые любыми уполномоченными на то органами или общественной организацией в пределах ее компетенции.
Следовательно, необязательно применение судом предупреждения ответчика, если к нему уже применялись соответствующие меры со стороны других органов и они не дали положительных результатов.[61]
Но, тем не менее, в литературе имеются различные точки зрения. Одни считают, что это должны быть специально уполномоченные общественные организации. Например, в статье Е. Лобановой[62] - П. Колесова говорится, что "меры общественного воздействия также могут применять не все общественные органы. Раньше такими полномочиями были наделены товарищеские суды и трудовые коллективы".
Но теперь товарищеские суды ликвидированы, а полномочия трудовых коллективов регулируются не столько Кодексом законов о труде, сколько уставом и специальными актами предприятия - и то только в том случае, если данное жилье находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятия, учреждения.
Существует другая, более распространенная точка зрения, согласно которой и специально неуполномоченные органы могут применять меры общественного воздействия.[63] Даже в той же самой статье авторы отмечают, что на практике допускается принятие мер предупреждения специально не уполномоченными на то органами, например ЖКО, ЖЭУ и пр.[64]
Однако трудно согласиться с мыслью авторов монографии "Жилищное законодательство и практика его применения" о том, что применением мер общественного воздействия могут заниматься и неуполномоченные органы, ведь выселение без предоставления жилого помещения (по сути, выселение "на улицу") - исключительная мера. Как же можно позволить, чтобы неуполномоченные органы выносили такие решения, которые бы решали судьбу человека (хотя бы и опосредованно)! По нашему убеждению, законодателю нужно определить круг тех общественных объединений, которые были бы правомочны выносить такие решения.
Для выселения за систематическое нарушение правил общежития не обязательно, чтобы виновный был предупрежден судом. Не требуется, чтобы к нему применялись меры одновременно общественного воздействия и меры предупреждения. Но применение одной из них должно иметь место.
Суды считают достаточными меры воздействия на выселяемого: предупреждение в прошлом прокурора, органами милиции, судом, арест или штраф за мелкое хулиганство в квартире, обсуждение его поведения домовым комитетом, собранием жильцов дома.
В большинстве случаев суды удовлетворяют иски о выселении за систематическое нарушение правил общежития, если ответчик предупреждался органами милиции или прокуратуры, хотя его поведение не было предметом рассмотрения общественных организаций.[65]
Но для того чтобы факты применения тех или иных мер стали доказательствами на суде, истцы должны предоставить документы, которые бы подтвердили их. Такими документами могут быть: акты комиссий, заключения судебно - медицинской экспертизы, справки из лечебных учреждений, заключения травмпункта, устанавливающие наличие телесных повреждений, другие документы, свидетельствующие о неправомерном поведении гражданина, копии протоколов милиции, постановления прокурора, приговоров, решений народного суда, постановление о привлечении к административной ответственности, официальное предостережение, копии решений судов, решений общественных организаций о ранее принимавшихся мерах предупреждения или общественного воздействия.[66] Одни лишь факты обращения в соответствующие органы с жалобами на нарушение правил общежития без применения к виновным мер воздействия этими органами не являются основанием для выселения.
Иногда судьи и при наличии всех условий для выселения не принимают действенных мер. Так, был предъявлен иск бывшей женой к своему мужу о выселении за невозможностью совместного проживания. Несмотря на то что в судебном заседании был доказан противоправный характер действий ответчика (систематическое избиение своей жены), установлено применение к нему системы мер воздействия (два предупреждения, в том числе судебное, три штрафа), суд прекратил дело за "примирением" сторон.[67]
Закон не устанавливает срок между применением мер воздействия и предъявлением иска о выселении. Но в литературе признается, что такое предъявление сразу после применения мер воздействия "не может быть признано правильным, так как имеется в виду, что такие требования могут быть заявлены лишь в случае, если после применения мер воздействия к виновному его поведение не изменилось и допущено новое неправомерное действие, которое и послужило основанием рассматривать его действия как несовместимые с установленными правилами общежития".[68] Тем не менее в каждом конкретном случае суд может дать им оценку и с учетом давности совершенных деяний, их характера и последующего поведения виновного.
2.4. Выселение лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми невозможно
Без предоставления другого жилого помещения согласно ст. 98 ЖК РСФСР могут быть выселены лица, лишенные родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано невозможным. Выселение такого рода - исключение и крайняя мера, применяемая к родителям.
Прекращение всяких личных контактов лиц, лишенных родительских прав, со своими детьми как обязательное следствие утраты этих прав по суду становится невозможным, если почему-либо они продолжают жить в одном жилом помещении. Однако часто расселение ребенка и родителей, лишенных родительских прав, порождает сложные жилищные проблемы.
Если ребенок и родители проживают в домах государственного или муниципального фонда на основании договора найма и суд придет к выводу, что совместное проживание ребенка и родителя не отвечает интересам ребенка, родители могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со статьей 98 ЖК.
Если же родители и дети проживают в квартире или доме, принадлежащем им на праве общей собственности, или собственником жилища является сам родитель, лишенный родительских прав, выселение его невозможно. Лишение родительских прав не может привести к лишению такого родителя его права собственности.[69]
Для выселения по данному основанию необходим юридический состав из двух юридических фактов:
лишение родительских прав и
установление факта невозможности совместного проживания с выселяемым лицом ребенка.[70]
Лишение родительских прав возможно только в судебном порядке. До вступления в силу Постановления Верховного Суда РФ от 27.05.1998 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" суд, согласно одноименным разъяснениям Пленума Верховного Суда СССР, данным в п. 13 Постановления от 07.12.1979, мог рассмотреть иск о выселении родителей одновременно с иском о лишении родительских прав, так как на этой стадии суд, как правило, располагает всеми необходимыми для решения этого вопроса доказательствами.[71] Действующее Постановление такой нормы не содержит. Но раньше такие дела нередко рассматривались.
Так, Артемовский городской народный суд, рассматривая заявление прокурора о лишении родительских прав и выселении С., установил, что она систематически уклоняется от воспитания своих детей, ведет аморальный образ жизни, страдает алкоголизмом второй степени, что не только служит основанием для лишения ее родительских прав, но и является доказательством невозможности проживания ее с детьми. К С. неоднократно применялись меры государственного и общественного воздействия как по поводу изменения отношений к своим родительским обязанностям, так и по поводу улучшения поведения в жилом помещении, но это не дало положительных результатов. Решением суда оба иска к С. удовлетворены.