II. Возрастных различий ни в группе людей, склонных к экстремистскому поведению, ни в группе людей, оценивающих восприятие мотивационной сферы людей, склонных к экстремистскому поведению не обнаружено. Для нас это является удивительным, однако, это может быть объяснено малой численностью выборки и малой представленностью в ней различных возрастных групп (в нашем исследовании в виду этих причин сравнивались 2 группы – группа людей в возрасте до 23 лет и группа людей в возрасте после 23 лет).
Были обнаружены половые различия внутри группы экстремистов – у мужчин значимо более чем у женщин оказался выражен псевдокультуральный мотив. Это может быть объяснено следующим образом: во-первых, разделение соответствующих ценностей является необходимым условием для получения авторитета внутри социальной группы (группы людей, склонных к экстремистскому поведению), во-вторых, для женщин социальная стабильность и групповое единение представляют бóльшую ценность, вследствие чего они стараются сохранить гармонию в группе и добрые чувства ее членов друг к другу, молчаливо принимают ценности группы, но не разделяя их сознательно [1].
Также были обнаружены половые различия в восприятии мотивационной сферы экстремистов: женщины, участвовавшие в опросе, придают большее чем мужчины значение в поведении экстремиста гедонистическому мотиву и мотиву саморазрушения.
III.а) Организованность системы мотивов у экстремистов примерно соответствует оценке их восприятия (ИОС=38 и ИОС=33 соответственно), но при этом сильно отличается от организованности системы мотивов у людей, не склонных к экстремистскому поведению (ИОС=84))– у экстремистов она гораздо меньше. Это можно объяснить тем, что, скорее всего, существует зависимость между степенью организованности системы мотивов и степенью адаптации – чем выше организованность, тем более социально адаптированным оказывается человек. И, если рассматривать экстремистское поведение как девиантное, дезадаптивное, то данное различие является вполне логичным.
б) Как можно увидеть на коррелограмме, корреляционные связи внутри группы людей, склонных к экстремистскому поведению, многочисленны и обладают высокой значимостью (большинство находится на уровне значимости p<0,001 и p<0,01). Это говорит о том, что многие мотивы взаимосвязаны между собой. В частности, друг с другом внутри своей группы положительно коррелируют все собственно психологические мотивы, что может говорить об их общей природе, их тесной связи с эмоциональным состоянием человека. Психологические мотивы также положительно коррелируют с аддитивным мотивом. Это может объясняться очень тесной связью описанных нами собственно психологических мотивов и навязчивым влечением (аддитивный мотив), ведь получение удовольствия и нахождение в эйфории, разрядка негативных эмоций и стимулирование могут лежать в основе формирования и закрепления этого навязчивого влечения.
Отрицательно коррелирует псевдокультуральный мотив с атарактическим и мотивом саморазрушения, что могло бы быть следствием того, что у экстремистов эти мотивы не более выражены, чем в группе обычных людей. Основываясь, на информации, полученной из литературных источников, псевдокультуральный мотив (разделение человеком ценностей референтной группы таких как чистота крови, расы и т.д. …) является основным признаком, отличающим экстремистские действия от просто агрессивных. Тем не менее, в нашем исследовании этот мотив не коррелирует с общей мотивационной напряженностью, группами мотивов и отдельными мотивами. Видимо, это объясняется тем, что по своей природе он не является мотивом деятельности, а имеет какую-то другую сущность - это может быть ценность или установка (хотя большинство респондентов, комментируя опрос, утверждают, что именно этот мотив является ведущим в их деятельности; он также более выражен в группе людей, склонных к экстремистскому поведению). Мы считаем, что именно этот феномен – расхождение истинных мотивов экстремистского поведения с декларируемым мотивом – является центральным результатом нашей работы. Благодаря нему пропадает необходимость разделения экстремистов на группы при дальнейших исследованиях, т.к. он, наряду с декларируемыми ценностями («чистота крови», обособленность отдельных рас, интолерантность к «чужим» культурам), объединяет все группы экстремистов.
Интересным также является то, что параметр возраста отрицательно коррелирует с выраженностью группы патологических мотивов и аддитивного мотива в частности – видимо, эти мотивы больше присущи людям младшего возраста.
в) Коррелограмма людей, не склонных к экстремистскому поведению (группа «Норма») в большей степени отличается от других коррелограмм: у людей не склонных к экстремистскому поведению, все мотивы коррелируют со всеми мотивами и общей мотивационной напряженностью (p<0,001). Как мы уже писали выше, это обусловлено тем, что данные люди более адаптированы в социуме – в их поведении отсутствует такая девиантная составляющая как экстремизм, и это находит отражение в организованности мотивационной сферы – эта система у них обладает большей организованностью (больше внутрисистемных связей). Также была обнаружена отрицательная корреляция между возрастом и псевдокультуральным мотивом, что может объясняться сглаживанием с возрастом различных радикальных установок и ценностей (т.е. в норме такие установки могут быть представлены у подростка, однако с возрастом они постепенно пропадают).
Выводы по результатам эмпирического исследования:
1. Декларируемый мотив поведения, включающий в себя разделение и принятие экстремистских установок, не связан с исследуемой мотивационной структурой.
2. Существуют значимые различия в степени выраженности следующих мотивов у экстремистов и людей, не склонных к экстремистскому поведению: у экстремистов больше выражены общая мотивационная напряженность, а также мотив завязывания знакомств, псевдокультуральный, гедонистический, гиперактивационный, аддитивный мотивы, которые, вероятно, являются специфичными мотивами экстремистского поведения.
3. Восприятие мотивации экстремиста отличается от реальной мотивации: в сознании людей преувеличивается значение мотива подчинения группе, гедонистического, атарактического мотивов и мотива саморазрушения, а также общая мотивационная напряженность; преуменьшается значение псевдокультурального мотива.
4. Существуют половые различия в выраженности псевдокультурального мотива экстремистской деятельности – у мужчин он более представлен.
5. Мотивационная сфера экстремиста является более дезорганизованной, чем у обычного человека, что выражается в меньшем количестве внутрисистемных связей.
6. Существует отрицательная корреляция между возрастом и выраженностью аддитивного мотива.
В данной дипломной работе было проведено обобщение теоретических воззрений на проблему мотивации экстремистского поведения, были выделены и описаны гипотетические мотивы экстремистского поведения, были разработаны тестовые материалы для изучения части мотивационной структуры, связанной с экстремистским поведением, благодаря использованию которых в исследовании были описаны специфические мотивы экстремистского поведения, половые и возрастные различия в мотивационной структуре, связанной с экстремистским поведением, а также были описаны социальные представления о части мотивационной структуры, связанной с экстремистским поведением.
Нами были получены результаты, свидетельствующие о рассогласовании между декларируемыми и истинными мотивами экстремистского поведения, о специфических для экстремистской деятельности мотивах (мотив завязывания знакомств, псевдокультуральный, гедонистический, гиперактивационный, аддитивный), о половых различиях в части мотивационной структуры, связанной с экстремистским поведением, а также о ее дезорганизованности, о снижении выраженности аддитивного мотива в соответствии с возрастом. Данные результаты могут быть использованы при составлении программ по профилактике экстремистского поведения, а также при проведении коррекционных мероприятий.
Мы считаем, что существуют определенные перспективы для исследования данной области психологии экстремистского поведения: проверка гипотезы о расхождении декларируемых и истинных мотивов экстремистского поведения, расширение спектра изучаемых мотивов экстремистского поведения в направлении социальной психологии и психологии девиантного поведения, описание мотивационной сферы различных типов экстремистов.
Список использованной литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. пособие / Г.М. Андреева. 3-е изд. М.: Наука, 1994.
2. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология 20 столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. М., 2001.
3. Антонян, Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование / Ю.М. Антонян. М.: Щит-М, 1998.
4. Антонян, Ю.М.. Психология преступления и наказания: Терминологический словарь. / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев,В.Е. Эминов. М.: Пенатес-пенаты. 2008.
5. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. СПб.: Питер, 2007.
6. Арутюнов, Л.С. Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 5.
7. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности: автореф. дис. д-ра пс. наук: 19.00.05 / Л.Г. Бардиер. Санкт-Петербург, 2007
8. Бартол, К. Психология криминального поведения / К. Бартол. М.: Олма-пресс. 2008.
9. Берковец, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. / Л.Берковец. М., Олма-пресс. 2009.