· насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;
· публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
· возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
· пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
· нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
· воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
· воспрепятствование законной деятельности государственных органов <…>;
· пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
· публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
<…>»
Приведенный выше неполный список действий достаточно подробно описывает виды экстремистского поведения. Однако это определение является слишком широким и неудобоваримым.
Большой толковый психологический словарь дает следующее определение экстремизму: «экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам».[39] Однако оно не отражает сути этого явления. Известный отечественный ученый В. И. Красиков [24] отмечает: «Экстремизм представляет собой формы и результаты развития агрессии на собственно человеческой ее основе и есть явление, прежде всего, группы и специфического сознания». Экстремизм — эти некий узнаваемый характерный стиль поведения, где именно сознание, специфическая форма ею организации, задает тон и определяет саму ее характерность. Н.В Целуева [52]: «В узком смысле под экстремизмом обычно понимают незаконную деятельность, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни». Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях [33,44,49,52-54], а не на людях, потому что именование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу. Экстремистские акты же можно определить более точно, опираясь на два основных критерия [33]. Акты насилия относятся к категории экстремистских, если:
а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;
б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.
Целуева Н.В. [53] пишет, что экстремизм конституируется как характеристика специфических форм группового сознания. «Экстремизм есть концептуализация агрессии сознанием некоторых групп. Экстремизм есть, прежде всего, специфическая форма мировоззрения или система координат». При этом экстремизм выражает специфическую идентичность определенных групп людей, которые находятся в ситуации открытого несогласия с нормами и ценностями доминирующей культуры. Подобная идентичность обнаруживает себя различными путями: вызывающим жизненным стилем, отличающейся одеждой, жаргоном и т. п. Главные признаки экстремизма, отличающие его явления от любых других радикальных поступков (агрессивных, вызывающе ненормальных), - это корпоративность, категориальная сознательность и активность отличительного противостояния.
Ольшанский Д.В. [30] выделяет общие черты, присущие практически всем видам экстремистского поведения: «насилие или его угроза, обычно вооруженного; одномерность, однобокость в восприятии общественных проблем, в поиске путей их решения; фанатизм, одержимость в стремлении навязывать свои принципы, взгляды оппонентам; бездумное, беспрекословное выполнение всех приказов, инструкций; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум; неспособность к толерантности, компромиссам, либо игнорирование их. Экстремизм смыкается с крайним радикализмом, терроризмом, нигилизмом, революционным вождизмом".
Юрасова Е.Н. [33] выделяет следующие отличительные особенности экстремизма как деятельности:
- мотивация, толкающая на ее выполнение, находится в области идеологии;
- конечным результатом этой деятельности представляется признание идеи превосходства определенной группы (национальной, политической, религиозной) и господство ее морально-ценностных ориентаций;
- ближней целью действий, совершаемых в рамках этой деятельности, является устрашение;
- в качестве основного средства достижения и ближней, и конечной цели выступает насилие;
- эта деятельность носит группоцентрический характер.
Яхьяев М.Я. [57] пишет, что экстремизм есть борьба поставленных в критическую ситуацию социальных групп чрезвычайными средствами и способами за сохранение своего физического существования и культурной идентичности. Возникая как импульсивная, спонтанная реакция социальных групп, поставленных в экстремальные условия, на эти условия, как форма сопротивления этим условиям и борьбы с ними экстремизм институируется. Элементы этого института: экстремистская идеология, экстремистская деятельность, экстремистские организации. Он также выделяет следующие виды экстремистского поведения по сферам деятельности субъекта социального действия: националистический, политический, религиозный, религиозно-политический и иные разновидности.
Учеными [43,54,57] выделяются также следующие виды экстремистского поведения:
- Политический и экономический – крайние взгляды на политическую систему общества, возможности материального положения пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора.
- Социокультурный как выражение жесткого неприятия ценностей и форм жизнедеятельности одних групп – другими. Он охватывает: религиозный – агрессивное отношение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления; националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы, даже в отношении большинства.
- «Левый» экстремизм заимствует революционные идеи анархизма, объявляет себя наиболее последовательным выразителем и защитником трудящихся масс, всех обездоленных, неимущих. Объектами критики выступают: социальные неравенства, подавленные личности, эксплуатация и бюрократизация в обществе.
- «Правый» экстремизм (фашистские, неофашистские, ультраправые, националистические, расистские движения, организации и партии) критикуют современное общество за «отсутствие порядка», упадок нравов, эгоизм, потребительство и многонациональность общества. «Правому» экстремизму свойственна высокая степень организации, скоординированность в международном масштабе
Экстремистское поведение может принимать следующие формы: убийство – преступное, умышленное или по неосторожности, лишение жизни; насилие – применение физической силы, принудительное воздействие на кого-либо, нарушение личной неприкосновенности; терроризм - действие, которое заставляет, кого-то чувствовать себя в опасности и испытывать страх, это использование преднамеренных и организованных действий, вызывающих страх, для достижения конкретных целей.
Узденов Р.М. [47] в своей диссертации, посвященной изучению феномена экстремистского поведения, описывает следующую типологию экстремистов в зависимости от степени их подверженности влиянию экстремистских воззрений: а) идейно-самостоятельный тип - личность, осознанно и целенаправленно вступившая на путь экстремизма, самостоятельно осмысливающая и анализирующая существующее положение вещей и желающая это положение изменить; б) зависимый тип («экстремист за компанию») - личность, чья социальная позиция формируется главным образом за счет активного внешнего воздействия досуговой микросреды, СМИ и других подобных раздражителей. В структуре обоих типов выделяются следующие подтипы: 1) экстремист-хулиган (преследует цель экстремистского характера при наличии хулиганских мотивов, либо преследует цель хулиганского характера при наличии экстремистских мотивов); 2) корыстный экстремист (преследует цель экстремистского характера при наличии корыстных мотивов, либо преследует корыстную цель при наличии экстремистской мотивации); 3) простой экстремист (личность, чьи мотивы и цель имеют экстремистский характер).
1.2. Толерантность как явление, противоположное экстремизму
При написании данной работы мы будем исходить из идеи сходства экстремистского и интолерантного поведения. Строго говоря, это не одно это и то же, т.к. по закону экстремистским действием является не только религиозная, этническая и социальная интолерантность, но и обвинение госслужащего в экстремистском поведении или финансирование экстремистских организаций, которые могут иметь различные мотивы и, в то же время, не иметь ничего общего с интолерантностью. Однако нас проблема экстремистского поведения интересует именно в контексте интолерантного поведения, и мы будем рассматривать ее именно с этой точки зрения.