Для рассмотрения проблемы интолерантного поведения необходимо дать определение толерантности. Многие ученые занимались исследованием данного вопроса. Необходимо отделить понятие толерантности от понятия терпимости. Впервые понятие «толерантность» в научный оборот ввел в XVIII в. Дестют де Траси [42]. Вначале оно трактовалось как «терпеливость», а затем как «терпимость». Семашко М.А. [42] пишет, что «термин «толерантность» рассматривается как способность терпеливо или снисходительно (в позитивном смысле слова) относиться к другому, к его инакодействию или инакомыслию». По словам Золотухина В.М. [18], «толерантность является не просто терпимостью, а нечто гораздо большим – активным и конструктивным сотрудничеством, соучастием, солидарностью… Деятельность на основе толерантности и ее принципов соотносится с приложением усилий воли для того, чтобы попытаться увидеть хорошее в чуждом».
Что же такое толерантность? В «Советском энциклопедическом словаре» [42] «толерантность» определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, «Большой психологический словарь» [39] определяет толерантность как «установку либерального принятия моделей поведения, убеждения и ценностей других»; как «способность выносить стресс без серьезного вреда». В.М. Золотухин [19] пишет что «толерантность» не есть терпимость или снисходительность, она – активное признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям.».
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (Юнеско,1995 г.)[14], толерантность определяется как «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчёркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. При этом проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Н.Н. Жердева [16] изучив и проанализировав материалы, относящиеся к проблеме толерантности, попыталась дать характеристику этому понятию:
1. Толерантность может трактоваться, во-первых, как специфическая форма личностного отношения, базирующегося на понимание и принятие другой культуры, другой самости, самого факта существования социокультурного многообразия, осознание многомерности общественного бытия, во-вторых, как терпимость, предполагающая допущение «инаковости», и, в-третьих, как устойчивость субъекта к воздействию неблагоприятных факторов различного рода. В своей последней интерпретации толерантность выступает в качестве одного из важнейших условий сохранения и развития адаптационного потенциала индивида;
2. Личностная толерантность проявляется на двух уровнях: на уровне сознания как личностное отношение и на уровне поведения как сознательное действие или поступок;
3. В основе толерантности лежит наличие у субъекта собственной устойчивой позиции, обеспечивающей открытость и готовность к диалогу;
4. Толерантные установки предопределяют свободный выбор субъекта, с признанием автономности и ответственности за него;
5. Толерантность является своеобразной предпосылкой для выработки суждений, основой которых являются моральные ценности;
6. Толерантность характеризуется с одной стороны устойчивостью проявлений, а с другой избирательностью к воздействию факторов окружающей действительности;
7. Для толерантности свойственен динамический характер, обеспечивающий устойчивость субъекта во взаимодействии с социальной средой;
Структура толерантности может включать толерантность индивида, коллективную толерантность на производстве и в коммерции, семейную толерантность, групповую толерантнотсь в спорте. Она может носить «отраслевой» характер(толерантность как антидедовщина в армии, толерантность в правоохранительных органах), возрастные параметры (толерантность среди детей, подростков, молодёжи, пожилых людей) [8].
Бардиер Г.Л. [7] в своей диссертации приводит следующие классификацию проявлений толерантности:
Таблица 1
Классификация проявлений толерантности
Классификации | Критерии | Составляющие |
Компоненты | По аспектам социального отношения (аттитюда) | Аффективный, когнитивный, конативный |
По компонентам активности личности | Потребности, мотивы, нормы, ценностные ориентации, стиль деятельности, личностный смысл, личностная и социальная (групповая) идентичность | |
Виды | [По видам различий | Межпоколенная, межполовая (гендерная), межличностная, межкультурная, межконфессиональная, профессиональная, управленческая, социально-экономическая, политическая толерантность |
Типы | По субъектам толерантности | Личностная, групповая |
По объектам толерантности | Личностная, групповая, а также ситуативная (включающая толерантность к неопределенности) | |
Уровни | По уровням функционирования психики | Психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая |
По степени проявления | Низкая, средняя, высокая | |
Формы проявления | По направленности интолерантности | Гетероинтолерантность, аутоинтолерантность |
По степени открытости | Открытая, скрытая | |
По степени осознанности | Неосознаваемая, осознаваемая, декларируемая |
Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности В. А. Лекторский [27] предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый, "толерантность как безразличие", предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.). Второй, "толерантность как невозможность взаимопонимания", ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. "Толерантность как снисхождение" подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И наконец, "терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог" позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. На этот подход к толерантности и указывает автор в качестве желаемого для современной ситуации.
Таким образом, толерантность охватывает все стороны человеческих отношений: социально-экономические, политические, религиозные. Это очень широкое понятие, в разных контекстах понимаемое по-разному: и как терпимость, и как понимание и принятие другой культуры, и как устойчивость. В основе толерантности лежит развитое самосознание, личностная зрелость, способность к принятию свободных и ответственных решений. Толерантность, с одной стороны, является динамической характеристикой субъекта, с другой – устойчивой в своих проявлениях.
Экстремизм также может охватывать все сферы жизни общества. Экстремизм – это деятельность индивидов и социальных групп, приверженных крайним взглядам и мерам, направленная на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни с целью причинения вреда не непосредственному противнику, а другим людям, а также являющаяся инструментом публичности и устрашения. Как правило, экстремистское поведение проявляется в различных насильственных актах.
Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для современной многонациональной и многоконфессиональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны.