Смекни!
smekni.com

Ю. К. Корнилов 20 г (стр. 6 из 18)

6.Экстремистскому поведению может способствовать низкая рефлексивность личности. Прямых данных о влиянии рефлексивности на экстремистское поведение мы не нашли, но, анализируя теоретические посылки у различных авторов, можно сделать вывод о важности данной личностной характеристики (например, исходя из того, что толерантности способствует развитое самосознание и понимание различий между культурами [7,19]). Рефлексивность – (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, на свое знание или на свое собственное состояние [39]. А.В. Карпов [23] пишет, что рефлексия рассматривается как процесс критического осмысления текущей деятельности, умение выде­лять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией соб­ственные действия, как процесс обоснования необходимости внести коррективы в ход деятельности, предпринять новую де­ятельность. Этот вид рефлексии включает также самооценку и построение образов "я" в ходе практической деятельности. Рефлексия деятельности субъекта рассматривается нами в ее трех формах, в зависимости от функции, которую выполняет она во времени: ситуативная, ретроспективная и перспектив­ная. Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта соотносить с пред­метной ситуацией собственные действия, координировать, кон­тролировать элементы деятельности в соответствии с меняю­щимися условиями. Ретроспективная рефлексия служит для анализа уже выпол­ненной в прошлом деятельности, прошедших событий. В этом случае человек рассматривает предпосылки, мотивы, причины происходившего, условия, прошедшие этапы и результаты, воз­можные ошибки. Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, планирование, представление о целях и будущих результатах, выбор наиболее эффективных способов выполнения, прогнозирование вероятного исхода де­ятельности. Экстремистское поведение в большинстве своем расценивается как негативное и социально неодобряемое. Но провести такую оценку можно только при анализе собственных действий и мыслей, а если личность к этому не склонна, то, соответственно, она не оценивает свое поведение как экстремистское и продолжает дальше осуществлять его.

7. С экстремистским поведением может быть тесно связана такая характеристика как эмпатия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию [39]. Так же, под эмпатией подразумевается способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его. Эмпат — человек, способный воспринимать переживания, эмоции и чувства другого человека, на уровне своих собственных эмоций. Можно сказать, что эмпат — эмоциональный телепат, не способный читать мысли, но запросто воспринимающий эмоциональную картину состояния другого человека. Психолог Карл Роджерс [41] определяет эмпатию следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь». Осуществляя экстремистское поведение, человек наносит вред другим людям. Но если личность не способна к эмпатии, она этого просто не понимает, что также способствует экстремизму. Эта идея также напрямую не звучит в работах других авторов, но ее корни можно увидеть у Д.В. Ольшанского [35], Н.В. Целуевой [52-54], В.М. Золотухина [18,19].

8. Экстремистское поведение может быть связано с уровнем самоактуализации. Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [39]. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий. Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности. Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу [30]. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с "пирамидой потребностей". В соответствии с его теоретическими положениями, человек способен к удовлетворению более высоких (по пирамиде) потребностей только после того, как удовлетворены более низкие. Следовательно, чтобы человек смог самоактуализироваться, ему сначала необходимо удовлетворить все остальные потребности в соответствии с пирамидой.

Идею о связи самоактуализации и экстремисткого поведения высказывают многие авторы, в частности Н.В. Целуева [52-54]. В самом деле, здесь существует ряд интересных моментов: с одной стороны, экстремистское поведение может быть расценено некоторыми людьми как своеобразная самоактуализация, и тогда должна быть связь между ее высоким уровнем и экстремизмом; с другой стороны, в качестве причин экстремистского поведения многие авторы указывают отсутствие самоактуализации или низкий ее уровень.

Часть идей о детерминантах экстремисткого поведения была нами отвергнута ввиду:

· Неразработанности некоторых понятий в отечественной и мировой психологической науке. Например, связь между экстремистским поведением и уровнем развития самосознания [20] – ученые до сих пор спорят о том, что такое сознание и самосознание и не приходят к каким-либо единым выводам.

· Очевидность связей. Например, идея о связи экстремистского поведения и агрессии [33]– по сути, агрессивность является характеристикой поведения экстремистки настроенных групп.

· Сложность исследования некоторых феноменов. Например, идея Анцупова о том, что экстремизм – функция ситуационных и индивидуальных факторов [50]. Личностные характеристики в большинстве своем подлежат исследованию, а вот оценка ситуационных характеристик представляет определенную сложность.

· Междисциплинарный характер связей. Многие авторы [8,43,49] указывают социологические детерминанты экстремистского поведения, которые нас в данном исследовании интересует менее чем психологические.

Ввиду недостаточной разработанности проблемы о личностных истоках экстремистского поведения, мы провели исследование психологических коррелят интолерантности. В исследование приняли участие 61 человек (25 юношей и 31 девушка) от 14 до 26 лет. Для заполнения им были предложены следующие опросники: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) [36]; опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) [10]; методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева) [23]; методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Роттера [37]; опросник личностной ориентации Шострома (краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл) [38]; методика определения уровня эмпатийных тенденций Юсупова [15].

Полученные нами данные были обработаны при помощи коэффициента корреляции Пирсона. Также для обработки результатов исследования был использован метод контрастных групп, был проведен анализ половых различий в толерантности. Нами были получены следующие выводы по результатам эмпирического исследования:

1. Существует прямая связь между интернальным локусом контроля и толерантностью (сюда включены межэтническая, социальная и личностная толерантность).

2. Существует прямая связь между уровнем рефлексии и уровнем личностной толерантности.

3. Непоследовательное родительское поведение оказывает положительное влияние на формирование интолерантных установок у детей.

4. Существуют половые различия в склонности к интолерантному поведению – мужчины более склонны, чем женщины.

3. Мотивация экстремистского поведения

3.1. Общие теории мотивации поведения человека

В самом начале необходимо дать определение базовым понятиям, оежащим в основе любых теорий мотивации. Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [39].

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности [39]. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер [39]. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [13]. А К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов [39]. Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность» [13]. Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания.