В-третьих, в основе содержания произведений - важнейшие …
… Поэтому памятники литературы одновременно являются и памятниками общественно-политической жизни.
2.3. Зодчество и изобразительное искусство
Важнейшей составной частью развития культуры Киевской Руси являются зодчество и изобразительное искусство. Архитектурные сооружения и их убранство - доказательство мощи державы, свидетельство талантливости народа, его трудолюбия и мастерства.
На архитектуру следует обратить особое внимание, ибо она является ярким показателем уровня культуры Древней Руси, а росписи храмов - глубокой характеристикой средневекового образа мысли.
До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали …
… В западной части на втором ярусе располагаются хоры, где во время богослужения находились князь и его приближенные. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне. Иногда хоры соединялись переходом с княжеским дворцом.
Зодчие стремились выделить храмовые сооружения среда остальных городских построек. В северных городах, где архитектурным фоном были бревенчатые дома, церкви делали белоснежные; в южных городах, где постройки промазывали глиной и белили, церкви оставляли в красно-розовой кирпичной окраске (из-за толстого слоя раствора). На рубеже XII-XIII вв. в городах появляются трех - и четырехэтажные постройки, города растут вверх, и церкви как бы начинают «тонуть» в общем городском ансамбле. Чтобы поднять их над городом, нужно было найти новые архитектурные формы. Так появились здания с несколькими рядами ступенчатых арок, возносивших купол на значительную высоту. Церкви служили прекрасным украшением русских городов.
С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. …
… В архитектуре этого периода появились свои отличительные черты.
Зодчество XII-XIII вв. отличается от архитектуры предшествующего периода меньшей масштабностью зданий, поисками наиболее простых, но в то же время красивых форм, простотой отделки. Наиболее типичным стал кубический, очень компактный храм с позакомарным покрытием, увенчанный одной массивной главой. Как правило, такие храмы строились на княжеских дворах, были рассчитаны на княжескую семью и её челядь. Развитием княжеского придворного жанра архитектура отразила начавшийся период феодальной раздробленности.
Со второй половины XII в. заметно ослабевает византийское влияние, что ознаменовалось …
...
В домонгольский период на Руси получила колоссальное развитие живопись.
Русские художники достигли большого мастерства как в иконописи, так и в монументальной живописи - фреске и мозаике. Они не только превосходно владели композицией, но и умели передавать сложную гамму человеческих чувств. Современные реставраторы провели большую работу по восстановлению первоначального облика произведений древнерусской живописи, и в настоящее время весь мир восхищается работами русских мастеров XI-XIII вв.
Систему росписи культового здания русские мастера восприняли от византийцев. Но как и в архитектуре, в русское живописи вод влиянием языческого народного искусства, народных обычаев рано начинается переработка византийской традиции. Уже с начала XI в. формируются местные образы, вырабатываются своеобразные, отличные от византийских, средства художественной выразительности. Росписи храмов дают наглядное представление о древнерусской живописи, ее своеобразии и уникальности, художественных поисках местных мастеров.
Главные части интерьера - подкупольное пространство, апсиды, …
… И тем не менее лица святых не лишены индивидуальности, некоторое «отцы церкви" производят впечатление портретных изображений.
При изучении древнерусской культура нельзя не обратить внимание на утонченное прикладное искусство, известное на Руси под поэтическим названием «узорочье». Крупные города славились своими мастерами-ремесленниками. Художественное мастерство чеканки, гравировки, резьбы по дереву, вышивки золотом ткани поднималось до больших высот в каждой из местных школ.
Созданные мастерами ювелирные изделия являлись настоящими шедеврами. Золотые украшения, расцвеченные немеркнущей цветной эмалью, тонкие изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой, изящная чеканка, художественная отделка оружия - все это ставило Русь вровень с передовыми странами Европы.
Рассмотрев основные направления в развитии древнерусской культуры, можно сделать некоторые выводы.
Древнерусская культура IX – XIII в.в. стала складываться одновременно с образованием государства восточных славян. На ее формирование мощное влияние оказало эпическое наследие древних славян, принятие христианства, культурные контакты с другими странами. Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния - византийское, южнославянское, романское - Киевская Русь создала свою самобытную национальную культуру. Быстро росло количество интереснейших архитектурных памятников, появились местные художественные входы, были созданы замечательные произведения живописи, росли города, в которых развивалось декоративно-прикладное искусство.
Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в «Остромировом Евангелии» (1056-1057) , где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие.
В целом юная Киевская Русь, восприняв византийские, болгарские и другие православные традиции, сумела создать искусство с высокими критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития национальной художественной культуры.
В целом в данный период на Руси была создана настолько мощная культура, что никакие беды и разрушения не могли свернуть ее с определившегося пути. Она была и осталась европейской по типу своего развития. Все попытки представить русскую культуру средневековья как восточную, азиатскую или «евразийскую" оказались бесплодными. Конечно, общение с восточными народами не прошло бесследно для русской культуры, но основной характер и направленность ее являлись европейскими.
Величественные архитектурные сооружения Древней Руси, прекрасные памятники литературы, произведения живописи, уникальные изделия декоративно-прикладного искусства - достойный вклад в мировую культуру. Древнерусская культура заложила основы для последующего развития культуры России.
Список использованной литературы
1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М.: Просвещение, 1993. – с. 121-123.
2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: Изобразительное искусство, 1983. – с. 62-64.
3. Киселева М.С. Учение книжное. Текст и контекст древнерусской книжности. - М.: Приор, 2000. - с. 5 – 9.
4. Кусков В. Литература и культура Древней Руси: словарь-справочник. – М.: Высшая школа, 1994. – с. 129-134
5. Моральная философия в России. Становление основных понятий (Х1-ХVII вв.) // Вестник СПб университета. Серия 6. Философия. Политология, социология. Вып. № 3, 2004.
6. Нравственный опыт в книжности Древней Руси // Мысль. Ежегодник петербургской ассоциации философов. – Вып. № 1, 2000.
7. Рогожин Н. М. Источники формирования древнерусской культуры // Журнал "Древняя Русь". – 2000. - № 1.
8. Этика в системе философского знания Древней Руси // Бренное и вечное. Проблемы функционирования и развития культуры. Новгород. Вып. № 3, 2000.
[1] Рогожин Н. М. Источники формирования древнерусской культуры // Журнал "Древняя Русь". – 2000. - № 1.
[2] Моральная философия в России. Становление основных понятий (Х1-ХVII вв.) // Вестник СПб университета. Серия 6. Философия. Политология, социология. Вып. № 3, 2004.
[3] Кусков В. Литература и культура Древней Руси: словарь-справочник. – М.: Высшая школа, 1994. – с. 129-134
[4] Нравственный опыт в книжности Древней Руси // Мысль. Ежегодник петербургской ассоциации философов. – Вып. № 1, 2000.