ЗДЕСЬ ПРЕДСТАВЛЕН ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СНОСКИ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ВВЕДЕНИЕ И Т.Д.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ РЕФЕРАТА – 12 ЛИСТОВ.
Реферат на тему «Культура Древней Руси IX-XIII в.в.».
Оглавление
Глава 1. Источники формирования древнерусской культуры... 4
1.1. Влияние религии на развитие культуры Руси. 4
1.2. Христианство и духовно-нравственные ценности личности и общества. 5
Глава 2. Основные направления в развитии культуры Древней Руси IX – XIII в.в. 6
2.1. Письменность и просвещение. 6
2.2. Фольклористика и литература. 6
2.3. Зодчество и изобразительное искусство. 8
Список использованной литературы... 12
Становление и развитие русской культуры - это длительный процесс. Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.
Мощной основой формирования древнерусской культуры было богатое наследие восточных славян. Восточные славяне (смесь различных расовых линий, индоевропейских арийских, тюркских) выделились как самостоятельная ветвь славянства в VI в и уже тогда рассматривали себя как часть европейского мира В VII -VIII вв. у них сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, определились главные виды производственной деятельности, были накоплены практические знания о природе. Закреплению и передаче накопленною опыта, трудовых навыков и полезных наблюдений служила языческая религия.
На мой взгляд, выбранная мною тема "Культура Древней Руси IX – XIII в.в." очень интересна, т.к. именно в тот период происходило развитие письменности, литературы, иконописи, зодчества и т.д. Проследить данное развитие очень интересно, да и просто необходимо об этом знать и помнить.
Цель работы – рассмотреть основные черты развития культуры Древней Руси IX – XIII в.в., определить роль христианства на развитие культуры Руси того времени, на менталитет народа.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие вопросы:
- определить источники формирования Древнерусской культуры;
- изучить основные направления в развитии культуры Древней Руси IX – XIII в.в.
Структура работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, 2 основных глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены вопросы влияния религии на развитие культуры Руси и влияние христианства на духовно-нравственные ценности личности общества. Во второй главе раскрыты основные направления развития культуры Древней Руси: письменность и просвещение, фольклористика и литература, зодчество и изобразительное искусство.
Основной проблемой при написании работы оказался ограниченный объем Работы, поэтому изложение данной темы приведено в кратком виде, хотя хотелось бы рассказать о многом.
Глава 1. Источники формирования древнерусской культуры
Культурные общения Руси с другими странами складывались по-разному и различались по степени интенсивности, по характеру и масштабам влияния на древнерусскую культуру. Первоначально наиболее интенсивным и плодотворным было влияние Византии на древнерусскую культуру[1]. Но оно не было постоянным и всеобъемлющим. В большей степени оно проявилось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Это естественно, ибо Русь приняла христианство от Византии. Светская культура была затронута слабее. В то же время ориентация на Византию имела и другую сторону. Она означала отторженность от латинства, от греко-римского наследия. Разумеется, полностью отрезанной от античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма сказалось через византийскую культуру. В первичном варианте античное наследие Руси усвоить не удалось. Оно пришло позднее, опосредованно, через опыт европейского возрождения.
Иной характер носили культурные связи Руси со странами Западной Европы. Они усилились во второй половине XII - начале XIII вв., в период расцвета романского искусства на Западе и ослабления византийского влияния на Русь. Важно отметить, что культурное взаимодействие Руси со странами Западной Европы было обоюдным и равноправным. Так, некоторые элементы романского стиля нашли свое отражение в архитектуре Новгорода, Полоцка, особенно ярко проявились в декоре Владимира - Суздальских храмов. Русь в свою очередь так же оказывала благотворное влияние на западноевропейскую культуру.
1.1. Влияние религии на развитие культуры Руси
Не умаляя значения культурных контактов, следует, однако, подчеркнуть, что главную и широкую основу для вхождения Руси в европейское общество создало принятие христианства. Оно явилось важным источником формирования древнерусской культуры, так как способствовало развитию письменности, просвещения, литературы, зодчества, искусства, гуманизации нравов народа, духовному возвышению личности. Христианство создало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных ценностей. В этом заключается его прогрессивное значение.
…
…
Христианство и язычество - религии различных ценностных ориентации Язычество пережили многие народы мира. Повсюду оно олицетворяло природные стихии и силы, рождало множество природных богов - политеизм.
Но язычество, в том числе славянское, не обладало главным - понятием человеческой личности, ценностью ее души. Как известно, этими качествами не обладала и античная классика. Переход к христианству означал переход Руси к более высоким ценным гуманистическим и нравственным идеалам.
1.2. Христианство и духовно-нравственные ценности личности и общества
В христианстве, как символе духовных ценностей, заложена идея необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Не случайно этот тип цивилизации называют христианским. С течением времени христианство распалось на западное и восточное, которые по-разному подходили к реформированию и толкованию символа веры. На Руси христианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получило название православие, то есть истинная вера[2].
Русское православие ориентировало …
…
Выяснив источники культуры Киевской Руси, остановимся на основных направлениях ее развития: письменности и просвещении, фольклористике и литературе, архитектуре и искусстве.
Глава 2. Основные направления в развитии культуры Древней Руси IX – XIII в.в.
2.1. Письменность и просвещение
Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия, знаменитых «Солунских братьев»[3]. Во второй половине X в. была создана «глаголица», на которой писались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. Дошедшие до нас древнерусские глаголические памятники - это «Киевские листки» и «Зографское евангелие». К концу X в. возникла новая азбука - «кириллица», вытеснившая глаголицу. Кириллица имела гот же алфавитно-буквенный состав, что и глаголица, но отличалась от нее более простой и четкой формой букв и точным соответствием звуковому составу старославянского языка. Важно иметь в виду, что принятие христианства на Руси способствовало распространению письменности и книжности.
Образованность ценилась очень высоко. В литературе того времени …
… оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. При монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, наиболее известные из них - это книгохранилища в Софийских храмах Киева и Новгорода. Как свидетельствуют летописи, уже в XI в. на Руси были библиотеки.
2.2. Фольклористика и литература
С появлением бумаги ускорился и облегчился процесс письма, и уставное письмо с его правильным, почти квадратным начертанием букв сменилось округлым наклонным почерком - полууставом, а в деловых бумагах появилась скоропись. С появлением письменности, распространением грамотности получила развитие и древнерусская литература. При этом следует отметить, что на ее формирование благотворное влияние оказало устное народное творчество, уходящее своими корнями в тысячелетние глубины первобытно-общинного строя. Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Киевской Руси.
Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия: заговоры, …
… нашло свое отражение, прежде всего, в появлении большого количества книг, связанных с потребностями христианского культа[4].
Чтобы лучше понять художественную ценность и величие этих литературных памятников, следует учесть ряд особенностей средневековой литературы в целом. В чем они заключаются?
Во-первых, …
… это ценный источник сведений о прошлом, памятник историй.
Во-вторых, в отличие от современной в древней русской литературе герой ведет себя в зависимости не от своего характера, темперамента, а от места в социальной иерархии, от социального положения. Поэтому князь поступает, как подобает князю, святой - как святому; воин - как воину и т.д.. Церемониальность, характерная для средневековой жизни, отразилась и в литературе, определив ее такие особенности, как повторения отдельных эпизодов, событий, «переплетение словес», длинные ряды параллельных грамматических конструкций, синонимов, «кружево слов». В наше бурное время чтение такой литературы может показаться скучным, но вчитываясь в произведение, человек получает наслаждение и глубже понимает жизнь своих далеких предков.