Смекни!
smekni.com

«Основные черты философии Платона» (стр. 4 из 5)

животные, не может существовать как второе при другом, так как в таком случае должно было бы существовать ещё другое животное, обнимающее собой те два, каких части, и тогда было бы правильнее сказать, что мир устроен не на подобие их, а на подобие того, которое их обнимает» (Платон, Тимей, 31, А-B).

VI. Теория «идей», космология Платона и пифагорейское учение о числах.

Учение Платона разрабатывалось в течение более чем полувека. Важным этапом в идейном развитии Платона оказалось происшедшее ещё в Италии его сближение с пифагорейцами, влияние их религиозно-этического учения, их философии и их космологии.

Основатель школы Пифагор, на основе занятий математикой, музыкальной акустикой и астрономией, пришёл к убеждению, что всё сущее происходит из «чисел». На эту мысль его навело открытие числовых закономерностей, лежащих в основе благозвучных музыкальных интервалов октавы, квинты и кварты.

Для непосредственного восприятия музыкальные интервалы казались явлением чисто качественных различий: вот это – благозвучный аккорд октавы, а это – квинты, а это – кварты. Исследования пифагорейцев показали, что качество сводится к лежащему в его основе числу. Качество – только видимость, реальность и сущность – в числе.

Принцип, обоснованный в сферах акустики и астрономии пифагорейцы обобщили и превратили в основной принцип своего учения о бытии. Всё

произошло из числа. В основе всех качественных свойств и различий лежат свойства и отношения чисел.

Космологическое учение пифагорейцев было хорошо известно Платону. Возможно и вероятно, что не только пифагорейцы повлияли на Платона, но пифагорейские теории сложились и развивались под влиянием платонизма.

Согласно космологическому учению Платона, мир есть живое существо, имеющее форму шара. Как живое существо мир имеет душу. Это мировая душа. Душа не является частью мира, она окружает весь мир и состоит из трёх начал: «тождественного», «иного» и «сущности». Начала эти – высшие основания «предельного» и «беспредельного» бытия.

Тело мира состоит из четырёх элементов: земли, воды, огня и воздуха. Они образуют между собой пропорциональные соединения – по законам чисел. Круг «тождественного» образует круг неподвижных по отношению друг к другу звёзд. Круг «иного» - круг планет, перемещающихся на небесном своде относительно звёзд и друг друга (Платон, Тимей, 36B).

«Мировая душа» не только живёт, но и познаёт.

Душа человека родственна душе мира: в ней подобная гармония и подобные же круговороты. Цель человеческой жизни – восстановление совершенной природы. Орудием для достижения служат наши чувства, способность речи и музыкальный голос, служащий слуху, а через слух – гармонии. Движения гармонии родственны круговращениям души.

Сходство между учением Платона и пифагорейцев обнимает целый ряд пунктов. Сам Платон удостоверил это в своём «Филебе». «Древние – говорит он здесь, которые были лучше нас и обитали ближе к богам, передали нам сказание, что всё, о чём говорится, как о вечном сущем, состоит из единства и множества и заключает в себе сросшиеся воедино предел и беспредельность» (Платон, Филеб, 16C-D).

Из этого строения сущего Платон выводит метод его познания. А именно: «мы всегда должны полагать одну идею относительно каждой вещи и соответственно этому вести исследование: в заключение мы эту идею найдём ». (Платон, Филеб, 16C-D).

Платон говорит о пифагорейцах как о родоначальниках искусства различать роды, виды и устанавливать их субординацию. Действия над понятиями у пифагорейцев связаны с их учением о числах. Всё познаваемое, согласно их взгляду, имеет своё число.

Близость своего учения к пифагорейскому Платон отмечает и в диалоге «Политик». Но в нём он и осуждает пифагорейцев в том, что они не умеют правильно применять найденную ими истину. Диалектика пифагорейцев несовершенна. Они не умеют открывать истинную субординацию вещей. Платон же утверждает, что истинный метод предполагает умение сочетать двоякое: при усмотрении родового единства не упускать из виду видовые различия, а при рассмотрении видовых различий неустанно вести исследование до того, пока все эти различия не будут включены в пределы соответствующего рода.

Сродство «идей» Платона и «чисел» пифагорейцев очевидно. «Идеи» и «числа» - бестелесные прообразы пластических телесных типов вещей, а также прообразы закономерности, согласно которой всё совершается в мире. Как и у пифагорейцев, у Платона «идея» - единая в многообразии, одновременно причина и цель, сообщающая многому характер общности; у Платона, как у пифагорейцев, «число» - причина порядка, связь вечно постоянного мирового строя.

В своей космологии Платон сближает необходимость с пространством и называет её «кормилицей происхождения» (Платон, Тимей, 46 Е).

«Кормилица происхождения» в философии Платона играет роль относительно разнообразия существующих вещей. Многообразие вещей, производимых идеей-числом, - результат ограничения, обособления и определения пустого пространства. Элементы физического мира – огонь, вода, воздух представляют собой пустое пространство, ограниченное плоскостями. Плоскости эти состоят из треугольников. Из смешанных между

собой видов треугольников и возникло беспредельное множество вещей природы.

Наконец, имеется знаменательная близость между Платоном и пифагорейцами и в их учениях о начале, посредствующем между идеальной и вещественной сферами. У пифагорейцев это средний космос, или область правильного движения. У Платона этому посредствующему началу

пифагорейцев соответствует «мировая душа». Платоновская «мировая душа» посредствует между идеальным и телесным мирами, а также осуществляет начало движения, подчинённого мере.

У пифагорейцев дополнением к учению о «мировой душе» является их учение – астрономическое и в месте с тем философское – о «центральном огне». Этот огонь идет от центра мира, порождает небесные светила, окружает мир; он есть причина порядка во вселенной. У Платона мы видим сходное: «душа мира» идет от центра мира, порождает небесные светила, окружает и облекает весь мир; она есть начало порядка и закономерного строя.

VII. Учение Платона об обществе и государстве

Крупнейшие умы Греции – Эмпедокл, софист Горгий, драматург Эврипид, философ и ученый Демокрит, историк Геродот были приверженцами демократических убеждений. Они признали за всяким гражданином полиса право быть избираемым на все государственные должности независимо от его «профессиональной» подготовки к делам по управлению государством.

Следствием этого принципа была частая сменяемость выборных лиц. Всякий свободный мог быть избран на должность.

Взглядом Платона на общество и государство принадлежит важное место в его философском мировоззрении. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием должны быть люди подготовлены к такому общежитию. Платон не только классик

античной идеалистической философии, антологии и теории познания, он одновременно классик античной социологии, политической теории и педагогики.

Как говорит о Платоне Аристотель: Платон не был праздным мечтателем, он, прежде всего, думал о том, что человек должен быть гражданином государства.

Вопросам общественно-политическим Платон посвятил два наиболее обстоятельных и тщательно разработанных своих произведения: трактат, «Государство» и произведение глубокой старости «Закона». В «Государстве» учение об обществе и его идеальном политическом устройстве разработано в тесной связи с теорией «идей». В тоже время в «Государстве» запечатлено удивительное знание и понимание столь резкой критикуемой Платоном эмпирической действительности.

«Законы» - произведения гораздо более «компромиссные», чем трактат «Государство»: в нем сделан ряд уступок требованием эмпирической реальности.

Идеальному типу общежития Платон противопоставляет отрицательный тип общественного устройства, в котором главным двигателем поведения люде оказываются материальные заботы. Платон утверждает, все существующие в настоящее время государства принадлежат к этому типа: «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг друга: одно – государство бедных, другое богатых» (Платон, Государство, IV, 422 Е-423 А).

Отрицательный тип государства, согласно убеждению Платона, может выступать в четырех возможных формах: как тимократия, олигархия, демократия и тирания. В них вместо единомыслия граждан, вместо справедливого распределения обязанностей – насилия и принуждения, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития – стремление к власти ради низки целей, вместо отречения от материальных интересов – алчность.

По Платону первый во времени из этих отрицательных форм выступило тимократия – власть, основанная на господстве честолюбцев. Вместе с первым признаками упадка возникает страсть к обогащению: образ жизни меняется от простого и нетребовательного к роскошному.

Отсюда происходит переход от тимократии к олигархии – господство немногих над большинством. Это – правление, основывающееся на цензе:

властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении (Платон, Государство, VIII, 550 С). В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества, состоящий, по мысли Платона, в том, чтобы каждый член общества «делал свое», и при том «только свое».

Дальнейшее развитие олигархии приводит к последовательному и необходимому изменению ее еще в худшую, по Платону, форму государственного устройства – в демократию. Это власть и правление народа, большинства. При этом противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии.