Смекни!
smekni.com

«Основные черты философии Платона» (стр. 1 из 5)

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 1505

Реферат по теме: «Основные черты философии Платона»

Ученика 9 класса «А»

Бабич Артура.

Преподаватель:

Глебкин Владимир Владиславович.

Москва, 2010г.

Оглавление

Вступление. 2

I. Жизнь Платона. 4

Сочинения Платона. 5

II. Идеализм. Учение об «идеях» («видах») 6

III. Учение о знании. 9

Диалектика Платона. 11

IV. Диалектика Платона и закон противоречия. 12

V. Платоновская самокритика учения об «идеях» в диалогах «Парменид» и «Софист». 15

VI. Теория «идей», космология Платона и пифагорейское учение о числах. 17

VII. Учение Платона об обществе и государстве. 21

Утопия Платона. 23

Заключение. 25

Вступление

Платон – великое явление в истории мировой культуры. Он был философом, ученым, писателем. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое наука, философия, искусство, поэзия, что такое человек, в чем трудность его исканий и свершений. Платон разработал один из двух основных, главных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположно материализму, был осознан и развит первые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается история борьбы материализма и идеализма. Демокрит и Платон начали эту борьбу. Идеализм до Платона выступает еще в зачаточной, частичной форме. Он находится далеко от идеализма Платона. Идеализм Платона охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, - и о красноречии, и о воспитании. Если греки были создателями как бы «пробных систем» в философии, то Платон создал «пробную систему» идеализма.

Изучение математики Платон рассматривал не в плане одной лишь педагогики – как стадия воспитания ума, как тренировку логическую и диалектическую, но и в плане задач положительного знания. Платон-философ неотделим от Платона-математика.

Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он – философ, художник, поэт – в неразрывном единстве. Как ученый крупного стиля, Платон мыслит гипотезами, но эти гипотезы становятся у него мифами. При этом он не использует всем известные мифы,

но создает мифы заново с неистощимым и мощным воображением, смело и изобретательно. Он излагает свои идеи в диалогах. Диалоги – сцены, философские комедии и драмы. Диалоги Платона полны живого драматического движения; широко и свободно набросаны, выразительны по краскам и живописному изображению характеров, они блещут иронией, насмешкой, дышат вдохновением и страстью.

Цели, каким служит язык платоновской прозы, очень разнообразны: и средство индивидуальной характеристики лица, и средство создания и закрепления вновь возникающего термина философии, теории познания, логики.

Цель этого реферата – краткая характеристика Платона, философа, ученого, писателя-художника. Цель заключается в том, чтобы связать и осмыслить факты, достоверно известные или весьма вероятные. В большей степени реферат написан по книге Валентина Фердинандовича Асмуса «Платон».

I. Жизнь Платона

Платон был коренной афинянин, чья практически вся деятельность протекла в Афинах. После Пелопонесской войны Афины утрачивают первенствующее положение. Однако первенствующая роль Афин в греческом Просвещении не ослабевает. Через одиннадцать лет в после смерти учителя Платона – Сократа, он основывает школу (Академию) 387 г. до н.э. Сократ способствовал блестящему развитию философии в Афинах. Он впервые орудием достоверного познания истины провозгласил понятие. Но Сократ ограничил приложение открытого им метода определения понятий областью этики. А Платон расширил область этих исследований.

Сократовский метод определения понятий он распространил на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания, этики, теории

воспитания, эстетики, теории общественно-политического устройства, законодательства и учения о художественном воспитании. Философский идеализм, которому Платон следовал, превращается у него – впервые в истории греческой мысли – в философскую систему.

За последние 11 лет жизни Сократа Платон был в Египте, Кирене, Южной Италии и Сицилии.

Сведения из Египта сыграли большую роль в формировании научных и политических воззрений Платона. В Египте на него произвело особо сильное впечатление форма обучения арифметике и фиксированные формы труда.

Ещё одним из важных путешествий стало путешествие в Южную Италию. Одной из задач Платона было ознакомление с учением пифагорейцев, в особенности с результатами математических исследований учеников Пифагора.

После пребывания в Южной Италии Платон отправился в Сицилию. Крупнейшим в то время городом во всём греческом мире были Сиракузы. Власть в Сиракузах принадлежала Дионисию – энергичному и властолюбивому тирану. При дворе Дионисия развивалось искусство мимов, у которых Платон, быть может, учился мастерству индивидуальной характеристики персонажей своих диалогов. Здесь же Платон знакомился со сценками сатирического поэта Эпихарма, осмеивавшего парадоксы гераклитского учения о непрерывном потоке становления.

В своей математике Платон развивал взгляды о различии между чувственными вещами и их идеальными прообразами.

Из математики Платон позаимствовал свой метод доказательства при помощи опровержения принятых гипотез. Главная мысль этого метода –

чувственно воспринимаемые вещи изменчивы и противоречивы. А истинное бытие не может обладать противоречащими свойствами.

К Академии Платона примкнули крупнейшие математики: Архит, Теэтет, Евдокс, Амикл, Менехм, Динострат и др. Теэтет и Евдокс были учителями Платона в области математики, но они же были его учениками в философии.

После основания академии Платон совершил ещё две поездки в Сицилию и там пытался осуществить свой проект идеального государственного строя. Проект не имел успеха, и Платон вернулся в Афины.

Последние годы своей жизни Платон провёл в Афинах. Попытка перестроить общество принесла ему горькое разочарование.

В последнем его крупном произведении – «Законах» - Платон отказывается от ряда ригористических черт своей первоначальной системы воспитания и политической системы.

Сочинения Платона

Платон – первый крупнейший философ, сочинения которого до нашего времени дошли все или почти все. Большая часть сочинений была заподозрена в том, что не принадлежит Платону. Многие сочинения подвергались критике. Были затруднения и в хронологической последовательности диалогов Платона.

Для решения этой проблемы исследователи стали применять стилометрический метод – метод, который состоит в статистическом изучении некоторых повторяющихся стилистических особенностей языка платоновских диалогов.

Применяя различные методы исследования, таких как метод стилевой характеристики, исследователи выделяют несколько групп диалогов. Одна из групп диалогов Платона – сократические диалоги. В них Платон исследует

понятия этики. Например: «Евтифрон», «Хармид», «Лахет». Эти диалоги точно не вызывают сомнения, что их написал Платон.

Одна часть диалогов написана с драматической живописью изображения. Это сцены из духовной жизни Афин. Другая часть – это диалоги-трактаты. В них исследуются труднейшие проблемы диалектики. Хотя они ясно изложены Платоном, но по сложности содержания относятся к труднейшим произведениям мировой философской литературы.

II. Идеализм. Учение об «идеях» («видах»)

Идеализм – учение, по которому истинное бытие вещей – мысль, идея, понятие.

Термин «идея» был введён не Платоном, а материалистом Демокритом. У него «идея» - формы, открывающиеся уму в вещах как элементы бытия этих вещей.

Принципиальную перемену в применении терминах «идея» вносит Платон.

«Идея» у Платона также применяется для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения «формы», «фигуры», «облика», «вида»; «идея», также как и у Демокрита - форма, постигаемая не чувствами, а умом. Идеи-формы недоступны, чувствам, потому, что сама природа их отнюдь не та, что природа вещей чувственного мира. «Формы» Платона – нечувственные формы, и сознание этих форм принципиально иное, чем познание чувственных вещей.

Философия элейцев сыграла немалую роль для Платона. Он усвоил очень важное для всей философии различие между сущностью и явлением – между тем, что существует поистине и тем, что кажется существующим, но не имеет истинного бытия. Из всех сущностей Платон уделяет наибольшее внимание исследованию прекрасного. Но предметы чувственного мира оказываются и называются прекрасными в относительном смысле. Всякий предмет будет не безусловно прекрасным или даже вовсе не прекрасным в сравнении с каким-либо другим предметом.

Ни в одном из своих диалогов, Платон не развивает своё учение об «идеях» в полном и систематическом виде. Но и тексты, вкоторых можно было бы искать ответы на все эти вопросы, находятся в сочинениях Платона, принадлежащих к различным периодах его полувековой философской эволюции.