Я |
сным осенним днём 1611 года в конце спуска, что идёт от крепостных Ивановских ворот к торгу, возле Земской избы, напротив церкви Николы нарастала и сгущалась взволнованная толпа нижегородского приказного, служилого и тяглового люда: дворяне, стрельцы, пушкари, подьячие и писцы, а больше всего ремесленники да торговцы. Были и жёны с малыми чадами, были и старцы. Народ стекался на зов посадского старосты благодаря Кузьмы Минина.
С |
трашная напасть обрушилась на Московское государство. В пределы русских земель вступили интервенты. При попустительстве изменой боярской верхушки Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. В Новгороде обосновались шведы. С северных окраин доходили сведения о подготовке английского десанта. Активную деятельность развернули католики, преданные ордену иезуитов; двое из них были заточены в нижегородскую тюрьму.
Г |
осударство разваливалось на глазах, ибо раздирали его и внутренние распри. Лихой атаман казачьей вольницы, тушинский боярин Иван Заруцкий, осаждая Москву, рассчитывал посадить на трон Марину Мнишек с малолетним сыном. Разоряли и грабили многие города шайки гулящих людей. Не было согласия у бояр с дворянами, а в посадах чернь поднималась против знати и воеводских властей. По всей Руси гремели набаты, безумная смута неистовствовала всюду.
Н |
иколай Михайлович Карамзин, подводя некоторый итог состоянию Московской Руси в те времена, пишет: «Границы России были отверсты, сообщения прерваны, воины рассеяны, города и селения в пепле или в бунте, сердца в ужасе или в ожесточении, правительство в бессилии, царь в осаде и среди изменников…
В |
то же время бедствия России достигнув крайности, уже являли признаки оборота и возможность спасения, рождая надежду, что Бог не оставляет государства, где многие или немногие граждане ещё любят Отечество и добродетель».
С |
ойдясь всем миром, всем городом, обоими посадами, может быть, впервые за всё лихолетье нижегородцы почувствовали, что все они до последнего накрепко связаны единой бедой и едиными надеждами, потому-то безо всякой принуды, а только по своей охоте стремились сюда.
К |
осма Минин, человек, обладавший даром слова и умевший убеждать, сняв шапку, собрал всю свою волю и обратился к народу. Он увидел сотни глаз, устремлённых на него. Голос его крепчал и далеко разносился над головами.
«Л |
юди нижегородские! – натужным голосом закричал Минин. – Не обессудьте, что в будний день велел звонить в колокола, что созвал вас, да сроки не терпят. Вы видите конечную гибель русских людей. Видите, какой позор несут русскому народу поляки. Не всё ли ими до конца опозорено и обругано? Где бесчисленное множество детей в наших городах и сёлах? Не все ли они лютыми и горькими смертями скончались, без милости пострадали и в плен уведены? Враги не пощадили престарелых возрастом… Проникнитесь же сознанием видимой нашей гибели, чтобы нас самих не постигла такая же участь… Без всякого мешканья надо спешить к Москве… Если нам похотеть помочь государству, то не пожалеем животов наших, да не только животов… дворы свои продадим, жен и детей заложим, чтобы спасти Отечество. Дело великое, но совершим его. Я знаю - как только мы на это поднимемся, другие города к нам пристанут, и избавимся от чужеземцев…»
П |
осле речи своей Минин вынес принадлежащий ему ларец и первым объявил: «Вот моя доля. Всё, что скопил, отдаю на рать». Ни один человек не возразил против того, чтобы внести в общую казну денежный или вещественный взнос «на строение ратных людей». Изрядную помощь ополчению оказали торговые люди. Немалый вклад сделали знаменитые купцы Строгановы. Несомненно, без их крупных средств ополчение не было бы снаряжено так, что ни в чём не испытывало нужды: ни в пушках, ни в порохе, ни в одежде, ни в доспехах, ни в кормах.
К |
онны, людны и оружны стекались в Нижний дворяне и дети боярские, шли посошные люди. Откликнувшись на многократные, по его собственному признанию, уговоры нижегородцев, прибыл из своего имения опытный воевода князь Пожарский, чтобы возглавить рать. Минин, которого он сам выбрал в помощники, стал деятельно помогать ему.
К |
узьма Минин подходил по всем статьям. Это был образец народного избранника. Заслуга его не только в вызволении отечества, но и в защите православной веры. Тогда эти понятия – вера и отечество – воспринимались в единстве.
П |
о Промыслу Божиему, Минину, человеку чистой жизни и веры, несколько раз было видение преподобного Сергия Радонежского, «игумена Русской земли», понуждавшего Косму поднять народ на борьбу и спасти Православную веру. Вот как об этом рассказывал монах Симон Азарьин: «Был человек благочестивый в Нижнем Новгороде именем Козма Минин, ремеслом же мясник, жил благочестивой жизнью, и в целомудрии и прочих добродетелях жизнь свою проводил. Поэтому во многом и от дружбы своей (с другими) отходил, любя безмолвие, всегда имел Бога в сердце своем. Однажды же ему, спящему в комнате своей, явился Чудотворец Сергий, повелевая ему собирать казну и (ею) воинских людей наделять, (чтобы) идти на очищение Московского государства. Он проснулся во многом страхе и помышлял, что не его дело воинским устроением заниматься. И не придал виденному значения (в небрежение положив). И было ему видение второй раз (вторицею), и снова остался он при своем мнении (и паки небреже). Через малое время является ему Преподобный Сергий и говорит ему с прещением (с угрозами): «Не говорил ли тебе об этом, что есть (Божие) изволение праведных судеб Божиих помиловать православных христиан и от многого мятежа в тишину привести. Сего ради нужно тебе казну собрать и ратных людей наделить, да очистят (они) с Божией помощью Московское государство от безбожных поляков и прогонят еретиков». И еще ему прирече (дополнив): «Если старейшины в таковое дело не внидут, то более юные начнут творити, и начинания их – дело благо будет и в доброе совершение приидет». И яко бы наказав, остави его (Преподобный Сергий) и невидим стал. Проснувшись в трепете и великом ужасе, (Минин) думал, что все его чрево изгнетено (воспалено), и ходил, болезнуя и молясь Преподобному Сергию о исцелении и каяся о своем непослушании (небрежении) и обещеваяся повеленная им исполнить».
Н |
а самом исходе зимы 1612 года ополчение выступило в поход. Главной святыней Нижегородского ополчения являлась Казанская икона Божией Матери. В сердцах и умах тысяч ратников была готовность отдать себя для спасения Отечества, а если нужно – и сложить в битве свои головы. Никто не мог предугадать, чем закончится начатое дело. Минин и Пожарский, будучи глубоко верующими людьми, много и усердно молившимися по обычаю тех времён, понимали, что без помощи Бога и Заступницы России – Божией Матери, Девы Марии – они не в силах будут одолеть врагов.
П |
ротивостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное превосходство. У польско-литовского рыцарства было отличное вооружение. Так что с таким противником схватка предстояла исключительно жестокая. Окружив плотным кольцом Китай-город и Кремль, ополченцы начали их общую осаду. Осада затянулась на два месяца. Ратники забрасывали ядрами из осадных пушек гарнизон, засевший в Кремле. Поляки не хотели сдаваться. Уже томимые невыносимым голодом, но ещё не понимая, что обречены, они надеялись на помощь короля Сигизмунда.
15 |
сентября Пожарский послал осаждённым грамоту с предложением сдаться. Но поляки и слышать не хотели о мирных предложениях Пожарского.
К |
огда выпал снег и осаждённым уже не хватало сил подниматься на стены, им оставалось либо умирать от голода, либо начинать вести переговоры о сдаче. Ополченцы требовали безоговорочной капитуляции. 22 октября народ ударил в колокол, и возмущённые ополченцы и казаки, призвав на помощь Царицу Небесную, с иконой Казанской Божией Матери единым приступом захватили Китай-город.
Т |
ри дня, начиная с 22 октября, ратники провели в посте и молитве перед образом Казанской Божией Матери. В ночь на 25 октября 1612 года святителю греку Арсению, томившемуся в польском плену в Кремле, явился преподобный Сергий и сказал: «Молитвами Богоматери, и вашими, суд об Отечестве преложен на милость. Завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Таков был Божий Промысел о России.
С |
дача гарнизона началась 27 октября, а 1 ноября состоялся многотысячный крестный ход по Москве.
Ч |
тобы не угасла память о чудесном явлении Покрова Пресвятой Богородицы над нашим Отечеством в 1612 году, столь переломным для всей русской истории, было положено ежегодно 22 октября (4 ноября по новому стилю), в день взятия Китай-города и в день капитуляции поляков, творить торжественное воспоминание о спасении Москвы от врагов заступлением Божией Матери – «ради Казанской иконы Ея».