Смекни!
smekni.com

Теория (стр. 12 из 53)

в) таким образом, необходимо совершенно однозначно отказаться от однолинейного взгляда на эволюцию вообще и эволюцию государства в частности. Если мы будем считать государственными только те признаки, которые стали ведущими в дальнейшем, мы сильно сузим и исказим процесс стейтогенеза и политогенеза[75].

Во-вторых, мы вновь подходим к тому, о чем уже подробно говорили ранее: триада признаков (аппарат, налоги, территориальное устройство), характерных для многих зрелых государств, плохо приложима к ранним государствам, поскольку обычно либо некоторые из этих признаков отсутствуют, либо недостаточно ясно выражены. Зато во многих ранних государствах тот или иной из этих, ставших впоследствии эволюционно ведущими в зрелых государствах, признаков заменялся другими, достаточно эффективными для решения конкретных задач. Так в данном случае я доказываю, что право и суд в античных государствах во многом заменяли отсутствие развитой администрации.

В-третьих, как уже сказано, можно говорить о разных типах ранних государств. А разные типы означают различие не только по размеру, но и по принципам устройства. Таким образом, отсутствие бюрократии в греческом полисе и римской цивитас не может служить доказательством, что они не являются ранним государством. Это доказывает совсем иное: полис и цивитас не были бюрократическим типом раннего государства, а представляли собой особые типы раннего государства.

Поэтому, когда Берент и Штаерман пытаются доказать отсутствие государства в Афинах и Риме, показывая их отличия от крупных аграрных бюрократических государств, это значит, что они фактически сводят многообразие раннегосударственных форм только к одной из них, просто потому, что в конце концов эта форма стала эволюционно ведущей.

Однако если мы признаéм, что имелись различные типы ранних государств, значит, мы должны рассматривать все типы как «правильные», хотя одни из них более похожи на будущие зрелые государства, чем другие. Следовательно, общие черты ранних государств должны быть найдены не признанием среди разных типов одного «эталонного» и «правильного», а на уровне более высокой абстракции.

7. 1. 3 Типология ранних государств

Разработка типологии ранних государств – это особая и весьма сложная задача. В данной работе я не пытаюсь ее решить. Но совершенно очевидно, что правомерно говорить о многих типах ранних государств. Полис и цивитас (хотя у них было немало общих черт), каждый в отдельности также представляли особые типы раннего государства. Может быть, поэтому их эволюционные возможности оказались разными. Римская республика не без кризисов, но стала зрелым государством. А переход из демократического небольшого полиса в зрелое государство оказался невозможным[76].

Среди других типов ранних государств в первую очередь следует, конечно, выделить бюрократические. Но можно вести речь также о сакральных без значительного развития бюрократии (примерами являются молодые государства Океании, образовавшиеся в конце XVIII–XIX вв. после прихода европейцев: Гавайи, Таити, Тонга); имперских небюрократических (вроде ацтекского); грабительских (вроде древней Ассирии).

Русь, Норвегия и другие страны являли пример дружинного государства, в котором могущество правителя «измерялось в первую очередь размерами его дружины»[77]. Можно говорить о военно-торговых государствах, в частности у кочевников (Хазария, Тюркский каганат)[78]. Ряд средневековых государств Европы, Московская Русь, да и ранняя Османская империя, равно, как и ее предшественник в Малой Азии в XI–XIII вв. государство Сельджукидов представляли собой военно-служивые (военно-феодаль-ные) государства[79]. Особым – общинным – типом раннего государства, возможно, являлся Бенин[80]. И т. д.

Типология ранних государств может проводиться по разным основаниям. Например, их можно разделить на монархические и демократические. В этом случае нельзя не учитывать, что любое хоть в какой-то степени демократическое государство отличается от монархического уже тем, что источник власти лежит в гражданах, имеющих право голоса, а в монархиях – в особых правах монарха. Поэтому форма жизни демократических государств непременно связана с регулярной сменой власти или правительства. При этом крайне важными выступают процедурные вопросы организации выборов, принятия решений и т. п. Для монархических государств вопросы процедуры принятия и исполнения решений становятся важными уже на более высоком уровне развития.

Стоит подчеркнуть, что в своих теоретических построениях Берент и Штаерман недостаточно учитывают специфику демократических государств по сравнению с монархическими. Поэтому многие особенности Афин и Рима, на которые они указывают, как на доказательство того, что в этих обществах отсутствует государство (например, короткий срок пребывания на должностях), оказываются вполне типичными и для других демократических государств (в частности, Итальянских средневековых республик).

Другими словами, некоторые отличия Афин и Рима от восточных государств – это не отличия государств от безгосударственных политий, а отличия демократических ранних государств от монархических.

7. 2. Естественность демократического пути стейто-
генеза и его эволюционная ограниченность

7. 2. 1 Трансформация полиса в государство

Как известно, в охотничье-собирательских обществах было много элементов первобытной демократии. Меньше, чем у охотников, но все же весьма широко демократия была распространена среди примитивных земледельцев и скотоводов. Расслоение общества на знатных и незнатных, богатых и бедных, имеющих больше и меньше прав, а также рост объемов общества существенно ее «потеснили». Однако благодаря как длительной традиции, так и сложности узурпации власти, демократия долго оставалась одним из естественных путей политогенеза.

«Выбор» демократической формы политического устройства определялся разнообразными причинами, точнее даже, сложным их комплексом. О некоторых из таких причин будет сказано далее. Одной из важнейших среди них могло быть географическое положение общества, в частности горный рельеф местности, препятствующий объединению мелких политий и в крупную[81].

Такими мелкими политиями являлись и полисы. «Полис – сравнительно небольшая – от нескольких сот до нескольких тысяч человек – община граждан, основное занятие которых – земледелие, база экономики полиса»[82]. Легко понять, что такой полис – это стадиально догосударственное образование. Зачаточное раннее государство должно иметь, по крайней мере, 5–6 тыс. жителей. И даже с таким населением стать ранним государством возможно было далеко не всегда, а только в самых удачных случаях. Фактически для образования государств обычно требовались бóльшие объемы. Например, Платон в «Законах» указывает, что в идеальном полисе должно быть 5 тыс. полноправных граждан, владеющих наделами земли[83]. А это значит, что население такого полиса, включая женщин и детей, неграждан и рабов, составляло бы уже десятки тысяч человек.

Таким образом, переход к ранней государственности был связан ростом объемов полиса, что неизбежно вело к изменению организации управления.

А рост объемов мог иметь место:

– при усилении войн и их следствии синойкизме. Ведь даже небольшой полис часто возникал из слияния различных общин. Полис представлял собой гражданскую общину, родившуюся, как правило, из слияния территориальных общин[84]. Это само по себе рвало уже определенные традиции;

– удачных завоеваниях, как это было со Спартой, захватившей Мессению в VIII–VII веках до н. э.[85] Ярчайшим примером такого развития является ранний Рим, а также и Карфаген;

– наличии свободного фонда земли, который дает возможность для естественного роста населения (случай для Греции нетипичный, кроме некоторых греческих колоний, но имевший место в Раннем Риме, где всегда была свободная общественная земля[86]);

– наконец, при изменении производственного базиса, то есть при переходе, во-первых, на более интенсивные культуры (оливки, виноград), во-вторых, на ремесло и торговлю. Для Афин и ряда других полисов – этот путь и оказался приемлемым.

Несомненно, некоторые важные предпосылки для появления и развития демократического государства имелись уже и в догосударственном полисе.

Во-первых, традиции многих догосударственных обществ были сильно демократичны.

Во-вторых, в условиях концентрации населения на малой территории (типичнейшая ситуация в городских общинах) управление опиралось на непосредственную близость населения и власти, территориальную доступность последней и возможность непосредственного участия граждан в управлении. Это нередко способствовало демократическим формам управления, а также их развитию в сторону усиления институционализации, формализма, правовой и процедурной составляющей функционирования власти. При определенных условиях (особенно в связи с военной обстановкой) это облегчало превращение общины в государство. История полисов (и цивитас) очень хорошо иллюстрирует мою мысль о том, что государство рождается в условиях каких-то резких изменений. Всякого рода революции и контрреволюции, переселения, тирании и их свержения, а также войны облегчали переход от традиционных форм регулирования к иным: формально-правовым, государственным.