Смекни!
smekni.com

Теория (стр. 46 из 53)

[29] См.: Гринин Л. Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. 2000. № 1. С. 69–71.

[30] Эти процессы, конечно, относятся и к другим этапам эволюции, но с учетом темы работы я не акцентирую на этом внимание.

[31] Даже имена. У индейцев «осэдж список имен собственных, принадлежащих кланам и субкланам, столь длинен… что занимает 42 страницы размером кварто» (Леви-Строс К. Первобытное мышление. С. 249).

[32] См. Sahlins M. D. Political Power and the Economy in Primitive Society. P. 405.

[33]Стоит отметить, что по поводу разграничения религии и магии, равно как и по поводу толкования понятия сакрального, нет единого мнения (см., например, Ма­линовский Б. Магия и религия. С. 509–534; Рэдклифф-Браун А. Табу. С. 421–438; Фрезер Дж. Типы магии. С. 486–509).

[34] См. об этом: История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. С. 111.

[35] «…Олмекский храмовый центр Ла Вента в Мезоамерике расположен на острове, территория которого могла прокормить при существовавшей тогда системе подсечно-огневого земледелия лишь 30 семей. Однако трудовые затраты на возведение всего комплекса оценены американскими исследователями в 18 000 человеко-дней. Совершенно ясно, что Ла Вента – это культовый центр целого союза общин, располагавшегося на окружающей, довольно значительной территории» (Массон В. М. Первые цивилизации. С. 9).

[36] Такие сооружения являлись как бы прологом более позднему «драматическому расцвету монументальной общественной архитектуры», по образному выражению Джонатана Хааса (Haas J. The Roads to Statehood. P. 18).

[37] Город как социокультурное явление исторического процесса. Введение. С. 6.

[38]«Город непосредственно выступает как территориальная концентрация множества разнородных форм деятельности» (Ахиезер А. С. Город – фокус урбанизационного процесса. С. 23).

[39] Даже многие ремесла весьма часто становились преимущественным занятием знати, что усиливало ее превосходство. Позже, правда, она полностью перешла на управление, войну и религию.

[40] Сайко Э. В. Город как особый организм и фактор … С. 17.

[41] Например, у бороро Южной Америки имена собственные кажутся принадлежащими определенным кланам либо даже сильным линиям. Считаются «бедными» те, кто в обретении имени зависят от доброй воли других кланов» (Леви-Строс К. Ук. соч. С. 250). Иногда для создания признаков неравенства еще в детстве изменяли анатомические признаки, например форму черепа или ноги.

[42] «Легко предположить, что люди, обладающие такими качествами, чаще других добивались успеха, за что бы ни брались. И действительно, наблюдения показывают, что в туземных обществах магия и выдающиеся личные качества всегда присутствуют рядом» (Малиновский Б. Ук. соч. С. 521).

[43] Хочу обратить внимание, что и сегодня общество не чуждо такому взгляду.

[44] По этому поводу см.: Artemova O.Y. Initial Phases of Politogenesis. P. 55.

[45] История первобытного общества. Эпоха классообразования. С. 90.

[46] История первобытного общества. Эпоха классообразования. С. 93 (курсив мой. – Л. Г.).

[47] Earle T. K. Hawaiian Islands (AD 800-1824) Р. 80.

[48] Урбанизационная среда «и является тем социальным бульоном, в котором кристаллизуются в большей или меньшей степени в зависимости от ее насыщенности (а отсюда разная степень и характер выраженности и развитость их) городские элементы и структуры» (Сайко Э. В. Город как особый организм …С. 13).

[49] Sahlins M. Stone Age Economics. Chicago, 1972. P. 139.

[50] Эванс-Причард Э. Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. С. 220.

[51] См.: Львова Э. С. Складывание эксплуатации и ранней государственности у народов бассейна Конго. С. 161.

[52] Артемова О. Ю. В очередной раз о теории «родового быта» и об «австралийской контроверзе». С. 47.

[53] Попов В. А. К вопросу о структурообразующих принципах рода и родовой организации. С. 18.

[54] Новожилова Е. М. Тайные союзы в старом Калабаре как институт консолидации городского сообщества. С. 34.

[55] См.: Новожилова Е. М. Традиционные тайные общества Юго-восточной Нигерии (Потестарные аспекты функционирования)... С. 110.

[56] Новожилова Е. М. Традиционные тайные общества… С. 109.

[57] Эванс-Причард Э. Э. Нуэры. С. 132 (курсив мой. – Л. Г.).

[58]«Стратифицированное общество не является единственной альтернативой сегментарному. Промежуточное положение занимают обществ, где власть распределена между большим количеством относительно независимых социальных институтов, организованных по родовому, территориальному или корпоративному принципу» (Новожилова Е. М. Традиционные тайные общества... С. 109).

[59] См.: Токарев С. А. Ранние формы религии. С. 314.

[60] Там же. С. 110–111.

[61] См.: Новожилова Е. М. Традиционные тайные общества...С. 110.

[62] В частности, так было в некоторых районах Нигерии с конца XVII в., когда тайное общество Эгбо координировало торговую и иную деятельность крупных объединений – торговых домов, стремясь сгладить остроту соперничества между ними. Монополией Эгбо было решение торговых споров и взимание долгов (см.: Новожилова Е. М. Тайные союзы в старом Калабаре... С. 37).

* Продолжение. Начало см.: Философия и общество. 2001. № 4; 2002. № 2; № 3; 2003. № 2.

[63] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 179.

[64] Эти сложности в отношении ранней Римской республики особенно подчеркивала Штаерман (см.: Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме. С. 81–85).

[65] Подробнее о налогах в этих обществах я скажу далее.

[66] В частности, С. Л. Утченко подчеркивал, что определение полиса как города-государства малоприемлемо и делал акцент на том, что полис – это, прежде всего, именно вид гражданской общины (см.: Становление и развитие раннеклассовых обществ… С. 18). См. также: Античная Греция. Т. 1. С. 31.

[67] Так ставит вопрос Кошеленко (см.: Кошеленко Г. А. Введение. Древнегреческий полис. С. 31; Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. С. 5–6; Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. Древний город и античный полис).

[68] Д. М. Бондаренко, А. В. Коротаев и некоторые другие. См., например: Бондаренко Д. М. Доимперский Бенин. С. 259; Бондаренко Д. М., Коротаев А. В., Крадин Н. Н. Введение: Социальная эволюция, альтернативы и номадизм. С. 16; Коротаев А. В., Крадин Н. Н., Лынша В. А. Альтернативы социальной эволюции… С. 37; Bondarenko D. M. and Korotayev A. V. Introduction. P. 10–11; Korotayev A. V., Kradin N. N., Lynsha V. A., and de Munck V. Alternatives of Social Evolution… P. 25; и др.

[69] Есть и русский перевод статьи под названием «Безгосударственный полис: раннее государство и древнегреческое общество» (см. Литературу в конце). Но я даю ссылки по английскому варианту.

[70] См. о таких полисах, лишенных городских центров: Античная Греция. Т. 1. С. 10–11.

[71] Конечно, данных о внутренней жизни и политической истории Дельфийской политии недостаточно. Но есть несколько моментов, которые могут подтверждать это предположение: огромная роль в жизни ее общины дельфийского оракула; контроль за храмовым имуществом и священными землями со стороны т. н. Дельфийско-Пилейской амфиктионии (куда входили представители различных греческих племен); небольшой размер и военная слабость этой политии, а также вмешательство в ее дела других государств (см.: Глускина Л. М. Дельфийский полис. С. 45, 71).

[72] Это следующие признаки: особые свойства верховной власти; новые принципы управления; новые формы регулирования жизни общества; редистрибуция власти.

[73] Обычно зрелое государство противопоставляют раннему. И это правильно. Однако я считаю, что между ранним и зрелым государствами целесообразно выделить этап сформировавшегося, но еще недостаточно зрелого государства. Об этом подробнее речь пойдет в следующих параграфах. В данном же контексте различия между терминами сформировавшееся и зрелое государство не слишком значительны, чтобы на них акцентировать внимание.

[74] См.: Гринин Л. Е. Генезис государства… Ч. 3. Р. 1. С. 24–66.

[75] Можно привести следующую аналогию. Так, известно, что высокопродуктивное и интенсивное земледелие оказалось возможным главным образом там, где культивировались зерновые культуры. А народы, которые выращивали тыквы, батат или другие овощи и корнеплоды, часто не могли перейти к интенсивному земледелию. Но ведь это вовсе не значит, что мы на этом основании будем считать земледельцами только тех, кто выращивал злаки.

[76] Хотя определенная эволюция намечалась и здесь. В частности, в III–II вв. до н. э. союзы полисов стали гораздо более интегрированными. По мнению некоторых ученых, такие союзы, как Ахейский, Этолийский и другие, превратились в федеративные государства с единым гражданством, общим законодательством, исполнительными органами и постоянным союзным войском (см.: Сизов С. К.
О причинах расцвета федеративных государств в эллинистической Греции.
С. 72–73).