[275] Кстати, в однолинейных представлениях ученых XVIII века (Тюрго, Барнава, Робертсона, Миллара, Фергюсона, А. Смита, Десницкого и других) скотоводство стадиально предшествовало земледелию. И такое ошибочное представление держалось примерно до середины XIX века (см.: Илюшечкин В. П. Сословно-классовое общество в истории Китая. С. 15). Это показывает, как легко принять исторически предшествующую стадию (каким часто выступало скотоводство по сравнению с земледелием) за стадиально предшествующую.
[276] Я говорил о таком делении в предыдущих частях работы. См также: Grinin L. The Early State and its Analogues.
[277] У берберов Магриба в XIX–начале XX веков сознание племенной солидарности проявлялось даже реже, чем сознание деревенского единства. Жители деревень, принадлежавших к одному племени, обычно объединялись лишь во времена войн, восстаний, природных катастроф (Бобровников В. О. Берберы. С. 188). О нуэрах см.: Рэдклиф-Браун Э. Э. Нуэры.
[278] Например, Дельфийский полис. Об этой политии мы еще будем говорить в следующем параграфе. В качестве аналогов интересны также политические образования в Греции (их было немало), не имевшие собственных городских центров, однако воспринимавшиеся и самими гражданами и другими эллинами как полисы (см. Античная Греция. С. 10).
[279] См.: Korotayev et al. Alternatives of Social Evolution... P. 23; Коротаев А. В. Племя как форма … С. 266; Коротаев А. В. Сабейские этюды. С. 136–137.
[280] Шкунаев С. В. Община и общество западных кельтов. С. 143, 134.
[281] Некоторые сведения об Исландии уже приводились ранее См.: Гринин Л. Е. Генезис государства как составная часть… Ч. 2. С. 30; Ч. 3. С. 50–53.
[282] Филатов И. Исландия. С. 342.
[283] Там же. С. 343.
[284] Ольгейрссон Э. Из прошлого исландского народа. С. 179–191.
[285] Гуревич А. Я. История и сага. С. 8, 9.
[286] Там же. С. 9.
[287] О казаках как об аналогах см.: Korotaev et al. Alternatives of Social Evolution... Р. 19.
[288] Он писал: «У жужаней, как у народа, не было единого этнического корня. Происхождение жужаньского народа было несколько своеобразно. В смутные времена всегда бывало много людей, выбитых из седла и скомпрометированных. Немало таких оказалось и в середине IV в. (н. э. – Л. Г.). Все, кто не мог оставаться в ставке тобасского хана или в столице хуннского шаньюя, бежали в степь. Туда же бежали от жестоких господ невольники, из армий – дезертиры, из обедневших деревень – нищие крестьяне. Общим у них было не происхождение, не язык, не вероисповедание, а судьба, обрекшая их на нищенское существование; она-то властно принуждала их организоваться» (Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 11–12). Но вообще вопрос о происхождении жужаней весьма дискуссионен (О жужанях подробнее см.: Крадин Н. Н. Общественный строй жужаньского каганата. С. 80–94).
[289] См., например: Бессмертный У. Л. Возникновение Франции. С. 40; Неусыхин А. И. Дофеодальный период…; Удальцова З. В. Остготы. С. 654.
[290] См.: Шкунаев С. В. Община и общество западных кельтов. С. 140.
[291] См.: Корсунский А. Р. и Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение варварских королевств. С. 105–116.
[292] История СССР… С. 324.
[293] См. о них: Неусыхин А. И. Дофеодальный период… С. 601–602.
[294] Маробод. С. 123.
[295] Арминий был, несомненно, выдающийся полководец. Херуски вместе с другими племенами под его руководством одержали знаменитую победу над римскими легионами Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу в 9 г. н. э. Арминий погиб в результате заговора херусской знати, недовольной его стремлением к единовластию. И это еще один факт, свидетельствующий о почти повсеместной борьбе центробежных и центростремительных сил в политогенезе и стейтогенезе (см. Арминий. С. 746).
[296] См. о нем: Федоров Г. В. и Полевой Л. Л. «Царства» Буребисты и Децебала: союзы племен или государства?
[297] Об этой политии см.: Lozny L. The Transition to Statehood in Central Europe. Р. 86–87.
[298] Само. С. 512–513. См. также: Ванчура В. Картины из истории народа чешского. Кн.1. С. 23–26.
[299] См.: История СССР. С. 457–462. Примеры такого рода объединений кочевников можно найти в работах Крадина («Кочевые общества», «Империя хунну», «Структура власти в кочевых империях» и др.). О половцах (а также об огузах, печенегах и других) см.: Васютин С. А. Типология потестарных и политических систем кочевников. С. 95–96.
[300] Schaedel R. The Temporal Variants of Proto-state Societies. P. 52.
[301] Колесницкий Р. Ф. Об этническом и государственном развитии средневековой Германии. С. 186.
[302] Там же.
[303] Неусыхин А. И. Дофеодальный период… С. 608; Саксы. С. 479.
[304] Саксонская правда. С. 475.
[305] Бродель Ф. Что такое Франция? С. 61–62.
[306] Clark G. and Piggott S. Prehistoric Societies. Р. 310–328.
[307] Леру Ф. Друиды. С. 125.
[308] Бессмертный У. Л. Возникновение Франции. С. 17; Записки Юлия Цезаря. С. 9.
[309] Шкунаев С. В. Община и общество западных кельтов. С 139, 140, 144.
[310] См., например: Шкунаев С. В. Кельты в Западной Европе. С. 503.
[311] Об ирокезах см.: Фентон У. Т. Ирокезы в истории; Vorobyov D. V. The Iroquois.
[312] См. Першиц А. И. Общественный строй туарегов Сахары в XIX в. См. также: Гринин Л. Е. Формации и цивилизации. С. 28.
[313] О печенегах см.: Marey A. V. The Socio-Political Structure of the Pechenegs; а также Васютин С. А. Ук. соч. С. 95.
[314] Хазанов А. М. Кочевники евразийских степей в исторической ретроспективе. С. 48.
[315] Об этрусских городах мы уже вели речь. См.: Гринин Л. Е. Генезис государства… Ч. 1. С. 21.
[316] Неронова В. Д. Этрусские города-государства… С. 376.
[317] Однако и государства могут быть членами сложного аналога среднего и крупного государств. Думается такими были союзы полисов в Греции (Афинского, Пелопонесского, Коринфского). Интересны в этом плане и «мультиполитии», состоящие из более или менее сильных государств в центре и сильных вождеств или племен на периферии плюс политически автономные гражданско-правовые или гражданско-храмовые общины (Korotayev A. V. et al. Alternatives of Social Evolution... Р. 23; Коротаев А. В. Племя как форма… С. 266).
[318] Подаляк. Н. Г. Ганза С. 125.
[319] См.: Korotayev A. V. Mountains and Democracy.
[320] См.: Агларов M. A. Сельская община в Нагорном Дагестане …
[321] Там же. С. 207.
[322] См.: Агларов M. A. Сельская община в Нагорном Дагестане … С. 186.
[323] Там же. С. 131.
[324] McIntosh S. K. Pathways to Complexity: an African Perspective. Р. 9.
[325] Крадин Н. Н. Кочевники в мировом историческом процессе. С. 127; Империя хунну. С. 79.
[326] См.: Хазанов А. М. Социальная история скифов. С. 196–199.
[327] История СССР с древнейших времен… С. 220.
[328] Там же. По вопросу о времени возникновения государства у скифов нет единой точки зрения (см., например: Смирнов А. Р. Скифы. С. 146–150). Я присоединяюсь к мнению тех, кто считает, что это произошло именно при царе Атее по следующим причинам: в политическом и социальном отношении произошло устранение других царей и усиление царской власти. Территория политии расширилась, усилились этническая неоднородность и эксплуатация зависимого населения, а также и процесс социальной стратификации. В экономическом отношении появился более прочный базис для государства в результате расширения торговли, которую контролировала верхушка общества, и усилившегося процесса перехода части скифов к оседлости (Хазанов А. М. Ук. соч.; История СССР … С. 219–220).
[329] См.: Earle T. K. How Chiefs Come to Power; Earle T. K. Hawaiian Islands; Johnson A.W. and Earle T. K. The Evolution of Human Societies; Wittfogel K. A. Oriental Despotism. Р. 241.
[330] Earle T. K. Op. cit.; Johnson A. W. and Earle T. K. Op. cit.; Sahlins M. D. Social Stratification in Polynesia.
[331]Seaton L. The Early State in Hawaii. P. 271.
[332] Johnson A. W. and Earle T. K. Op. cit. P. 246.
[333] Harris M. Cultural Anthropology. Р. 152.
[334] Johnson A. W. and Earle T. K. Op. cit. P. 285.
[335] Ibidem. P. 267–279.
[336] Ibidem. P. 291.
[337] Claessen H. J. M. Was the State Inevitable? Р. 107.
[338] Токарев С. А., Толстов С. П. Народы Австралии и Океании. С. 612–615.
[339] Там же. С. 670–671.
[340] См. в частности его работы: Precolonial Benin; ‘Homologous Series’ of Social Evolution...; Benin; Доимперский Бенин… и другие. Однако я не включил «мегаобщину» в свою классификацию аналогов, поскольку сам считаю Бенин скорее ранним государством, чем особым альтернативным типом аналога государства.
[341] Попов В. А. Политогенетическая контроверза…С. 189. Правда, в социальном плане ашантийцы существенно опережали ирокезов и других индейцев Северной Америки. Кроме того, конфедерация ашанти была и существенно больше по населению. Еще в XVII вв. она могла выставить до 60 тыс. воинов (см.: Попов В. А. Этносоциальная история аканов в XVI–XIX веках. С. 119). Сравните с 20 тыс. общего населения ирокезов.
[342] Попов В. А. Политогенетическая контроверза… С. 189–195; Попов В. А. Этносоциальная история аканов... С. 131.