Словом, норма права - это обобщение, социально-правовая типизация тех или иных общественных отношений, состояний.
В современном обществе нормы права часто вступают в тесное взаимодействие с прочими социальными нормами, например, экономическими и политическими. Такое взаимодействие имеет весьма разнообразные формы - взаимоподдержки, солидарности, блокирования и противоборства, что зависит от конкретно-исторических условий, соотношения социальных сил, состояния общественного сознания. Формы взаимодействия, например, правовых и экономических норм определяются степенью вмешательства государства в экономику страны и показывают, что именно является целью подобного вмешательства: осуществление регулирования экономической деятельности населения или же достижение полного господства государства в данной сфере общественной жизни.
Соотношение юридических и политических норм в современном демократическом обществе строится на принципе приоритета права над государством, ограничения всевластия государства правами человека. Это, несомненно, является величайшей общечеловеческой ценностью. Юридические нормы приобретают первенство, сдерживая и обуздывая органически присущее политической власти стремление утверждаться внеправовыми мерами.
Таким образом, нормы права - это, по своей сути, основополагающая структура в системе социальных норм, гарант ее эффективного функционирования. Правовые нормы регламентируют условия взаимодействия прочих составных частей данной системы, создают для них правовую базу, не допуская тем самым чрезмерного усиления одной группы норм (а также государственных органов) за счет остальных, обеспечивая стабильное движение общества по демократическому пути развития.
Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Норма права предусматривает свободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:
- во-первых, как способность воли субъекта сознательно избирать тот или другой вариант поведения (внутренняя свобода);
- во-вторых, как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).
Нормам права присущи общие для всех социальных норм (морали, религиозным нормам, обычаям, корпоративным нормам) черты, выражающиеся в том, что они:
1) представляют собой правила поведения людей в обществе;
2) выступают правилами поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократность применения, действуя непрерывно во времени и в отношении персонально неопределенного круга субъектов. В отличие от команд, приказов, решений государственных органов по конкретным делам нормы права адресованы кругу лиц, определяемых типическими признаками, и рассчитаны на регулирование целого вида общественных отношений;
3) являются результатом сознательно-волевой деятельности людей, т. е. возникают не случайно и не спонтанно, выражают волю господствующих или влиятельных в данном обществе социальных сил, всего народа. Кроме того, правовые нормы адресованы тем участникам правоотношений, у которых существует возможность выбора варианта поведения.
Однако нормы права характеризуются и рядом следующих признаков, отличающих их от иных общественных регуляторов[3].
1) общеобязательность — нормы права обязательны для исполнения и соблюдения всеми членами общества;
2) формальная определенность — нормы права имеют текстуальное закрепление и выражаются в определенных формах (нормативных актах, судебных прецедентах, и т.д.);
Это свойство позволяет не только выделять норму праваизсловесной оболочки того или иного источника права, но и определить структуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали, соотнести норму права с конкретной ситуацией, ее участниками, словом, реализовывать то самое воздействие, которое соответствующее правило оказывает на конкретный вид общественного отношения.
Формальная определенность нормы права также появилась в процессе тысячелетнего развития права, характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать с правом в целях упорядочения и целенаправленного развития общества. И как бы ни упрекали юристов в том, что они формалисты, «законники» и вместо того, чтобы учитывать дух закона, они, де, приверженцы буквы закона и потому просто крючкотворы, весь социально-правовой опыт человечества свидетельствует о полезности именно такого подхода к норме права, о приоритете буквы закона над субъективно толкуемым духом закона, о недопустимости подмены, а то и замены целесообразностью законности.
Формальная определенность характеризуется еще и тем, что норма права выражена, как правило, в письменной форме. Появление письменности шло в параллель с появлением правовых норм. В древности сначала символическое, а затем и буквенное обозначение принадлежности тех или иных товаров тому или иному купцу (в частности первоначально использовались печати, которые накладывались на амфоры, кувшины, мешки и т. п. тару, в которой перевозились» продавались товары, прежде всего, зерно) постепенно становилось письменным способом общения. Письменность стала использоваться для посвящения тех или иных жертв божествам, для учета знамений, выражения предсказаний и их последствий, для царских посвятительных надписей, содержащих своеобразные правовые нормы и т. п. Клинопись у шумеров в Вавилоне служила не только для фиксации законов, например знаменитая стела Хаммурапи с его «кодексом законов», но и для учета судебной практики. В городе-государстве Лагаш археологи раскопали корзины, в которых содержались записи всех дел, которые рассматривал суд города Лагаша во втором тысячелетии до н.э[4].
Финикийская письменность, которая первоначально обслуживала главным образом торговые сделки и иные имущественные отношения, со временем также развилась в мощное средство фиксации законов и их исполнения, а также предсказаний оракулов по всему Средиземноморью.
Таким образом, формальная определенность нормы права не только послужила фактором культурного развития человечества, но и получала свою основу в виде письменных источников. Не изменилась ситуация и в настоящее время, т.к. формальную определенность правовых норм обеспечивают при соблюдении определенных условий и новые носители информации - так называемые машинные носители (магнитные ленты, диски и т. п.).
3) неперсонифицированность — нормы права адресуются, как правило, неопределенному кругу лиц;
4) государственно-волевой характер — нормы права выражают государственную волю, обусловленную классовыми, религиозными, общечеловеческими или другими интересами;
5) установлениеили санкционирование государством — нормы права издаются непосредственно государством через уполномоченные государственные органы либо санкционируются им, т.е. выдается разрешение негосударственным органам или организациям на издание норм права;
6) институциональность — изданию норм права соответствует определенный порядок их принятия (правотворчество), в результате которого они приобретают соответствующую форму (нормативный акт, юридический прецедент, и т.д.);
7) возможность государственного принуждения — правовые нормы охраняются государством, в случае их нарушения могут быть применены меры государственного принуждения;
Этот процесс – государственное принуждение - отличает правовую норму от иных социальных норм, а также от норм первобытного общества.
Сами нормы права не являются принудительными, они не навязываются насильно, извне. Они - продукт, результат развития общества, воспринимаются обществом или его основными сегментами как социально необходимые и полезные регуляторы, ориентиры поведения во всех областях общественной жизнедеятельности - в политической, экологической, экономической, социальной, научно-технической, семейно-брачной, даже личной.
С развитием новых форм существования человечества - общепланетарных масштабов экономических, научно-технических и иных связей, появлением опасностей для всего человечества - ядерная война, экологическое «безобразие», информационная диктатура и т. д., все больше возрастает роль правовых норм, регулирующих эти общепланетарные и общесоциальные отношения. Они также направлены на ограничения возможных пагубных последствий научно-технического прогресса, с одной стороны, и на поддержку всего полезного и достойного, что он несет человечеству - с другой.
Не менее важным, чем возможность государственного принуждения, является и такой признак, как активная, нормообразующая роль государства. Именно она и обеспечивает возможность государственного принуждения. Причем эту роль надо понимать в двояком смысле.
С одной стороны, государство создает по соответствующей процедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовой системы. С другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы, которые зарождаются в силу самоорганизационных процессов, проявляются как полезные обычаи. В государственной право-образовательной деятельности, как в огромном социальном котле, сталкиваются, «варятся» самоорганизационные и организационные начала правотворчества. И в результате появляется «блюдо», именуемое нормой права.
8) системность — правовая норма имеет внутреннюю структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции;
Этот признак на этапе развития зрелого права характеризует свойство нормы права: быть в определенной связи, в определенном соотношении с другими нормами, с правовым институтом, подотраслью, отраслью права. Нормы материального права, т. е. конкретные правила поведения, находятся как в определенных связях с другими материальными нормами права, так и с процедурными, процессуальными нормами права. Как, например, можно было бы реализовать норму уголовного права, устанавливающую наказание за определенное преступление, если бы этому не предшествовало определенное судебное разбирательство по определенным правилам.