Смекни!
smekni.com

по музыке Направления металла (стр. 3 из 6)

Black metal'у также присуще некая театральность, которая призвана усилить впечатление от музыки и слов. По-мертвецки белый макияж с черными полосами на лицах музыкантов, черная кожаная одежда, залитая кровью заставляют думать, что перед тобой не люди, а демоны из огненной геенны. Даже ставшие уже смешными вампирские клыки смотрятся по-особому на выступлениях некоторых блэк-групп. Все призвано усилить ощущение Мрака и Тьмы.

Есть еще одно немаловажное отличие black metal'а от других музыкальных стилей. Хотя черная музыка и приносит реальный доход, но она не является коммерческой музыкой, как например, попса или, с недавнего времени, рэп. Музыка, делающаяся уже не столько для того, чтобы заработать кучу денег (хотя без этого никуда), сколько из желания просто сочинять музыку. В black metal'е считается дурным тоном заключать контракты с крупными лэйблами.

Doom-metal

В основе дума лежит металл, причем наполненный мрачностью, печалью, депрессией и меланхолией. Все это создает настолько темную и мрачную атмосферу, какая не создается, пожалуй, больше ни в одной музыке. В противоположность большей части остального металла, дум, как правило, очень медленный и тягучий, чрезвычайно тяжелый, как благодаря низко настроенным гитарам (иногда вплоть до до-диез, вместо обычных ми и ми-бемоль), так и благодаря широкому использования в музыке диссонансов и звучаний, непривычных и резких для обычного уха.

Сейчас многие полагают, что основателями дума были Black Sabbath, но все же это не совсем верно. Да, действительно, Black Sabbath являются одними из основателей современного металла, но говорить, что это дум - все равно, что причислять к этому жанру всех современных металлистов за их тяжелое и мрачное звучание. Хотя, несомненно, Black Sabbath оказали огромное влияние на те команды, которые создавали основы жанры и формировали его в том виде, в котором он ныне и пребывает.

Если рассматривать историю дума, то его зарождение и первые корни можно увидеть еще в 70-х годах. Хотя звучание команд того времени значительно отличается от того, что мы слышим на музыкальной сцене сейчас, но уже тогда в работах таких групп, как упоминавшиеся Black Sabbath, Iron Butterfly и некоторых других начали появляться первые черты и риффы, хотя еще и далекие от современности, но начавшие определять и формировать звучание своих последователей.

80-е годы принесли не только новые веяния, но и новые проблемы. Это было достаточно тяжелое время для многих музыкантов, как связанных с думом, так и не имеющих к нему никакого отношения. В то время возникли и стали называть себя "heavy metal" такие команды, как Def Leppard и Bon Jovi, а на металлической сцене царил thrash/death.

Пресса старательно навешивала ярлык "heavy metal" на любую группу, одетую в кожу и носящую длинные волосы, и, несмотря на довольно большое количество команд, достойных именоваться думом, они были просто численно задавлены различным глэмом. В 80-е годы также возникают многие коллективы, играющие thrash/speed, и, естественно, это время окончания периода новой волны британского хэви. Так что в эпоху, когда определяющим фактором в металле стала скорость игры, дум не мог сильно возвыситься.

Но, несмотря на это, многие команды 80-х нельзя сбрасывать со счетов. Одна из заслуживающих упоминания групп - Trouble. Родом из Чикаго, группа была основана еще в 1979 году, но завоевала популярность только к 1984. Музыка имеет в своей основе тяжелый, медленный, тянущийся хэви-метал, с явным влиянием Black Sabbath.

Начало девяностых ознаменовалось изменениями в стане дум-металла, которые привели к его второму рождению. Вновь возникающие команды начали постепенно смешивать исконный doom и death metal. Ранние работы вышли за рамки традиций и сформировали фундамент для последующих экспериментов. Но все же они не смогли добиться того успеха, который выпал на долю более поздних групп. На современный же уровень death/doom вывели три команды из Англии, работы которых выпустил один и тот же лейбл Peaceville.

Первыми были Paradise Lost в 1990 году с альбомом "Lost Paradise" (в котором чувствовалось сильной влияние death metal). Следующий же их альбом, "Gothic" (1990), окончательно определил звучание современного дума.

Их коллеги по лейблу, My Dying Bride, своими работами и своим звуком послужили толчком к рождению сотен новых думовых команд. Уже их первый альбом 1991 года показал, что этой группе суждена слава, и вторая их работа окончательно закрепила за ними статус величайшей группы современного дума. И третьей группой, оказавшей огромное влияние на жанр, стала Anathema. Сложно переоценить значение их альбомов "Crestfallen" (1992) и "Serenades" (1993).

В середине 90-х потребность в экспериментах, охватившая весь металлический мир, коснулась и дума. В результате развитие жанра пошло по различным направлениям, путем изменения звука, степени тяжести и скрещивания с различными родственными жанрами. Такие группы, как The 3rd and the Mortal представили более атмосферное звучание и были одной из первых металлических команд, которые использовали ведущий женский вокал на протяжении всего альбома.

Эксперименты в различных направлениях и привели к появлению различных типов дума, которые мы имеем на сцене на сегодняшний день: от близкого к традиционному, медленного и безжизненного звучания до готик-дума и классики.

Все это постепенно приводит к размытию рамок жанров, а группы, когда-то стоявшие у истоков и оказывавшие огромное влияние на формирование и продвижение дума, постепенно отдаляются от своих корней, начиная осваивать соседние владения.

В настоящее время пытаться определить рамки жанра по какому-то конкретному звучанию - значит, определить только его малую часть. Смешение дума с различными стилями и направлениями, от индастриала и блэка до классики, дает огромную гамму звучания, которая все еще продолжает развиваться и расширяться.

Классификация

Doom 70s (groove)

Это именно то, что часто называют true doom, то есть "настоящий, истинный" doom. Конечно, его апологетами являются BLACK SABBATH. Однако, долгое время этот стиль находился в своеобразном "неоформленном" состоянии, и описывался практически как hard rock. Группы типа TROUBLE или SAINT VITUS, хотя и имели успех у фэнов, но казалось, что после ряда неудачных альбомов BLACK SABBATH стиль уже никогда не будет возрожден. К тому же была потеряна аудитория. Хиппи, которые слушали BLACK SABBATH или LED ZEPPELIN давно уже выросли и перешли на совсем другую музыку, а молодежь воспринимала стариков весьма скептически, как и любое "старье". И вот, когда, казалось бы, ничего нельзя было уже сделать, случилось одно важное событие. Lee Dorrian (вокал) ушел из культовой группы NAPALM DEATH по причинам музыкальных разногласий и организовал сольный проект CATHEDRAL, который и явилась возрождателем былой славы true doom 70s. Но уже с 1992 года группа оделась в клеши, сняла несколко клипов, провела ряд успешных концертов, и после пробного миньона реализовала настоящий шедевр, непревзойденный альбом The Etherial Mirror (1993) , в котором было несколько просто ломовых хитов. После этого волну продолжателей было уже не остановить. Новым группам пробиться стало вообще легко. Молодые музыканты с удовольствием оттягивались, играя именно ту музыку, на которой они были воспитаны. Тем временем, CATHEDRAL продолжают каждый год выпускать новые альбомы, которые являют собой образец жанра. Перспективы развития, безусловно имеются. Даже появились проекты, в которых стиль 70-х смешан с angry. Но и в чистой форме true doom еще будет привлекать внимание по крайней мере несколько лет.

Classic gothic doom

После выхода в 1990 году дебютного полнометражного альбома PARADISE LOST не нашли подходящего термина для определения выраженного PARADISE LOST стиля. Поэтому, лучшим названием послужил термин "doom metal", поскольку его значение весьма подходило для медленной и тяжелой музыки, которую исполняла группа. К тому же, сразу же стало очевидным сильное влияние готических элементов на музыку группы. Поэтому словосочетание "gothic doom" достаточно быстро распространилось по метал-музыкальным изданиям, которые до того времени относились весьма прохладно к любым проявлениям готики. Соответственно, почти одновременно в Британии работали еще две группы подобного направления, а именно ANATHEMA и MY DYING BRIDE. Эти три коллектива и служат эталоном описываемого стиля. Точнее, их первый период развития. Gothic doom мгновенно получил одобрение у фэнов, и особенно в России, где медленные вещи почему-то нравятся почти всем (видимо, сказывается распевный характер русских народных песен). Однако, после нескольких альбомов три лидирующие группы продолжали развиваться, переходя в другие категории. Однако, эстафету от уникального английского звучания подхватили другие группы, которые добавили к медленной музыке практически грайндовую лирику про кишки. Кроме того, и поныне существуют группы, проповедующие настоящий тяжелый gothic doom. Что будет с направлением в дальнейшем пока неясно, но, судя по конъюнктуре рынка, эта тема практически исчерпывает себя, потому как критики воспринимают новых paradise lost’овцев весьма недоброжелательно, начиная всякие сравнения, которые зачастую не в пользу последователей, хотя их дебютные альбомы иногда объективно превосходят по качеству классиков PARADISE LOST или ANATHEMA.

Classic doom with clear voice

Классическая форма стиля, где тягучая музыка сочетается с так называемым "чистым" пением. Считается, что заложили эту разновидность тоже BLACK SABBATH, но затем эстафету от них приняли MERCY / CANDLEMASS, которые и стали одним из эталонов-ориентиров для многих групп. Некоторые группы во многом воспроизводят идеи BLACK SABBATH. Другие предпочитают формат CANDLEMASS, поскольку эта группа уже сошла с музыкальной сцены. Что касается современного этапа развития classic doom, то надо заметить, что в отсутствии флагмана, группы постепенно скатываются к progressive / doom, и музыкантов вполне можно понять, поскольку у прогрессива гораздо больше выразительных форм (возможна игра любой техничности и скорости), да и стиль этот гораздо легче, и имеет более значительную аудиторию.