Смекни!
smekni.com

по философии Волгоград 2005 (стр. 6 из 8)

Эмпирическое - два подуровня наблюдения и эмпирические факты. Переход наблюдения -> эмпирические факты предполагает 1) рациональную обработку данных наблюдения 2) поиск в них устойчивого инвариантного содержания.

Наука имеет дело с особым набором объектов, не сводимых к объектам обыденного опыта. Особенностями объектов научного исследования можно объяснить основные особенности научных знаний как продукта научной деятельности. Их достоверность уже не может быть обоснована только их применением в производстве и обыденном опыте. Наука формирует специфические способы обоснования истины знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием.

Эмпирический: наблюдения, эмпирические факты. Переход наблюдения -> эмпирические факты предполагает 1) рациональную обработку данных наблюдения 2) поиск в них устойчивого инвариантного содержания. Организация теоретического уровня знаний. 1) частные теоретические модели и законы. 2) развитая теория. Строится некоторая обобщенная модель, которая охватывает все частные случаи.

Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и приемов, которые представляют собой не что иное, как аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по по формированию и развитию научного знания, составляет предмет логики и методологии научного знания.

Методы эмпирического познания: 1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4) ЭкспериментМетоды теоретического познания:1) Формализация (построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2) Аксиоматический метод (при аксиоматич построении теоретич знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства) 3) Гипотетико - дедуктивное развертывание теории (сначала создается гипотическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке для уточнения и конкретизации) 4) метод восхождения от абстрактного к конкретному (вначале находится главная связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживается, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таки путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта).

Методология - система исходных принципов, руководствуясь которыми мы можем осмыслить своеобразие развивающейся деятельности и определять перспективу дальнейшего развития. Она стремится к познавательной деятельности, чтобы понять развивающуюся деятельность. Познание развивающегося мира - познание определенных категорий.

  1. Общество и его структура. Необходимые предпосылки существования и развития общества. Понятие общества. Общество и природа. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы.

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Существует концепция о единстве социогенеза и антропогенеза в становлении человеческой цивилизации. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма ("Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина)[3].

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его изменяющегося взаимодействия с природой. Однако об­щество не существует изначально. Оно имеет историю своего возникновения, неотделимую от истории становления самого человека. Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) — две стороны, единого процесса, проис­ходящего во взаимосвязи, взаимообусловленности одного другим. Являясь «частью» природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства и означает обуздание у него «зоологического индивидуализма», формирование социальных побудительных мотивов в поведении. В силу вступает наряду с естественным социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятель­ности подчинялись определенным социально значимым требо­ваниям, например сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Со­циально значимое закреплялось и естественным отбором, и пе­редачей опыта. Образно говоря, человек в своем развитии посте­пенно становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразовании первобыт­ного стада (охватывающего собой эпоху становления челове­чества до родового общества) в собственно человеческое об­щество все большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в первую очередь в процессе труда, навыки к которому постоян­но совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению и образуя тем самым вещественно фиксированную «культур­ную» традицию.

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего, в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды об­щественной деятельности: производственно-экономическая, социально-быто­вая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, в рамках которых про­исходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы общества. Основные из них – экономическая, социальная, по­литическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, об­мен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования произ­водства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-техниче­ского прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, об­мена деятельностью и распределения материальных благ.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демо­графических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и т.д.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности клас­сов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность проис­ходит на почве сложившихся политических отношений и направлена осуществ­ления их политических интересов.

Духовная сфера – это сфера отношения людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что со­ставляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса.

В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.