Нормативные правовые акты подразделяются по субъектам правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы); по юридической силе – на законодательные и подзаконные; по сфере действия – на федеральные, акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты; по времени – на постоянные и временные.
Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом нормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит, как уже отмечалось, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.
В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но, так или иначе, по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.
Второй вариант – включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 12 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве, регламентирующая порядок платы за землю, содержит пять пунктов, каждый из которых является самостоятельной нормой.
Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 14 Семейного кодекса РФ содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).
Заключение
Проанализировав указанные выше вопросы, можно сделать следующие выводы:
В то время, когда государство регулирует общественные отношения, правовые нормы - это регулятор саморазвития общества. Благодаря правовым нормам право изучается с различных сторон. Таким образом, правовая норма - это элементарная единица права, конкретный образец (правило) поведения, которой присущи определённые признаки, а именно общеобязательное, обеспеченное в использовании принудительными средствами государства, направленное на регулирование общественных отношений, не персонифицированное, установленное или санкционированное государством и охраняемое правило поведения.
Анализ структуры нормы права предполагает одновременно и выделение ее относительно самостоятельных частей, уяснение их места и роли в целостной системе, и единение этих частей, выявление способов связей и зависимости в таком единстве. Частями нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция, которые в свою очередь также имеют различные классификации. Гипотеза и диспозиция классифицируются на:
- абсолютно определенные и относительно-определенные;
- простые, сложные и альтернативные.
Также диспозиции делятся на описательные, ссылочные и бланкетные. Санкции подразделяются на абсолютно определенные и относительно-определенные, Правовосстановительные и карательные.
Норму права принято классифицировать по определённым основаниям, в том числе по отраслевой принадлежности, по юридической силе, по степени общности, по характеру предписываемых правил поведения, по степени активизации социально полезной деятельности, по способу установления правил поведения, по степени определённости, по непосредственному предмету воздействия и т.д.
Норма права, по существу, является большим дискуссионным вопросом юридической науки. Но, несмотря на многообразие мнений, и точек зрения, все исследования данной проблемы приводят, в конечном счете, к вопросу о значении юридической науки, которое состоит в глубоком исследовании сложных и многообразных процессов развития государственности и жизни общества, в котором мы живем.
Развитие норм права наблюдается и в их внешнем выражении. Чем дальше общество шагает в своем развитии, тем сложнее становятся нормативные акты. Появляются отрасли права, которые в свою очередь делятся на институты права. Они также имеют свою структуру: разделы, главы, статьи, параграфы, пункты. Чем больше изучается и развивается право, тем объемнее и точнее становятся правовые акты. Правотворческие органы также имеют свою иерархию, в зависимости от юридической силы издаваемых правовых актов и по сфере их действия.
Отсюда ясно, насколько велика роль нормы права в расширении и углублении демократии, в управлении обществом, в укреплении правовых основ государственной и общественной жизни, в дальнейшем совершенствовании всей системы общественных отношений и воспитании их участников. Понятно также и то большое значение, которое уделяется нормы права в юридической практике. Понятие правовой нормы является необходимым для того, чтобы уяснить её организацию в содержании права, осмыслить её структуру, назначение и роль.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации. Российская газета. № 237. 25.12.1993
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Российская газета. № 118. 25.06.1996
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Российская газета. № 233. 28.11.2001
4. Семейный Кодекс Российской Федерации. Российская газета. № 17. 27.01.1996
5. Абова Т.Е., Кабалкина А.Ю. «Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации». Москва. 2004
6. Сухарев А.Я. . «Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации». Москва. 2004
7. Лазарев В.В., Липень С.В. «Теория государства и права. 2-е издание». Москва. 2000.
8. Комаров С.А., Малько А.В. «Теория государства и права». Москва. 2000
9. Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права». Москва. 2007
[1] С.А.Комаров, А.В.Малько. «Теория государства и права». Москва, 2000. с.299
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации части первая и вторая с научным комментарием Заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., профессора ЮХ. Калмыкова. Москва. 1997. С. 28
[3] А.В. Клименко, В.В. Румынина. «Теория государства и права». Москва, 2007. с149