Смекни!
smekni.com

Философия Г. В. Ф. Гегеля (стр. 1 из 6)

Реферат

Философия Г. В. Ф. Гегеля

Содержание

стр.

Введение 3

1. Исходные посылки построения 4

1.1 Методологический аспект 4

1.2 Телеология 4

1.3 Синтез 4

2. Философия Г. В. Ф. Гегеля 5

2.1 Философия культуры 5

2.2 Философия культуры 9

2.3 Философия духа 11

2.4 Философия религии Г.В.Ф. Гегеля 12

Список литературы 24

Введение

Философия - сфера смыслов, с одной стороны, и наука об истине с другой. Поэтому можно было бы сказать, что философия истории должна отвечать на вопрос о смысле истории, смысле существования народов и человечества в целом и давать ответ на вопрос о том, что такое история. Уже в такой общей формулировке можно разглядеть разницу в подходах к объяснению истории. Эту разницу можно определить как различие в исходных посылках дальнейших рассуждений. Первый подход сугубо телеологичен: смысл есть предельная цель существования, - в этом случае философия истории отвечает на вопрос "зачем?", неявно полагая историю как данность, требующую осмысления. Второй подход требует раскрытия сущности истории, и вопрос об осмысленности исторического процесса может в принципе не ставиться, - здесь требуется глубокая проработка концептуального каркаса - понятий, которые в дальнейшем используются для построения объяснительных схем. Принципиально можно выявить два способа объяснения: первый - телеологический (через цели), второй - каузальный (через причины).

Если говорить о философии истории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, то своеобразие его подхода к объяснению исторического процесса заключается в сочетании обоих способов. Это сочетание стало возможным благодаря его диалектике (знаменитое построение суждений по типу "тезис - антитезис - синтезис"), включающей противоречие как элемент языка логики. Подобная "поправка" позволила "замкнуть" логику (в смысле ее полноты) и добиться известной целостности построений. Как следствие, всякое понятие у Гегеля на протяжении одной работы может многократно менять свое значение (оно постоянно "уточняется", "отрицая" предшествующие дефиниции). Кроме того, Гегель строит философскую систему. Последнее означает, что рассмотрение какого-либо отдельного аспекта системы невозможно без контекста построений (т. е. без знания большей части работ Гегеля); первое же говорит нам о ненадежности цитатного (ссылочного) метода обоснования мнения автора.

1. Исходные посылки построения

1.1 Методологический аспект

У Гегеля система категорий (логических понятий), построенная по принципу субординации, соподчинения понятий, дает возможность понять мир как целое (с одной стороны) и каждое его наиболее общее отношение, выражаемое той или иной категорией (с другой стороны). Т. е. подобная система позволяет охватить как всю действительность в целом, так и отдельные ее существующие отношения. Для Гегеля:

1. Истина есть система;

2. Философия - наука об истине, следовательно, философия истории должна построить систему понятий, выражающих закономерные связи, внутренне присущие развитию человечества.

1.2 Телеология

Историческая деятельность человечества складывается из действий людей. Каждый человек преследует свои индивидуальные цели, а в результате возникает нечто иное, что было в его действиях, но не было в его намерениях ("поджег дом соседа, а сгорел весь город"), массовая случайность переходит в необходимость. Отсюда: живущие индивидуумы и/или народы, ища и добиваясь своего, в то же время оказываются средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают, и что они бессознательно исполняют. Это "что-то" есть Абсолютное, Мировой Разум или Дух. Таким образом, весь путь человечества можно рассмотреть в виде единой, замкнутой системы развития Мирового Разума ("Мировой Разум", "Мировой Дух", "Абсолютная Идея" далее используются синонимично).

1.3 Синтез

Внутреннюю структуру системы развития Мирового Разума выражают формы мысли - категории диалектики, ее реализацию во времени - философия истории. "Действительность" же есть отчуждение Духа. "Отчуждение - инобытие Духа, его опредмечивание, самополагание в виде объекта. Снятие отчуждения равно познанию. "Дух" отчуждает себя, а затем из этого отчуждения возвращается в себя, тем самым только теперь проявляется в своей действительности и истине, составляя также достояние сознания".

Дух, Абсолютная Идея отчуждает себя, "порождая" мир и человека. В процессе развития человечества Абсолютная Идея познает себя - происходит "снятие отчуждения". История (грубо говоря) и есть процесс познания Абсолютной Идеей себя. Когда Мировой Разум познает себя и отчуждение снимется - история завершится.

2. Философия Г. В. Ф. Гегеля

2.1 Правовая философия

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) родился в г. Штутгарте, семье чиновника финансового ведомства. В 1788–1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте (вместе с Шеллингом и Гёльдерлином). В дальнейшем преподавал в ряде университетов Германии, был директором гимназии в Нюрнберге. С 1818 г. до конца свой жизни – профессор философии Берлинского университета.

Важнейшие труды Гегеля: «Наука логики», «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Основания естественного права и науки о государстве. Основы философии права» (традиционным является более краткое наименование – «Философия права»).

Гегелевское учение подводит итог не только немецкой классической философии, но во многом и всего предшествующего исторического развития этой науки. Философия Гегеля оказала значительное влияние на последующее развитие частных наук о природе, обществе и человеке, а его философия права – на развитие правоведческой науки, а также социологии и историософии XIX–XX столетий.

Гегель начал как последователь критической философии Канта и Фихте, но вскоре не без влияния Шеллинга стал разрабатывать философию абсолютного идеализма. Высший принцип гегелевской философии – абсолютное тождество мышления и бытия, которое он трактовал одновременно как первооснову мира и как принцип познания. В своем развитии это тождество различает в себе объективное и субъективное, историческое и логическое, природное и духовное. Понятие духа является основным – системообразующим – в философии Гегеля. Дух – субстанция и субъект всех форм человеческой и общественной жизни.

Философия Гегеля имеет систематическую форму, включающую в себя науку логики, философию природы и философию духа. В рамках последней он развивает свои идеи о сущности государства и права. Здесь право рассматривается как одна из форм явления объективного духа. Сущность духа, по Гегелю, составляет мир свободы. Поэтому предметом философской науки о праве он считал понятие о природе свободы вне зависимости от того, что признано, от представления данного времени.

Философия права, прежде всего, должна постичь всеобщую идею права. Гегель обозначает категорией права понятие, имеющее довольно широкое содержание. Говоря о праве, замечает Гегель, мы имеем в виду не только гражданское право, которое обычно под этим понимают, но также и мораль, нравственность и всемирную историю, которые тоже сюда относятся, так как понятие объединяет мысли согласно истине. В целом под правом Гегель понимает «наличное бытие свободной воли», которое он рассматривает в следующих аспектах:

1. Право как свобода (идея права);

2. Право как определенная ступень и форма свободы (особенное право);

3. Право как закон (позитивное право).

Гегель разрабатывает теорию естественного права, разделяя точку зрения своих предшественников – Канта, Фихте и Шеллинга – относительно того, что все явления действительности должны получить оправдание в разуме. Разум, утверждает Гегель, присущ также и самой действительности в качестве ее порядка и смысла. Поэтому для Гегеля естественное право есть единство бытия и долженствования, осуществляемое в конкретном индивидуальном творчестве народного духа, а также философия конкретной положительной нравственности. Естественное право Гегеля отличается от естественного права его предшественников, для которых оно было, с одной стороны, идеальным и притязающим на создание завершенной системы законов, отвечающих «потребностям разума», а с другой – выступающим против существующего права. Естественное право, по Гегелю, имеет задачу познать суть положительного права, чтобы найти в нем проявление объективного разума, идеальную основу положительного права. Естественное право не противополагается положительному, а составляет его идеальную сущность, вечную основу и вместе с тем фактор всего исторического развития. Цель философии права Гегель видел в постижении действительного развития личности, общества и государства, а не в «выявлении потустороннего идеала», пусть даже самого прекрасного. В понимании этого ему помогло его историческое чутье, удерживавшие его от погружения в утопию. Задача Гегеля свелась к теоретическому осознанию status quo. Усвоение ее породило критику идеи долженствования, оторванной от действительности.

В противоположность философам французского Просвещения Гегель видел основу естественного права не в природе, а в идее свободной личности, в ее самоопределении. Он полемизирует против концепции первоначального «естественного состояния» (Руссо): «...было измышлено даже некоторое естественное состояние, в котором будто бы господствовало естественное право, тогда как состояние общества и государства, напротив, требует, будто бы и влечет за собой известное ограничение свободы и принесение в жертву естественных прав». Поэтому для Гегеля естественное право является скорее противоположностью природного определения. Его источник – «вторая природа», порожденная самим духом.