Смекни!
smekni.com

Временные памятники Дагестана в царской ранней советской России (стр. 1 из 4)

Реферат

Временные памятники Дагестана в царской ранней советской России

Содержание

стр.

1. История Дагестана 3

1.1 Первобытная эпоха 3

1.2 Древняя история 3

1.3 Античность 5

1.4 Эпоха средневековья 5

1.4.1 Доисламский (раннесредневековый) период 5

1.4.2 Исламский период 5

1.5 Период Новой истории 10

2. Памятники истории и архитектуры 12

2.1 Архитектурно-ландшафтный ансамбль "Древний Дербент" 12

2.2 Крепость «Калакорейш» 12

2.3 Гунибская крепость 13

2.4 Крепость «Семи Братьев» 13

2.5 Санжинские наскальные изображения 14

2.6 Боевые и сторожевые башни Дагестана 14

Список литературы 16

1. История Дагестана

1.1 Первобытная эпоха

Территория Дагестана обжита человеком с древнейших времён. Именно здесь недавно были обнаружены древнейшие на территории РФ следы пребывания первобытного человека возрастом не менее 1,4 млн. лет (Айникаб-1 в Акушинском районе).

Первые следы появления человека в Дагестане относятся к концу раннего палеолита (ашельское время) (около 150-80 тыс. лет назад).

В эпоху среднего палеолита (мустье) (80-35 тыс. лет назад) археологические памятники встречаются уже во всех физико-географических зонах. В верхнем палеолите (35-10 тыс. лет назад) в условиях наступления ледников с горных районов человек спускается в Прикаспийскую равнину, о чем свидетельствует находка чаши из окрестностей Гиджуха, изготовленной из головки бедренной кости мамонта.

С ашельского времени люди научились пользоваться огнем, практиковали коллективную охоту с помощью загонов. В мустье появляются наконечники для копий.

В эпоху мезолита (10-9 тыс. лет назад) на Кавказе завершилась эпоха ледников, изменились климатические условия, снизился уровень Каспийского моря.

Из районов южного Прикаспия в горный Дагестан проникают племена, которые оставили нам Чохское поселение.

С ними связаны, и наскальные изображения около сел Мекеги и Ругуджа.

Важнейшим достижением этого времени было изобретение лука и стрелы.

Об идеологических представлениях населения свидетельствуют изображения животных и солярных знаков. Переход к земледелию и скотоводству произошел в неолите (8-7 тысяч лет назад).

В это время на Чохском поселении появляется каменное жилище, примыкающее к скальному навесу.

Среди важнейших достижений этой эпохи были изобретения керамики, ткачества, новой техники обработки камня (полировка, сверление). В эпоху энеолита (V-IV тысячелетие до н. э.) произошло важнейшее открытие металлов.

Эталонным памятником этого времени является Гинчинское поселение с круглоплановыми жилищами. Здесь же было обнаружено два человеческих захоронения.

1.2 Древняя история

Как доказал ещё академик Николай Вавилов «Дагестан непосредственно входил в очаг происхождения культурных злаков» и таким образом в наиболее древнюю переднеазиатскую область становления производящего хозяйства – земледелия и скотоводства. Подтверждением чему служат, например, остатки поселения открытого близ села Чох (Центральный Дагестан), датируемые - 6000 лет до н. э., тем временем как по остальной территории РФ ещё не менее 2000 лет сновали лишь облачённые в шкуры охотники-собиратели.

Возникновение земледелия и скотоводства было важнейшим событием древнего Дагестана.

С этого времени он становится центром бурного развития экономики, ускоренного роста населения, интенсивных демографических процессов, связанных с освоением новых территорий. Возникают временные и сезонные поселения.

С началом бронзового века (конец IV-II тысячелетие до н. э.) горный Дагестан оказался в сфере великой земледельческой культуры: агрокультурное террасирование горных склонов достигло своих завершенных форм.

Восточный Кавказ, включая Дагестан, как одна из провинций "неолитической революции" сделал вклад в мировую селекцию многими сортами мягких и твердых пшениц, почти 50 разновидностями ячменей, эндемичными культурами льна и бобовых, множеством сортов абрикоса, винограда, семечковых и т. д.

В позднем бронзовом веке зарождается производство железа. Это привело к революционным изменениям в экономике, культуре и сознании людей, в конечном счете - к формированию сначала "военной демократии", а потом и государственности.

В дальнейшем, уже в IV-III тысячелетиях до н. э. Дагестан входил в ареал распространения Куро-араксской культуры бронзового века, простиравшейся до самой Палестины, Анатолии, Верхней Месопотамии и Иранского нагорья, известной чернолощёной керамикой и большими укреплёнными поселками, стоявшими на пороге цивилизации.

Эта культура является древнейшей надёжно связываемой с ещё неразделившейся в то время дагестано-вайнахской этнолингвистической общностью, и при этом имеет интересные связи с более западными регионами (Троя, культуры Балкан, Карпат, Западного Средиземноморья), что подтверждает слова основателя научного кавказоведения П. фон Услара о том, что «Кавказские горцы, - представляют собой остатки множества народов населявших в доисторические времена огромные полосы земли в Азии и Европе и принадлежащих к одной расе, которая везде исчезла, за исключением Кавказа».

Тесные контакты наши предки имели и со своими непосредственными соседями древнейшими цивилизациями Передней Азии, жители которых пользовались для себя отличительным термином «черноголовые». Однако не всегда эти контакты оставались мирными, и потревоженные горцы (кутии, луллубеи, субареи и др.) не раз устраивали погромы в царствах Шумера и Аккада.

Одни из них – хурриты, сыгравшие особенно заметную роль в истории мировой цивилизации, в итоге и вовсе растворились, послужив, как об этом убедительно свидетельствуют генно-молекулярные исследования базовым этнокомпонентом в формировании таких народов как ливанцы, палестинцы, евреи (европейские), курды, армяне.

Уже на заре «железного века» - на рубеже II-I тысячелетий до н. э., народами Дагестана было освоено железное оружие, что в дальнейшем позволило им, в тесной связи с близкородственными народами Урарту, не без успеха противостоять ассирийской экспансии (IX-VII вв. до н. э.).

Однако под напором кочевых племён киммерийцев и скифов, с их новой тактикой ведения конного боя, многие политические образования и этнокультурные центры пали, и в результате их население было частично ассимилировано, частично оттеснено в труднодоступные горные регионы, сохранившись в итоге в различной пропорции лишь на Восточном Кавказе – периферии своего прежнего расселения.

1.3 Античность

В конце II в. до н. э. – между Курой и Тереком было основано Албанское царство, со столицей в городе Кабала (Капалак), объединившее около 26 племён.

Вооружённые отряды албанцев упоминаются в числе союзников Ахеменидской Персии в битве при (Гавгамелах (331 год до н. э.), причём, в отличие от персов, на своём фланге албанцам удалось прорвать строй македонцев и разграбить лагерь Александра.

В дальнейшем, выставляя армию в 60 000 пехотинцев и 22000 всадников, албанцам удавалось с честью отстаивать свою свободу, упорно противостоя как налётам парфянам, так и римским легионам Гнея Помпея и других полководцев.

В начале IV века, в правление царя Урнаира, трудами святого Григория Просветителя в Албании было принято христианство, а в правление царя Арсваала в первой половине V века Месроп Маштоц создаёт специальный албанский алфавит.

1.4 Эпоха средневековья

1.4.1 Доисламский (раннесредневековый) период

В отличие от соседних Армении и Иберии, это не укрепило страну. Удалённая от Византии, Албания не могла рассчитывать на серьёзную поддержку христианской империи, в то время как иранские шахи усилили давление и начали антихристианские гонения, а всё более отчуждавшиеся обширные высокогорные округа на севере страны стали мощным оплотом язычества. Ударом, от которого Албания уже не оправилась, стало нашествие гуннов, начавшееся вместе с V веком и приведшее к запустению городов и равнинной части страны, замиранию торговли и оттоку население. Наконец в 510 году, иранским шахам, несколько раз пытавшимся ликвидировать царство в ответ на череду восстаний, удаётся превратить его в особое наместничество (марзпанство).

В VII-VIII веках начинается непрерывная череда арабо-хазарских войн, полем боя, для которых становится в основном Албания. Неудивительно, что в дальнейшем Албания теряет всякую самостоятельность, и основная часть её земель входит в состав других феодальных государств, хотя ещё более тысячи лет элементы традиций её государственности продолжали теплиться в Шаки, а Церковь – престол Албанского католикоса, хоть и потеряв афтокефальность, продолжал функционировать в Гандзасаре (Арцах), где они были окончательно уничтожены лишь русскими властями в 1819 и 1836 годах соответственно.

Новая эра в истории Дагестана связана с великим персидским шахом Хосровом I Ануширваном (531-579 гг.), который в 562-567 гг. развернул в районе Дербента грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить его владения от новой волны кочевников, перекрыв узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами. Но всё же панацеей от нашествий знаменитые Дербентские укрепления без надёжных союзников в горах Дагестана, быть не могли. И такого союзника Хосров находит – царство Сарир со столицей в Хунзахе, которое он укрепляет многими замками и брачными связями, и выдаёт инвеституру на управление всеми горными осколками Албании, в 510 году не пожелавшими входить в марзпанство.