Горная рента и факторы ее формирования. Горная рента генерируется только на лучших месторождениях в результате их промышленной эксплуатации. Под термином «лучшие месторождения» понимаются все те месторождения, экономическая эффективность которых выше «нормальных месторождений». К последним относятся месторождения, разработка которых по нормативной технологии при действующей системе налогообложения (ДСН) не обеспечивает получение сверхдохода, но позволяет получить нормальную прибыль (до 17% от выручки за минусом НД ПИ и других налогов и обязательных платежей из выручки). При этом ДСН учитывает все налоги и платежи, предусмотренные действующим налоговым законодательством, включая как налоги, взимаемые в соответствии с Налоговым кодексом, в частности налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), так и платежи по Закону РФ «О недрах», таможенные пошлины и прочее.
Среди основных факторов, благодаря которым образуется горная рента на лучших месторождениях, можно выделить следующие.
1.Количество полезного ископаемого, добываемое в единицу времени;
2. Качество добываемого минерального сырья;
3.Стадия жизненного цикла разработки месторождения. В первые 10-15 лет от начала эксплуатации рентабельность добычи возрастает, затем держится на пике 5-10 лет, после чего начинает снижаться по мере истощения запасов месторождения
4. Экономико-географические условия. К ним относятся отсутствие или наличие инфраструктуры социальной (железные дороги, линии электропередач, населенные пункты и прочее), производственной и промысловой (близость магистральных газопроводов, нефтепроводов, донажимных и насосных станций), трудовая недоступность, климатические условия, показатели буримости пород и др. Естественно, что экономико-географические условия предопределяют капитальные и текущие (эксплуатационные) затраты, технологию разработки, а в конечном итоге — нормативные затраты на разработку и обоснование критериев нормального месторождения.[5]
Горная рента и механизмы ее изъятия.
Дискуссия по поводу механизмов изъятия горной ренты по сути дела свелась к изложению только одной точки зрения: горная рента — это налог и поэтому должна изыматься только через налоговую систему. Разница в точках зрения лишь количественная — сколько через систему налогообложения возможно изъять дополнительных денежных средств в бюджет государства.
С одной стороны, горная рента, точнее, ее часть, составляющая абсолютную ренту, конечно, может выступать в качестве налога, например, в виде НДПИ, регулирующего отношения между государством и недропользователем за право пользования последним созданным природой месторождением вне зависимости от его качества. Данный налог платится всеми недропользователями. Однако его размер должен быть таким, чтобы можно было обеспечить потребности страны в данном полезном ископаемом и осуществлять простое воспроизводство минерально-сырьевой базы страны. При этом если рассматривать НДПИ как механизм изъятия абсолютной ренты, то вполне оправданно, что в НДПИ установлены (плоские) налоговые -ставки, дифференцированные только по видам добываемых полезных ископаемых (ПИ) в зависимости от средней рентабельности добычи этих П И. С другой стороны, горная рента, а именно ее дифференциальная часть — это дифференцированный рентный платеж, устанавливающий взаимные обязательства между государством и недропользователем за право участия последнего в эксплуатации лучших месторождений
При этом взаимные обязательства проявляются в том, что дифференциальная рента 1-го рода в виде рентных платежей изымается у недропользователя и направляется во внебюджетные фонды государства, к примеру, для обеспечения потребности страны в расширенном воспроизводстве ее минерально-сырьевой базы и другие социально значимые цели. Понятно, что изъятие дифференциальной горной ренты 1-го рода у недропользователя не может быть стопроцентным. Взаимные обязательства должны предусматривать некое компромиссное решение по распределению этой дифференциальной ренты между государством и недропользователем, а также учитывать зафиксированные в лицензионных документах обязательства последнего по направлениям расходования оставляемой ему дифференциальной горной ренты 1-го рода (капитальные вложения по обустройству месторождений, социально-экономическое развитие региона и прочее).
Наоборот, рентные платежи от дифференциальной ренты 2-го рода, оставляются в собственности недропользователя. Данная рента, являясь заслугой не государства, а недропользователя и должна стимулировать последнего к инновациям в нефтедобычу. Поэтому она не должна включаться в рентные платежи. В то же время проблема раздела дифференциальной ренты 1-го и 2-го рода на практике трудно осуществима. Это порой обусловливает необоснованные претензии недропользователя - инноватора на дифференциальную ренту 1-го рода.
Такой подход к распределению видов горной ренты позволяет нормализовать систему рентных отношений между государством как собственником недр и недропользователем как их пользователем.
Законодательное закрепление прав на ту или иную часть горной ренты между участниками рентных отношений позволит эти отношения сделать более прозрачными и взаимовыгодными: государству— абсолютную ренту в виде НДПИ и взаимосогласованную дифференциальную ренту 1-го рода, а недропользователю — оставшуюся часть дифференциальной ренты 1-го рода и дифференциальную ренту 2-го рода.[6]
1.3 Основные положения налога на добычу полезных ископаемых
Предоставление полезных ископаемых в пользование предполагает взимание определенной платы.
Поскольку платежи за их пользование имеют рентную природу, рассмотрим, что такое природная рента и каким образом она учитывается при налогообложении..
Закон «О недрах» дает следующее определение недр: "Недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения" (преамбула Закона).
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, которым предоставлен в пользование участок недр. К этим субъектам относятся юридические лица, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе иностранные граждане и иностранные юридические лица, которые осуществляют деятельность на территории РФ через постоянное представительство.
Право пользования участком недр предоставляется на основании совместного решения Федерального агентства по недропользованию либо его территориального подразделения и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Если участок недр расположен во внутренних морских водах территориального моря либо на континентальном шельфе РФ, то для предоставления права на пользование данным участком необходимо решение Правительства РФ. Преимущественно указанные решения принимаются по результатам конкурса либо аукциона. Но решения также могут приниматься по факту открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, который проводил работы по геологическому изучению данных участков недр за счет собственных средств.
Право на пользование недрами подтверждается специальным государственным разрешением (лицензией), которое выдается лицензирующими органами пользователю недр. Лицензии (разрешения) выдаются на осуществление следующих видов пользования недрами:
- геологическое изучение недр (ведение поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых);
- добыча полезных ископаемых;
- строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образование особо охраняемых объектов;
- сбор геологических коллекций.
Выдачу лицензий осуществляют органы Министерства природных ресурсов РФ - МПР России, а после административной реформы - подведомственные ему органы Федерального агентства по недропользованию.[7]
В соответствии со статьей 334 НК РФ к уплате НДПИ привлекаются организации и индивидуальные предприниматели, которые признаются пользователями недр в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах". Статус плательщика НДПИ пользователь недр приобретает в случае получения им лицензии (разрешения) на право пользования участком недр. При этом не имеет значения, лицензия какого вида получена недропользователем: на добычу полезных ископаемых или на иные виды работ по пользованию недрами, в ходе которых осуществляется добыча полезных ископаемых.[8]
Если же добыча полезных ископаемых осуществляется без лицензии, то применяется особый порядок взыскания сумм ущерба за самовольное пользование недрами. Вместе с тем при добыче нефти из скважины, находящейся в пробной эксплуатации на основании лицензии на право геологического изучения недр, ущерб не взыскивается. В данном случае самовольное пользование недрами отсутствует, и недропользователь должен уплачивать НДПИ.
Обязанности налогоплательщика прекращаются с утратой права пользования недрами по истечении установленного в лицензии срока ее действия, при отказе владельца лицензии от прав на пользование недрами и в ряде иных случаев, указанных в статье 20 Закона "О недрах".
Следует учитывать, что налогоплательщиком по конкретной лицензии является непосредственно пользователь недр. В соответствии с Законом РФ "О недрах" пользователями недр могут быть не только юридические и физические лица, но и участники простого товарищества. Общие условия договора простого товарищества (договора совместной деятельности) определены главой 55 ГК РФ. Если, например, в качестве владельца лицензии на право пользования недрами определена одна организация, которая впоследствии заключает договор простого товарищества с другой организацией, налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых признается организация - владелец лицензии.