Смекни!
smekni.com

Общая характеристика и особенности применения налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа (стр. 6 из 14)

Положительная разница между суммой авансовых платежей по налогу, уплаченных в течение налогового периода, и общей сум­мой налога, исчисленной по итогам налогового периода, призна­ется суммой излишне уплаченного налога и подлежит возврату (за­чету) налогоплательщику.

Сумма налога, под­лежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налого­вым периодом.

Обязанность представления налоговой декларации у нало­гоплательщиков возникает за тот налоговый период, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговая дек­ларация представляется не позднее последнего дня месяца, следую­щего за истекшим налоговым периодом.[13]

1.4 Необходимость и перспективы применения системы дифференциального налогообложения добычи полезных ископаемых

В настоящий момент в России уплата рентных платежей осуществляется в виде налога на добычу полезных ископаемых. Налог на добычу полезных ископаемых - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета горной ренты, величина ее изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом. Анализ показывает, что дальнейшее развитие общества связано с постоянным обеспечением его природными ресурсами. Это приводит наряду с разработкой месторождений углеводородного сырья, находящихся на разных стадиях эксплуатации, к необходимости увеличения в разработке природных ресурсов, находящихся в районах удаленных от промышленной и социальной инфраструктур, на континентальном шельфе морей, на больших глубинах, что приводит к росту цен на продукцию горнодобывающей промышленности.

Применение горной ренты и ее размер увеличивает или снижает прибыль организаций, эксплуатирующих месторождения. И может привести к тому, что разработка месторождений станет не рентабельной.

Сохранение НДПИ в его нынешнем виде, по мнению многих экономистов, недопустимо, так как не способствует развитию экономики предприятий и недропользователей и развития в целом. Поэтому введение дифференцированных платежей при пользовании недрами просто необходимо. Для обеспечения объективности при дифференцировании рентных платежей за пользование недрами необходимо на научной основе организовать и постоянно вести независимый, подчеркиваю, мониторинг условий пользования недрами и их изменений, как в разрезе субъектов, так и в целом в России, который должен явиться основой для расчета и прогнозирования рентных платежей на перспективу.

В настоящее время недра остаются исключительно у государства. Недропользователи обязаны сполна направить в бюджет государства налоги за право использования ими месторождений. Месторождения в зависимости от качественных и количественных характеристик могут отличаться рентными особенностями, быть разной доходности.

Налог на добычу компании платят одинаковый. Таким образом, НДПИ эффективно исполняет фискальную функцию, он эффективно администрируемый, но не обеспечивает создание равных условий для инвесторов, работающих с месторождениями, резко отличающимися своими параметрами.

Попытка изъятия сверхдоходов с помощью модернизации налога на прибыль сопряжена с очевидной опасностью введения запретительных мер для инновационной деятельности из-за того, что природа этого налога не позволяет отделить горную ренту от так называемой "инновационной", которую получают недропользователи за счет применения новейших, более эффективных методов добычи и оптимального управления.

Имеет смысл пойти по пути отказа от месторождений, где нет соответствующей инфраструктуры, но их запасы учтены в принятой энергетической стратегии. Оставив неизвлеченными запасы в разрабатываемых месторождениях, не будут создано полноценного рынка: на него не придут участники, будет отсутствовать конкуренция, продолжится отставание в геологоразведочных и поисковых работах.

Все названное приводит к существенному ухудшению минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

Необходимо совершенно четко определить:

- нужна ли дифференциация налогов и платежей при пользовании недрами, которая учитывала бы различие экономико-географических, технологических условий разработки месторождений или существующая система налогообложения является достаточной.

- если дифференциация необходима, то в какой форме лучше ее реализовать - через введение новой системы рентных платежей или ввод дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых, или иные механизмы.

- важно также определить механизм перехода от существующей, налоговой по форме, системы к системе рентных платежей или дифференциации НДПИ.

- необходимо определить институциональные и организационные изменения необходимы для обеспечения введения и функционирования системы рентных платежей. Здесь требуются предложения по созданию условий для объективной оценки, аудиту стоимости запасов и основных средств, а также предложения по распределению полномочий между профильными органами исполнительной власти, между федеральным центром и субъектами федерации.

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроекты, изменяющие методику расчета экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых. Предложенный механизм, как и ранее, не устанавливает различий при налогообложении для месторождений с отличающимися условиями разработки и призван обеспечить дополнительный доход федерального бюджета при благоприятной конъюнктуре нефтяного рынка.

Рассматривая этот вопрос необходимо рассматривать в целом всю фискальную нагрузку, совокупную фискальную нагрузку на данный сектор экономики, включая как налоговую составляющую, так и неналоговую. Налоговая составляющая в меньшей степени подвергается индивидуальной дифференциации.

Неналоговая составляющая, то есть те платежи, которые у нас могут носить договорной характер, характер взаимоотношений собственника недр с недропользователем, эти платежи могут носить индивидуальный характер и, соответственно, подлежат гораздо более сильной дифференциации.

Когда речь идет о дифференциации, транспортная составляющая должна учитываться в полном объеме. Это - вопросы тарифов на перекачку нефти, тарифов перевозки железнодорожным транспортом. Когда обсуждается увеличение налоговой нагрузки - также важно учитывать влияние на экономику проекта транспортной составляющей: близость магистральных трубопроводов, возможность их использования, железнодорожный транспорт и так далее. Месторождение может быть и выработанное и небольшое, но если оно находится в выгодных географических условиях, когда близко расположена вся инфраструктура, то в этих условиях экономика проектов выгоднее.

Учитывая мировой опыт для каждого месторождения или отдельного объекта недропользования должна быть рассчитана налоговая шкала взамен НДПИ, которая отражает его геолого-экономические характеристики.

Необходимо определить объемы прироста запасов на лицензионных участках или определенных отчислений в централизованный фонд на воспроизводство минерально-сырьевой базы в зависимости от ежегодных объемов добычи, предусмотренных проектом разработки месторождений.

Хан Герман, исполнительный директор нефтяной компании «ТНК-БП» считает: «Несмотря на налоговое увеличение, которое сегодня предлагается Правительством, мы считаем, что, в общем-то, отрасль сумеет такого рода нагрузку вынести, хотя надо отдать должное и нельзя не сказать о том, что нагрузка эта на сегодняшний день близка к предельной и по своим основным показателям приближается к общей налоговой нагрузке ряда ближневосточных нефтяных стран, где, конечно же, и условия добычи, и себестоимость, и транспортная составляющая гораздо ниже. Но, тем не менее, пока с этим можно мириться»

Система рентных платежей должна иметь общегосударственный характер. Она должна органично вписываться в новую систему недропользования, а не конфликтовать с Налоговым кодексом. Новая система не должна требовать радикального усложнения налогового администрирования.[14]

Глава 2. Общая характеристика и особенности применения налога полезных ископаемых при добыче газа

2.1 История и проблемы развития газовой отрасли в РФ

Сегодня невозможно представить жизнь без природного газа: "голубая конфорка" радикально изменила быт, условия существования людей. Газ служит источником тепла, электроэнергии, моторным топливом, сырьем нефтехимии. Но первоначально газ получали методом сухой перегонки из каменного угля - для освещения домов и улиц.

Первые газовые фонари зажглись в России на Аптекарском острове Санкт-Петербурга (1819 год). Позднее по инициативе зарубежных предпринимателей возникло общество газового освещения северной столицы с монополией на промышленное производство и продажу газа. К концу XIX в. кроме Москвы и Санкт-Петербурга были газифицированы Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Одесса, Рига, Вильно, Тверь и Казань. Газ постепенно начинают использовать для нужд промышленности: варки стекла, закалки металла, опалки тканей. В Баку - крупнейшем нефтедобывающем районе Российской Империи - утилизировалось 33 млн. куб. м. природного газа (1917 год).

Экономика Советского Союза потребляла ежегодно 10-15 млн. куб. м газа в начале 30-х годов, а десятилетие спустя эта цифра выросла до 3392 млн. куб. м (США добывали 50 млрд. куб. м газа).

История "большого газа" в Советском Союзе начинается с пуском в эксплуатацию магистрального газопровода Саратов-Москва протяженностью 843 километра. 11 июля 1946 г. на столичные заводы, электростанции, в дома москвичей впервые поступил саратовский газ.