Смекни!
smekni.com

по «Основам информационных технологий» (стр. 1 из 3)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Реферат

по «Основам информационных технологий»

«Роль информационных технологий в современном обществе»

Магистрант

гуманитарного факультета

кафедры культурологии

Симакова Александра Александровна

Руководитель по специальности:

Доцент Г. В.Синило

Руководитель, ведущий практику:

Позняков А. М.

Минск – 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

Реферат (статья) по ИТ в предметной области………………………….………..…3

Введение…………………………………………………………………………….....3

1.Значение информации в современном мире........…………………………………5

2.Информационные технологии в современном мире (взгляд культуролога)…...6

Заключение…………………………………………………………………….............13

Список использованных источников………………………………………...............14

Интернет ресурсы в предметной области исследования...........................................15

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка) .................................................17

Граф научных интересов...............................................................................................18

Презентация магистерской диссертации.....................................................................19


ВВЕДЕНИЕ

Последние десятилетия ХХ века отмечены событиями, коренным образом отразившимися на современном социокультурном пространстве. Все дело в активном влиянии на жизнь общества новейших информационных технологий, которое стало возможным в результате бурного развития электроники и компьютерной техники, а также в результате формирования и распространения особого типа умонастроения и мироощущения, выраженного в ряде философских, социологических, литературоведческих и культурологических теорий. Такое мироощущение получило широкую известность под общим названием "постмодернизм".

Стоит отметить, что на данном этапе развития общества информационные технологии нельзя уже рассматривать лишь как нечто, принадлежащее исключительно миру техники, ибо они настолько глубоко укоренились в жизни людей, что выделить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста уже не представляется возможным. Качественный скачок в развитии информационных технологий указывает нам на необходимость анализа новейших технологий с точки зрения мировоззренческих изменений.

Уровень разработанности проблемы определяется наличием в философской литературе работ, отражающих параллели между постмодернистским мировоззрением и технологическими новациями в информационной деятельности. Этому вопросу посвящены исследования, среди которых в первую очередь следует выделить работу Ж.-Ф. Лиотара – "Состояние постмодерна" (1979 г.), в которой впервые было заявлено о вступлении культуры развитых стран в постмодерную эпоху, и связано это событие было со становлением постиндустриального или информационного общества. Проблема оценки роли и места информационных технологий в современном обществе выносится в центр внимания и других представителей постмодернистской мысли, среди которых можно выделить Ж. Бодрийяра, Э. Сведенборга, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, У. Эко, А. Крокера и др.

Что касается отечественной философской литературы, то в последнее время в ней прослеживается огромный интерес к постмодернизму, что подтверждают публикации И.П. Ильина, Л. Тираспольского, А.В. Гулыги, Л.К. Зыбайлова, В.А. Кутырева, И.В. Цуриной, В.А. Шапинского и др. Стоит, однако, отметить, что многие из отмеченных работ имеют лишь обзорный, ознакомительный характер, и в них не дается удовлетворительного теоретического анализа феномена постмодернизма.

Если же обратиться к философскому рассмотрению наиболее значимых современных информационных технологий, в частности, телевидения, рекламы, глобальной сети Интернет, то сложившуюся ситуацию также нельзя считать удовлетворительной. Из имеющихся работ наиболее близки к излагаемому пониманию проблемы статьи М.М. Кузнецова и В.М. Розина, в которых авторы в ходе разработки проблем, связанных с технологиями виртуальной реальности, активно применяют категории постмодернистской мысли. В целом, исследования, в которых бы детально и комплексно прослеживалась взаимосвязь постмодернистского мировоззрения и технологий информационного общества в отечественной философии практически отсутствуют.

Отметим, что в сегодняшнем мира невозможно зачастую отделить информационные технологии от других наук. В культурологии такой феномен называется интетекстуальностью, когда автор одного текста использует скрытые аллюзии, цитаты, реминисценции других всемирно известных произведений, как литературных, так и изобразительных. Такой же феномен наблюдается и во взаимозависимости и взаимодополняемости дисциплин (например, достижения компьютерной техники широко используются в медицине, физике, химии, биологии и других науках). Такая же взаимодополняемость наблюдается и в отношениях информационных технологий и литературоведения, информационных технологий и культурологии. Задача данной работы – рассмотреть сферы взаимодействия ИТ и литературоведения, ИТ и культурологии на современном этапе.


ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Р. Инглегарт замечает, что в «Соединенных Штатах, Канаде и Западной Европе значительная часть работников трудится сегодня вне фабричных стен. Большинство людей уже не живет в механистической среде, а проводит большинство своего производственного времени в общении в людьми и символами. Усилия человека все меньше оказываются сегодня сосредоточенными на производстве материальных товаров, вместо этого акцент делается на коммуникации и на обработке информации».

Понимание информации начинается с определения что такое информация. Английские книгопечатники под этим термином подразумевали содержимое формы - матрицы. In form, буквально - то, что «в форме». Информация - это нечто, содержащееся в форме. Книга - это не информация. Это предмет, вещь со своими качествами. А уже то, что содержит книга, непосредственно является информацией. Точно так же и любой объект окружающего мира имеет информационное проявление. Каждый из нас может посмотреть на стул и увидеть деревянное / железное приспособление на четырех ножках. Однако для нас стул несет определенную информацию – как его использовать, для чего он может служить (как предмет интерьера, как приспособление для сидения, как нечто, что может помочь дотянуться до высоко расположенных редметов). Таким образом, любой предмет несет в себе определенные коды, определенную информацию, доступную каждому носителю той или иной культуры (понятно, что представители многих африканских племен не сразу догадаются, что такое стул, как с ним обращаться, ля чего он предназначен).

Трудно вообразить себе информацию, как нечто реально существующее в пространстве, как нечто, что можно ощутить путем с помощью органов чувств… Но если попытаться рассмотреть ее через пространственно-временные критерии, то можно с легкостью убедиться в том, что информация существует, но, аналогично вакууму, не обладает пространственными параметрами. В пространстве можно обнаружить все, что угодно, но только не информацию. Затвердевшую глину, несущую в себе память о клинописи, бумагу, дискету и т.д. Но самой информации в пространстве вы не найдете.


2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (ВЗГЛЯД КУЛЬТУРОЛОГА)

Современный виртуальный способ существования культуры — это то качественно новое ее состояние, которое характеризует информационное общество. Термин «виртуальный», если считать его происхождение от латинского слова virtualis, переводится как «возможный». Английское слово virtual переводится как «фактический». Некоторое несоответствие в переводах отражает многоплановость свойств «виртуального». [7]

Именно поэтому сегодня приходится все чаще и чаще говорить об информационном обществе – обществе, которое во главу ставит информацию. Власть принадлежит тем, кто владеет знаниями, определенной информацией. Недаром СМИ сегодня называют четвертой властью. Все это стало возможным благодаря интенсивному развитию информационных технологий. Трудно найти человека, который бы не знал, что такое компьютер и Интернет.

Мировая паутина целиком захватывает нашу жизнь: от Интернет-магзинов до виртуальных библиотек и виртуального способа общения. Все это вызывает неоднозначное отношение со стороны общества. С одной стороны, например, достаточно много времени экономится при поиске литературы в Интернет-ресурсах. Однако, очень часто мы сталкиваемся с качеством той литературы, которая выложена в просторах мировой паутины: это и невычитанные тексты, и частые опечатки, сбои в тексте, а то и попросту некое фрагментарное изложение, выдаваемое за целостное. И во главе всего этого стоит вопрос о том, что очень скоро люди перестанут читать настоящие книги, предпочитая роману его экранизацию или аудио-версию, что опять же экономит время, хоть и не дает истинного представления о том или ином произведении.

Кроме этого отметим, что современный человек не представляет своего существования (более-менее комфортного) без определенного набора технических приспособлений. Для каждого он свой, но для каждого одинаково необходим. Например, в «джентльменский набор» студента входят мобильный телефон, компьютер / ноутбук с подключением к Интернету, принтер, сканер, ксерокс. Без всего этого оснащения процесс обучения и коммуникации значительно усложняется. Сегодня вообще сложно представить человека от самого младшего возраста до самого старшего, у которого бы не было мобильного телефона.

Таким образом, можно сделать вывод, что техника все больше укрепляется в жизни каждого. Однако, не смотря на то, что информационные сети и технологии упростили работу, сделали доступными огромные объемы информации, но они же превратили многих из нас в зависимых от сетей пользователей. Человек, оставленный без привычных приспособлений, дополняющих его возможности, может и выглядеть, и являться беспомощным и дезорганизованным. Постепенно техника начинает подменять собой внешний мир, для освоения которого предназначалась ранее. Вполне обоснованно можно говорить сегодня о существовании виртуальной реальности, виртуального мира, поддерживаемого миллионами пользователей глобальных сетей. Сложно уже отрицать, что мир этот оказывает значительное, ощутимое влияние на реальность.