Сближение духовного и материального на почве информационного элемента культуры иллюстрируется тоффлеровской “блип”-культурой. В самом деле, она не является в полном смысле культурой, а служит исключительно средство передачи и приема какой-либо информации, традиционно относимой к сфере культуры. Так, двадцатистраничный пересказ романа Толстого “Война и мир” будет “блип”-информационной выжимкой этого романа. Очевидно, что человек, стремящийся к истинной культуре, вовсе не удовольствуется кратким пересказом сюжета, а постарается получить эмоциональное удовлетворение, прочитав роман целиком с тем, чтобы насладиться красотами авторского стиля и точностью прописи характеров.[5]
Это та реальность, в которой мы живем. Получение нужной информации в нужный момент при изобилии таковой может стать большой проблемой. По-этому мы всё больше и больше внимания уделяем способу хранения информации, ее сохранности, доступности.
Революционизирующее влияние Интернета на мир компьютеров и коммуникаций не имеет исторических аналогов. Изобретение телеграфа, телефона, радио и компьютера подготовило почву для происходящей ныне беспрецедентной интеграции. Интернет одновременно является и средством общемирового вещания, и механизмом распространения информации, и средой для сотрудничества и общения людей, охватывающей весь земной шар.
Интернет представляет собой один из наиболее успешных примеров того, какую пользу могут принести долгосрочные вложения, поддержка исследований и разработки информационной инфраструктуры. Начиная с ранних исследований в области пакетной коммутации, американское правительство, промышленность и академическая наука оставались партнерами в развитии и развертывании этой новой изумительной технологии. В наши дни словосочетания вроде "berners-lee@hotmail.com" и "www.w3c.org" легко слетают с языка первого встречного.
История вращается вокруг четырех различных аспектов.
На первое место следует поставить технологическую эволюцию, которая началась с ранних исследований по пакетной коммутации. Современные исследования продолжают расширять инфраструктурные горизонты сразу по нескольким направлениям, включая масштабирование, повышение эффективности и высокоуровневую функциональность.
Вторым аспектом является эксплуатация и управление глобальной, сложной инфраструктурой.
Третьим можно назвать социальный аспект, приведший к образованию широкого сообщества "интернетчиков", совместно работающих над созданием и развитием технологии.
Наконец, присутствует и аспект коммерциализации, проявляющийся в чрезвычайно эффективном превращении результатов исследований в повсеместно развернутую, широко доступную информационную инфраструктуру, каковой в наши дни является Интернет.
Мы рассмотрим только социальный аспект и аспект коммерциализации.
Общение. Написать письмо и или отправить телеграмму теперь стало намного дешевле. Это в-первую очередь упростило переписку между различными фирмами. Потом и между обычными людьми. Письма стали доставляться быстрее за считанные минуты в любую точку земного шара, где было подключение к глобальной сети. Теперь Интернет начинает наступление и на операторов телефонных сетей. С помощью широкополосного подключения и соответствующих программ можно общаться в реальном времени как по телефону, задержка данных составляет не более секунды.
Цифровые данные. Появились компактные носители визуальной и звуковой информации. Данные хранящиеся на подобных носителях стали более доступнее, их можно было быстрее найти, обработать и с помощью Интернета передать.
Контекстная реклама. Поскольку всё больше людей начинает обмениваться информацией в Интернете, и все больше передавать данных, то появилась возможность идентифицировать человека по его поведению в сети, т.е. персонализировать. В зависимости от той информации, что он просматривает, предоставляют ему рекламу товаров, которые могут заинтересовать пользователя.
Обучение. Через Интернет стало реально проводить лекции (конференции) с той лишь разницей, что пользователь сети видит преподавателя не вживую, а на экране монитора.
Удаленная работа. Стало возможным работать через Интернет, когда работодатель отсылает задание на электронный почтовый ящик, результаты работы тоже получает электронным письмом.
В связи с очевидной выгодой использования Интернета повсемесно в различных областях деятельности человека, компьютерная грамотность стала необходимой, такой же как умение читать и писать.
Также увеличился объем потребляемой информации. Приобрела популярность лаконичность, т.е. “блип”-информационные выжимки какой-либо проблемы. Человек начинает ориентироваться в новом для себя измерении виртуального пространства. Благодаря развитию средств коммуникации, передачи, обработки и хранения информации, общество, действительно, вышло на качественно новый уровень, а именно: имеющаяся в распоряжении человечества информация становится доступной практически в неограниченном объеме почти для всех. Грубо говоря, любой, кто хочет что-то узнать, имеет возможность это узнать – если это известно хотя бы небольшой группе людей в мире. Сюда входит, кроме научной, деловой и рекламной информации (в т.ч. PR-информации), информация практически любой направленности, вплоть до сугубо личной. Объемы информации замедляют поиск чего-то конкретного, но легко позволяют получить кроме искомого еще и "левый" материал, зачастую довольно неожиданный. Выйдя из информационного "полувакуума", мы попали в мир избыточной информации, которая не может не оказывать на нас влияния.
Грубый пример: ребенок может, отыскивая по заданию учителя материалы о вреде курения найти материалы и прямо противоположной направленности. Всевозможные фильтры поисковых систем, различные контролирующие организации положения не спасут: играть словами и понятиями, изобретать иносказания и творить сленг ни наших детей, ни нас самих учить не надо.[6]
Политическая этика и структура такого феномена современной жизни как Интернет, несомненно, либеральны. Интернет, по сути, проясняет дефекты либерализма. Этот факт, по сути, рождает альтернативные точки зрения, критикующие убогость доктрины либерализма. Отсюда, можно вывести следующую максиму: критикуя либерализм - критикуешь Интернет. Тому, в чем же проявляется несостоятельность, а возможно и ошибочность либерализма, а в случае с Интернетом – гиперлиберализма, и посвящен данный параграф.
Либерализм, будучи этикой максимизации взаимодействия, породил ряд структур, включая свободный рынок. Интернет, будучи "рынком идей", отчетливо проявляет черты либеральных структур и их усиливает. Тем не менее, он подвержен действию лингвистических и культурных барьеров, а не создает глобального сообщества. На более глубоком уровне либеральные структуры контр-инновативны, а структура Интернет, в действительности, демонстрирует технологический консерватизм. Интернет - понятие скорее политическое и этическое, нежели технологическое. Интернет, таким образом, угрожает навязать себя миру. Скептики полагают, что Интернет может стать «информационной черной дырой» в обществе, из-за отсутствия цензуры, простотой использования, равными возможностями, безответственность за размещение информации может привести к краху мира в целом.
Разговор сейчас о Всемирной Паутине как отдаленном, но все-таки прообразе... телепатии.
Тоже самое можно сказать и мобильной связи. Теперь мы не привязаны к телефонному аппарату находящемуся в помещении, ни даже в машине. Телефон у нас есть всегда. В любой момент мы можем связаться с нужным нам человеком, и быстрее принять решение.
Мир стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений. Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, в десятки и сотни раз возрастает его производительность. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Микроэлектронная революция увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга.
Первая волна перемен, вызванная 10 тыс. лет назад внедрением сельского хозяйства в корне изменила цивилизацию. По сути цивилизация, как мы ее понимаем, возникла именно в этот период. Следующая, потрясающая Вторая волна перемен, связанна с промышленной революцией. Примерно триста лет назад произошли революционные перемены, по своей стремительности напоминающие взрыв, ударные волны от которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Высвобожденная Второй волной гигантская сила, распространившаяся по миру, - пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов.
К середине XX в. силы Первой волны были разбиты, и на земле воцарилась "индустриальная цивилизация". Однако всевластие ее было недолгим, ибо чуть ли не одновременно с ее победой на мир начала накатываться новая - третья по счету - "волна", несущая с собой новые институты, отношения, ценности.
Мы - дети последующей трансформации - Третьей волны. Тоффлер отмечает, что примерно с середины 50-х годов ХХ века промышленное производство стало приобретать новые черты. Во множестве областей технологии возросло разнообразие типов техники, образцов товаров, видов услуг. Все большее дробление получает специализация труда. Расширяются организационные формы управления. Возрастает объем публикаций. По мнению Тоффлера, все это привело к чрезвычайной дробности показателей, что и обусловило появление информатики.