МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина Теория государства и права
по теме: «Нормы права»
Подготовил:
Слушатель 454 группы
Зайцев А.А.
Белгород
2008 г.
План
Структура норм права.
Классификация норм права.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения норм права в статьях нормативного акта.
Заключение
Литература
Основная литература
Конституция Российской Федерации. – М., 1994.
Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко.- М., 1998. Т.2. Гл., Х.
Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1999. Гл. 19.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.,2000. Лекции 13.
Дополнительная литература
Алиуллов Р.Р. Правовые нормы в механизме государственного управления // Социально-гуманитарные знания. – 2004.- №6.
Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. 2001. № 3.
Жинкин С.А. Некоторые аспекты понятия эффективности и норм права // Правоведение. 2004. № 1.
Жинкин С.А. Некоторые проблемы видов эффективности норм права // Журнал Российского права 2004. №2.
Комарова Т.Л., Чугунов Ю.О. Норма права и основания возникновения правоотношения // Юридическая мысль. 2003. №6.
Кузнецова О.А. Пороки правовой нормы: « диагностика» и предупреждение // Журнал Российского права 2005. №5.
Михайловский И.В. Учение о юридической норме // Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. - М.. 1998.
Пугинский Б.И. О норме права // Вестник МУ. Серия 11. Право. 1999. № 7.
Щеколаева Т.А. Юридические коллизии и коллизионные нормы: понятие, виды // Правоведение. 2003. № 6.
ВВЕДЕНИЕ
Нормы права являются одной из важнейших категорий. В частности, некоторые правовые школы (позитивизм, нормативизм и др.) рассматривают право как совокупность этих норм, другие же теории (социологическая, естественно-правовая и др.) хотя не отождествляют правовые нормы с правом, но считают, что в этих нормах право объективируется, получает свое внешнее выражение.
Правовые нормы представляют собой начальные элементы «кирпичики» всего правового здания. Вы уже знаете, что из норм права складываются правовые институты, отрасли права и система права в целом. В нормах права закрепляется воля народа, возведенная в закон, в них содержатся государственные установления (предписания)общего характера. Правовые нормы являются правилами, образцами, эталонами, масштабами поведения (деятельности) людей и составляют содержание права. Они получают внешнее выражение в статьях нормативных правовых актов.
1. Понятие норм права, их родовые и видовые признаки.
Правовая норма (норма права) - одно из основополагающих понятий правовой науки. Интерес к познанию этого социального явления появился уже давно, в рамках отечественного нормативизма[2]. Сохранился он и после появления в 50-х годах идей "широкого" правопонимания, поскольку его сторонники рассматривали в качестве составных частей права не только правоотношения, но и правовые нормы[3].
Видимо под влиянием западного нормативизма некоторые авторы стали включать в понятие нормы права и "индивидуальные (или конкретные) правовые нормы", "персонифицированные нормы", которые формулируют правило поведения для отдельного лица, т.е. являются предписаниями правоприменительных актов[4]. В дальнейшем эти предложения поддержки не встретили. И в результате сложилось по сути единое (с небольшими различиями, которые будут рассмотрены далее) понятие нормы права (правовой нормы) как исходящего от государства и обеспеченного государственным принуждением общеобязательного правила поведения.[5]
Тем не менее, далеко не все проблемы разрешены, существует немало спорных вопросов, дискуссии по которым продолжаются.
Большинство авторов связывают понятие правовой нормы с государственным установлением, рассматривая ее в качестве первичного звена, "исходного элемента", "клеточки" права, в качестве мерила, масштаба, эталона поведения, регулятора социальных отношений. "Нормы права - это те "кирпичики", из которых складывается все здание права", - пишет А.Ф. Черданцев[6].
Следует отметить, что, несмотря на справедливость этих положений, рассмотрение правовой нормы как сущностного, центрального элемента системы права приводило к пониманию права большинством авторов как совокупности (системы) общеобязательных правил поведения, исходящих от государства, т.е. - к нормативному правопониманию.
Дискуссия, проведенная в конце 70-х годов,[7] выявила разнообразие мнений о понятии права и привела к появлению, помимо нормативного, ряда иных подходов к правопониманию: социологического, философского, генетического, психологического, аксиологического и, наконец, комплексного (интегративного).
Тем не менее, новые подходы к праву, по сути, мало отразились на понятии нормы права, которая подавляющим большинством авторов рассматривается именно как правило (модель, образец) поведения, исходящее от государства и им охраняемое. При этом, практически все авторы не разделяют понятий "норма права" и "правовая норма", рассматривая их как идентичные.
Рассмотрим формулировки основного родового признака, которые используются большинством авторов при определении нормы права.
1. Норма права - правило поведения. Данный признак относится к родовым: социальные нормы, видом которых являются правовые, определяются как "средства социальной регуляции поведения", "общие правила, регулирующие поведение людей в обществе".
Указание на то, что норма права - правило поведения содержится в подавляющем большинстве определений. Это связано и с тем, что латинское слово "норма" чаще всего переводится как "правило" (реже "образец"). Действительно, большинство правовых норм формулируются как правила поведения определенных (или всех без исключения) субъектов. Однако отнюдь не все виды правовых норм могут рассматриваться как прямые правила поведения. В качестве примера можно указать на ст.1п.1Конституции РФ: "Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Это - декларативная норма, которая ложится в основу правотворчества и, таким образом, связана с другими нормами, которые представляют собой непосредственные правила поведения. Но сама она таким правилом (правилом поведения), по сути, не является.
2. Соотношение нормы права и правоотношения более четко отражает другой признак нормы - то, что они регулируют общественные отношения, воздействуют на них.
Этот признак представляется несомненным: он характеризует все правовые нормы, независимо от источника и характера правовой системы. При этом большинство норм (в частности все нормы-предписания) действительно прямо, непосредственно регулирует общественные отношения, а прочие осуществляют такое регулирование или воздействие опосредован-
но, косвенно - через другие нормы. Например, нормы-определения действуют на общественные отношения не прямо, а в сочетании с нормами предписаниями при их реализации.
3. В ряде определений авторы (С.С. Алексеев, О.Э. Лейст,
А.С. Пиголкин и др.) указывают на "общий" характер правовых норм.
Этот признак безусловно типичен, причем не только для правовых, но и для всех социальных норм, ведь он вытекает из смысла самого понятия "норма". Любое правило поведения не может не быть "общим", в отличие от команды, приказа, которые носят индивидуальный характер. Видимо поэтому в большинстве определений этот признак не указывается: он поглощается термином "правило поведения" и признается излишним.
Следующие признаки правовых норм носят видовой характер, именно они отличают нормы права от других социальных норм.
4. В значительной части определений отмечается то,
что нормы права устанавливаются или санкционируются государством, либо "исходят от государства". Наряду с этим употребляются и иная терминология: "связанное с государственной властью правило", "признаваемое государством" и т.п.
Оба эти варианта представляются менее удачными: ведь государство "признает" не только правовые, но и иные социальные нормы, если они не противоречат нормам права. При этом в некоторых случаях такие нормы получают и прямое признание государства (например, признание некоторых обычаев правовыми).
В свете изложенного наиболее удачным представляется формулировка С.С. Алексеева: "правила, содержащиеся в признаваемых государством источниках".[8] Действительно, государство признает не отдельные нормы, а те источники, в которых они содержатся, причем в различных странах признаются разные источники, что и определяет, становится ли нормой права соответствующее правило поведения (или иное установление).
5. Вторая сторона связи правовых норм с государством заключается в том, что, правовые нормы "охраняются государством", "обеспечиваются государством" и т.п. При этом, как правило, подчеркивается и возможность государственного принуждения как средства охраны этих норм от нарушения.[9]
Этот признак представляется весьма важным, это объясняется видимо тем, что он "поглощается" признаком "общеобязательности" норм права, и те авторы, которые не отмечают государственной обеспеченности норм права (В.К. Бабаев, Р.З. Лившиц, В.К. Самигуллин, В.И. Гойман-Червонюк и др.), практически всегда отмечают их общеобязательность. И наоборот, те, которые не выделили общеобязательность, указывают на их обеспеченность государством.