В соответствии с указанными критериями, можно определить, что понятие безопасности, даваемое Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соответствует абсолютной безопасности, тогда как Федеральный закон «Об основах охраны труда» имеет в виду безопасность относительную. Последнему виду безопасности соответствует понятие благоприятных условий в смысле ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которое, не смотря на предполагаемое отсутствие вредного воздействия на организм человека, тем не менее допускает возможность нарушения его функций.
Как следует из изложенного, понятие безопасности тесно связано с различного рода состояниями среды жизнедеятельности человека, а именно – с наличием или отсутствием опасных и вредных факторов такой среды.
Определение таких факторов применительно к производственной сфере жизнедеятельности дает трудовое законодательство. Так, ст. 1 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» под вредным производственным фактором понимает такой производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Под опасным производственным фактом – такой производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. Очевидно, что критерием такого разделения служат негативные для здоровья последствия воздействия на организм работника неблагоприятных производственных факторов.
Представляется, что данный критерий можно использовать и для определения безопасных условий жизнедеятельности военнослужащих при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.
В связи с изложенным, можно заключить, что объектом права военнослужащих на охрану здоровья являются безопасные (благоприятные) условия военной службы и быта, при которых воздействие на военнослужащих вредных или опасных факторов военной службы исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
В связи с изложенным, необходимо обратить внимание на то, что сама конструкция нормы п. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» нельзя признать удовлетворительной, отвечающей требованиям, обычно предъявляемым к законодательному регулированию прав граждан.
В данной норме законодатель не указывает прямо на принадлежность военнослужащим права на охрану здоровья и не раскрывает его содержание. В ней лишь определяются основные направления деятельности командиров по «обеспечению охраны здоровья военнослужащих». При этом необходимо учесть, что под охраной здоровья в самом общем виде, в соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» понимается совокупность мер самого различного характера, направленная на сохранение и укрепление здоровья человека, т.е. охрана здоровья сама по себе представляет собой деятельность.
Норма п. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих, говоря о направлениях обеспечения охраны здоровья военнослужащих командирами, тем самым определяет, что такая деятельность воинских должностных лиц является только предпосылкой к осуществлению в дальнейшем охраны здоровья военнослужащих. Представляется, что в данном случае законодатель совершил ошибку, заключающуюся в том, что понятие права на охрану здоровья им воспринято в буквальном смысле. Иначе говоря, охрана здоровья военнослужащих им представлена в качестве того интереса, с удовлетворением которого всегда связано то или иное субъективное право.[56]
На основании изложенного, можно заключить, что интересом военнослужащих, в данном случае будет являться потребность в деятельность должностных лиц органов военного управления, из чего следует, что чем больше органом военного управления привлекается сил, средств и времени для такой деятельности, тем более реализовано право военнослужащих на охрану здоровья, и наоборот.
Между тем, очевидно, что деятельность органов военного управления по созданию благоприятных условий военной службы и быта, осуществление ими системы мер по ограничению опасных факторов военной службы является лишь средством для ограждения жизни и здоровья военнослужащих от опасностей военной службы. Необходимо согласиться с В.М. Макаренко, указывавшего, что под безопасностью военнослужащего необходимо понимать состояние защищенности его интересов, выражающееся в отсутствии возможностей наступления вредных для него обстоятельств.[57]
Представляется, что интересом, удовлетворение которого предусматривается признанием права военнослужащих на охрану здоровья, являются условия военной службы, при которых отсутствуют реальные возможности заболевания, травмирования или гибели военнослужащих вследствие воздействия на их организм опасных (вредных) факторов военной службы. Именно удовлетворение данного интереса является целью, определяющей смысл и содержание деятельности органов военного управления по осуществлению рассматриваемого права военнослужащих.
Таким образом, понятие права военнослужащих на охрану здоровья не подлежит буквальному толкованию, так как охрана здоровья военнослужащих, осуществляемая органами военного управления не является самоцелью, а направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья военнослужащих, которая и является интересом, потребностью военнослужащих, подлежащими удовлетворению.
На основе сказанного автор считает целесообразным изложить абз. 1 п.1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в следующей редакции:
«1. Право на охрану здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы обеспечивается созданием благоприятных (безопасных) условий военной службы (условий прохождения военных сборов) и быта, при которых воздействие на военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) вредных или опасных факторов военной службы исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
Охрана здоровья военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) осуществляется системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти».
Следующим существенным признаком субъективных прав граждан являются конкретные правомочия, предоставляемые правоуполномоченному субъекту, которые можно представить, как юридически возможное поведение, осуществляемое в целях удовлетворения его законных интересов.
Применительно к праву военнослужащих на охрану здоровья, представляется необходимым определить совокупность их конкретных правомочий, охватываемых данным понятием.
Норма п. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не раскрывает этот вопрос, оставляя его иным нормативно-правовым актам Российской Федерации. Учитывая отсутствие перечня прав военнослужащих в сфере охраны здоровья, представляется необходимым провести общий анализ всего комплекса военного законодательства на предмет выявления конкретных правомочий, которые можно отнести к праву военнослужащих на охрану здоровья в рассматриваемой концепции.
Учитывая схожесть предмета правоотношений, складывающихся по поводу охраны здоровья военнослужащих и охраны труда работников, критерием такого анализа представляется наиболее целесообразным выбрать структуру прав граждан в области охраны труда, закрепленную ст. 8 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации». В указанную структуру включаются права на:
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников за счет средств работодателя;
- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;
- обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
- личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;