- внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;
- компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
Ч. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определяет, что на командиров возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовке, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.
Ч. 2 ст. 77 Устава внутренней службы ВС РФ устанавливает обязанность командиров лично убедиться перед началом работ, занятий, работ или других мероприятий служебной деятельности, что для этого созданы и обеспечены безопасные условия.
Конкретные условия обеспечения безопасности исполнения военнослужащими обязанностей военной службы содержатся в различных санитарных, гигиенических, и технических нормативных актах, действующих в Вооруженных Силах РФ.
Указанная категория нормативных правовых актов содержит в себе и требования безопасности места выполнения военнослужащими мероприятий служебной деятельности. Например, Санитарными правилами и нормами «Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)»[58] определяют предельно допустимые уровни воздействия на организм человека ЭМИ РЧ, инженерно-технические мероприятия по защите от такого воздействия, включающие рациональное размещение оборудования; использование средств, ограничивающие поступление электромагнитной энергии на рабочие места персонала и др. Эти требования, в соответствии с п/п. «г)» п. 1 приказа Министра обороны РФ от 30 апреля 1997 г., действуют в отношении всего личного состава Вооруженных Сил РФ, в том числе, и в отношении военнослужащих.
Таким образом, военное право содержит в себе нормы, направленные на обеспечение потребности военнослужащих в безопасности мест их служебной деятельности.
Ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает право военнослужащих на вещевое обеспечение, в соответствии с которым, военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы.
П. 2 Положения «О вещевом обеспечении военнослужащих»[59] вещевое имущество разделяет на две категории: имущество личного пользования и инвентарное имущество.
К инвентарному вещевому имуществу п. 34 Положения относит, в частности, специальную одежду, теплые вещи, летно-техническую одежду, выдаваемые военнослужащим на время, в зависимости от конкретных условий военной службы.
Теплое имущество, в соответствии с п. 39 Положения, выдается военнослужащим в зависимости от климатических условий местности, которые разделены на местности с особо холодным, холодным и умеренным климатом, в порядке, устанавливаемом командиром воинской части. Нормами снабжения предусмотрено обеспечение военнослужащих специальной одеждой, обувью, иными средствами при выполнении ими обязанностей в различных вредных и опасных условиях: при обслуживании вооружения, военной и автомобильной техники (норма № 16[60]); ракетной техники (норма № 25[61]); при работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений (норма № 42[62]); при выполнении разных специальных работ (норма № 39[63]). Указанные средства предназначены для защиты военнослужащих от таких неблагоприятных факторов, как воздействие химических веществ, электрического тока, загрязнения и т.п.
Таким образом, необходимо констатировать наличие у военнослужащих права на обеспечение дополнительными видами вещевого имущества, которое предназначено для защиты здоровья военнослужащих от вредных и опасных факторов военной службы.
П. 1 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указывает, что продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством Обороны Российской Федерации. Ст. 111 Положения «О продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время», введенного в действие приказом Министра обороны от 22 июля 2000 г. № 400 предусмотрено обеспечение бесплатным лечебно-профилактическим питанием военнослужащих, занятых на работах с особо вредными условиями труда.
Кроме того, Положением предусматривается обеспечение военнослужащих продуктами, дополнительными к основному пайку. Дополнительные к основным нормы продовольственных пайков продукты призваны более гибко отражать повышенные потребности военнослужащих в большем объеме или лучших качествах продовольствия, обусловленные более тяжелыми или вредными условиями прохождения военной службы. Такими нормами предусматривается как выдача дополнительных к основным продуктов, так и замена части продуктов основного пайка другими, более соответствующими конкретным условиям военной службы.
Обеспечению сохранения здоровья военнослужащих способствует не только правомерное поведение других лиц, но и их собственное безопасное поведение. Ряд ученых-юристов рассматривают безопасное поведение граждан в качестве одного из компонентов обеспечения права на охрану здоровья.[64] Человек всегда охраняет свое здоровье, которое, по мысли Гегеля, является условием «исполнения назначения человека».[65]
Между тем, основой всякой деятельности человека является мышление, которое, в свою очередь, опирается на информацию об окружающей его среде. Сохранение здоровья военнослужащих, таким образом, становится не возможным без получения ими достоверной, своевременной информации о факторах, влияющих на его организм и формировании, в соответствии с имеющейся у него информацией, собственного безопасного поведения.
Особую значимость такой информации подчеркивает то обстоятельство, что Конституция РФ, провозгласив в п. 4 ст. 29 право каждого свободно искать, производить и распространять информацию, дополнительно еще дважды (в п. 3 ст. 41 и ст. 42) закрепила право на информацию, значимую для сохранения здоровья, при чем в п. 3 ст. 41 – даже в форме угрозы возможной ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья людей.
Вопросы реализации данного права граждан регулируются в более чем 15 федеральных законах, в числе которых: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»,[66] Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 54 «О государственной тайне»,[67] Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,[68] Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» и др.
В соответствии с указанными актами, право на информацию о факторах, влияющих на здоровье не может быть ограничено, так как сведения, содержащие такую информацию, не подлежат засекречиванию (ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне»), а иных ограничений данного права федеральными законами не предусмотрено.
Рассматриваемое право предусмотрено также и в качестве неотделимого компонента статуса военнослужащих в п. 1 ст. 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Однако, оно закреплено в виде общего права военнослужащих на доступ к получению и распространению информации. Специфика реализации права на информацию о факторах, влияющих на здоровье в условиях прохождения военной службы в данном Законе не рассматривается.
В настоящее время правовая регламентация данного вида обеспечения безопасности военной службы осуществляется нормами Устава внутренней службы ВС РФ, Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ[69], а также рядом приказов и директив Министра обороны РФ, нормативными актами Начальника Генерального Штаба ВС РФ.
Данное направление обеспечения безопасности военной службы обеспечивается предоставлению военнослужащим информации об указанных обстоятельствах, а также обучению военнослужащих как формы доведения до них такой информации с одновременным формированием у них навыков ее использования в практической деятельности.
Так, ст. 77 УВС в число общих обязанностей командиров по обеспечению безопасности военной службы относит, в частности, доведение требований безопасности, контроль за их усвоением военнослужащими, достаточностью их практических навыков в выполнении этих требований.
Конкретные вопросы доведения до военнослужащих информации о факторах, влияющих на их здоровье, касающиеся форм, содержания такой деятельности, периодичности ее осуществления регламентируются Инструкцией по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил),[70] а отдельные вопросы – также УГиКС (применительно к подготовке личного состава караула), Руководством по подготовке водителей и допуску их к управлению транспортными средствами в Вооруженных Силах Российской Федерации,[71] Системой экологического обучения и воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации[72] и другими нормативными актами Министерства обороны.
Таким образом, право военнослужащих на информацию о факторах, влияющих на здоровье и на обучение безопасным методам исполнения обязанностей военной службы, не имея конкретного закрепления в специальном федеральном законе, тем не менее обеспечивается в практической деятельности Вооруженных Сил. Более того, в соответствии с п.3 Инструкции: подготовка военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности, является неотъемлемой частью профессиональной подготовки личного состава, целью которой является обеспечение такого уровня профессиональной подготовки личного состава, который бы позволял ему в процессе исполнения обязанностей исключить (уменьшить) негативное воздействие опасных и вредных факторов военной службы и на этой основе безопасно выполнить поставленные задачи, предупредить увечья (ранения, травмы, контузии) и иные несчастные случаи.