В соответствии с п. 3 Положения «О санитарно-эпидемиологическом нормировании»,[91] в Российской Федерации устанавливаются единые санитарные правила, устанавливающие требования к застройке населенных пунктов, различного рода продукции и товаров, потенциально опасным для человека веществам, водным объектам, питьевой воде, атмосферному воздуху и воздуху в жилых и иных помещениях, почвам, условиям труда (воспитания, обучения), а также к порядку проведения санитарно-эпидемиологических, гигиенических мероприятий. Выполнение указанных правил ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возложено на всех граждан и юридических лиц, вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности последних, а, следовательно, и на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Указанные ранее критерии качества среды жизнедеятельности дополняются, в сфере охраны природы, нормативными актами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, которым, в соответствии с абз. 1 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 718 «О должностных лицах Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль»[92], является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей природной среды. Кроме того, указанные критерии устанавливаются также и другими федеральными органами исполнительной власти, выполняющие функции экологического контроля по отношению к отдельным природным объектам (Госкомрыболовство, Рослесхоз).
В соответствии со ст. 55 Закона РСФСР «Об охране природы», экологические требования, предъявляемые к размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, к дислокации войск и военной техники.
Применительно к различным сооружениям и техническим объектам критерии безопасности устанавливаются строительными нормами и правилами, государственными стандартами, и другими нормативными правовыми актам федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять правовое регулирование обеспечения безопасности по специальным направлениям: в области строительства, производственной безопасности, электробезопасности, и т.п. (например: Госстрой России, Госгортехнадзор России, Госэнергонадзор РФ). Данные правовые нормы действуют на всей территории Российской Федерации и подлежат соблюдению всеми гражданами и юридическими лицами.
Помимо указанных федеральных органов исполнительной власти, правовое регулирование с установлением критериев качества среды жизнедеятельности граждан могут устанавливать так же и высшие органы законодательной власти. Так, основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения установлены ст. 9 Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».[93]
Применительно к специфике военного дела правовое регулирование качества среды жизнедеятельности военнослужащих содержится в нормативных правовых актах Президента Российской Федерации. Так, Уставом внутренней службы ВС РФ установлены допустимые нормы размещения военнослужащих в казарменных помещениях (ст. ст. 159-164, 174-176, 184, 188, 190, 194, 195, 199, 200), в населенных пунктах (ст. ст. 203-212), полигонах (лагерях) (ст. ст. 393-400), мероприятия по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих (ст. ст. 326-357). Правила, содержащиеся в указанных нормах, направлены на обеспечение благоприятных бытовых условий военнослужащих, а также на соблюдение военнослужащими правил личной и общественной гигиены.
Министерству обороны Российской Федерации, в соответствии с п. 11 Положения о нем, предоставлено право осуществлять правовое регулирование деятельностью Вооруженных Сил, в том числе и устанавливать дополнительные нормы, содержащие критерии качества среды профессиональной жизнедеятельности военнослужащих, с учетом специфики военного дела, не противоречащие федеральным нормам правилам.
Разработка данных норм возлагается на органы военного управления, осуществляющим специализированный надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации. Так, разработка требований к техническому состоянию, порядку эксплуатации и хранения электроустановок, по которым генеральным заказчиком выступают Управление начальника инженерных войск МО РФ, виды Вооруженных Сил, рода войск, главные и центральные управления МО РФ, в соответствии с п. 4 Положения «О энергонадзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации»,[94] возлагается на органы энергонадзора ВС РФ. Разработка нормативных актов по вопросам обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации возложена на Управление экологии и специальных средств защиты Министерства обороны Российской Федерации.[95]
В соответствии со ст. 157 УВС ВС РФ, выполнение правил эксплуатации (использования) вооружения, военной техники и других материальных средств, является неотъемлемым компонентом обеспечения внутреннего порядка в воинской части. Указанные правила содержатся в инструкции или руководстве по эксплуатации, либо техническом описании, паспорте того или иного технического объекта. Данные правила утверждаются органом военного управления, являющегося генеральным заказчиком указанной военной техники.
Другой большой категорией нормативных актов, регулирующих вопросы безопасности граждан являются государственные нормативные требования охраны труда (далее – требования охраны труда), в которых устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Данные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Однако представляется, что применение этих правил, норм, нормативов к военнослужащим в настоящее время затруднено вследствие несовпадения терминологии.
Так, существует большое количество норм, регулирующих безопасные условия труда, организацию их рабочих мест и т.п. В военном праве понятия «труд», «рабочее место», «охрана труда» традиционно не идентифицируется с понятиями «военная служба», «место военной службы», «обеспечение безопасности военной службы». Поэтому, должностные лица органов военного управления формально не обязаны выполнять требования безопасности, разработанные для лиц гражданского персонала, в отношении военнослужащих, если на то нет прямого указания в военном законодательстве.
Распространение правил охраны труда в сфере охраны здоровья военнослужащих в большей мере применяется при регулировании выполнения военнослужащими работ с повышенной опасностью. В данной сфере в Вооруженных Силах принято Руководство РТБ-95[96], которым, в частности, определяется действие государственных нормативных актов по вопросам безопасности на объектах гостехнадзора применительно к конкретным правоотношениям, складывающимся в ВС РФ, а также субъектному составу участников этих правоотношений. При этом, если государственными нормативными актами не учитываются особенности военно-служебных правоотношений, РТБ-95 либо само осуществляет соответствующее регулирование, либо отсылает к другим нормам военного законодательства.
Таким образом, в области обеспечения охраны здоровья военнослужащих на объектах гостехнадзора, военное право адаптировало государственные требования безопасности, исключив при этом возможные пробелы в правовом регулировании.
П. 2 Положения «Об организации производства работ с повышенной опасностью в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации»[97] видам Вооруженных Сил Российской Федерации, Воздушно-десантным войскам, главным и центральным управлениям предоставляется право устанавливать Перечень действующих правил и стандартов по охране труда, применяемых в сфере производства постоянных работ с повышенной опасностью.
В иных сферах служебной деятельности военнослужащих, не связанной с производством работ с повышенной опасностью, нормы военного законодательства не вносят подобной ясности.
Сказанное в большей мере относится к случаям, когда военнослужащие выполняют работы, аналогичные тем, которые производятся в различных отраслях народного хозяйства. Так, Уставом внутренней службы ВС РФ предусмотрено выполнение военнослужащими ремонтно-строительных, хозяйственных работ. При этом на командиров возлагается право и обязанность определять меры безопасности по производству этих работ.
П.1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 1999 г. № 280 «О гибели военнослужащих в результате нарушений требований безопасности и дополнительных мерах по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы», предусматривает обязанность заместителей Министра обороны РФ, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующего Воздушно-десантными войсками, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны РФ разработать на основе анализа причин и обстоятельств гибели увечий личного состава, особенностей решаемых личным составом задач, специфики основных видов деятельности и ввести в действие Сборник типовых требований безопасности при организации основных видов повседневной деятельности войск (сил).