Установление фактическим основанием возникновения у работника права на обеспечение СИЗ момента назначения его на конкретную должность, в целом соответствует сущности трудовых правоотношений, в которых обязанности работника, как правило, носят исчерпывающий характер, устанавливаются заранее и не могут быть изменены или дополнены без согласия последнего.
Анализ военного законодательства показывает, что в отношении военнослужащих их круг обязанностей не всегда возможно определить заранее в исчерпывающем виде. Так, ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» под исполнением военнослужащим обязанностей военной службы понимается не только исполнение ими общих, должностных, специальных обязанностей, но, в частности, и выполнение любого приказа или распоряжения, отданного командиров (начальником), имеющее отношение к исполнению обязанностей военной службы (выполнение, например, различного рода хозяйственных работ, направленных на обеспечение жизнедеятельности воинской части). Боле того, военнослужащие, в соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», могут привлекаться также к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, занимаемая военнослужащим должность не всегда является исчерпывающим критерием для установления полного круга возлагаемых на них обязанностей, которые могут быть изменены или дополнены в связи с возникшей необходимостью решения стоящих перед органом военного управления задач. Следовательно, и необходимость в обеспечении военнослужащих средствами индивидуальной защиты не может быть в полной мере предусмотрена их должностными обязанностями.
Такое положение на практике иногда приводит к тому, что военнослужащие, фактически выполняющие работы во вредных или опасных условиях, не имеют права на обеспечение средствами индивидуальной защиты по той причине, что проведение таких работ не предусмотрено ни в одних должностных обязанностях как военнослужащих, так и лиц гражданского персонала.
Например, при осуществлении текущего ремонта казарменных помещений, мебели в целях экономии средств или по причине отсутствия надлежащего оборудования, в некоторых воинских частях (учреждениях) очистка загрязненных деревянных поверхностей иногда производится силами военнослужащих с использованием битого стекла. В результате производства таких работ военнослужащие получают травмы различной степени тяжести. В нормативных правовых актах о обеспечении военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС РФ специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты не содержится норм, предусматривающих указанный случай. Следовательно, у органов военного управления в этом случае не возникает юридической обязанности обеспечить военнослужащих средствами защиты.
В виду указанного, представляется, что дополнительной гарантией осуществления права военнослужащих на обеспечение средствами индивидуальной защиты будет установление такого фактического основания возникновения указанного права, как фактическое выполнение обязанностей военной службы во вредных (опасных) условиях. При этом, представляется перспективным такое формулирование указанной нормы, которое предусматривало бы не только описание конкретных работ (выполнения иных обязанностей военной службы), но и, в качестве альтернативы – описание различных факторов военной службы, негативно воздействующих на организм человека, с наличием которых связывается возникновение у военнослужащего указанного права.
В данном случае можно применить опыт правового регулирования данного круга правоотношений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, Общие правила охраны труда для предприятий и организаций г. Москвы[111] предусматривают обеспечение работников занятые на работах по очистке деталей или изделий от ржавчины, краски, грязи, защитными очками и в необходимых случаях респираторами (п. 11.22); работников, привлекаемых для производства работ на металлических поверхностях стоя на коленях, в лежачем или сидячем положении – специальные маты или наколенники из материала с низкой теплопроводностью (п. 11.20); работников, участвующих в работах, при выполнении которых выделяются вредные газы, пыль, искры или отлетают осколки, стружка и т.п. - противогазами, респираторами, очками, масками, шлемами, рукавицами и т.п. (п. 11.21).
Представляется, что в данном случае более целесообразным будет в качестве фактического основания возникновения у военнослужащего права на обеспечение СИЗ, наравне с возложением на них должностных и специальных обязанностей, признать и фактическое выполнение им обязанностей во вредных, опасных условиях или связанных с загрязнением. Такое основание универсально и позволяет определить наличие или отсутствие у военнослужащего указанного права во всех случаях исполнения им обязанностей военной службы.
Учитывая особую значимость данного права военнослужащих, автору представляется необходимым его законодательное закрепление также и виде отдельного субъективного права военнослужащих в сфере охраны здоровья, чем будет подчеркнута особое значение данного права среди иных прав военнослужащих в сфере государственного обеспечения.
Необходимо отметить, что сохранение здоровья военнослужащих зависит не только от предоставления им, в предусмотренных случаях, средств индивидуальной защиты, но и от сохранения функциональных свойств таких средств в процессе их использования. Неисправные, загрязненные средства индивидуальной защиты не способны в должной мере обеспечить такую защиту. Использование таких средств военнослужащими равносильно их отсутствию.
Сохранение (поддержание) функциональных свойств средств индивидуальной защиты обеспечивается их своевременная стирка, химическая чистка и ремонт.
Правовое регулирование организации ремонта, стирки и химической чистке средств индивидуальной защиты военнослужащих раскрывается в нескольких нормативных правовых актах: Федеральном законе «О статусе военнослужащих», Уставе внутренней службы ВС РФ, Положении «О вещевом обеспечении военнослужащих», Положении «О войсковом (корабельном) хозяйстве в Вооруженных Силах», Руководстве «О порядке применении норм снабжения вещевым имуществом военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
В соответствие с п. 3 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие обеспечиваются банно-прачечным обслуживанием по нормам, установленным Правительством РФ, в порядке, определяемом общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
П. 3 Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 605 «Об утверждении Положения о вещевом обеспечении военнослужащих» предоставляет право Министерству обороны РФ устанавливать нормы снабжения материалами для ремонта и стирки вещевого имущества (кроме мыла).
В соответствии со ст. ст. 125, 146, 147 Руководства «О порядке применении норм снабжения вещевым имуществом военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», в Вооруженных Силах РФ установлен единый порядок ремонта, стирки и химической чистки всего вещевого имущества, независимо от его предназначения.
Анализ данных норм показывает, что правом на бесплатные стирку и химическую чистку средств индивидуальной защиты, пользуются: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, курсанты военно-учебных заведений, воспитанники, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, проживающие в казармах; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, находящиеся в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов; граждане, призванные на военные сборы. Право на бесплатный ремонт вещевого имущества ст. 125 Руководства предусмотрено только для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Химическая чистка указанного имущества производится в окружных и войсковых стационарных мастерских химической чистки, а также в подвижных мастерских химической чистки обмундирования. При отсутствии возможности производить химическую чистку в этих мастерских (в случае их недостаточной мощности или значительного удаления от воинских частей), такая чистка с разрешения начальника вещевой службы военного округа на гражданских предприятиях.
Стирка вещевого имущества, в соответствии со ст. 455 Положения «О войсковом (корабельном) хозяйстве», осуществляется в прачечных воинских частей (гарнизонов).
Необходимо отметить, что в нормах указанных правовых актов не предусмотрен перечень вещевого имущества военнослужащих, подлежащего стирке. Однако, из Нормы № 64 Расхода моющих материалов для стирки вещевого имущества военнослужащих ВС РФ[112] следует, что бесплатной стирке из всех средств защиты за счет Министерства обороны РФ подлежат лишь: куртки и брюки хлопчатобумажные, так как на остальное имущество данной категории моющих материалов не предусмотрено. При этом указанная Норма предусматривает количество моющих средств из расчета на одну стирку, не определяя периодичности таких стирок.
Таким образом, в случае загрязнения средств защиты, не подпадающих в вышеназванную категорию, военнослужащие вынуждены будут стирать своими силам и за свой счет. Например, стирке за свой счет, в таком случае, подлежат: костюмы утепленные, подшлемники, нарукавники, халаты, свитера, перчатки и т.п.
Необходимо также отметить, что и норма о бесплатной стирке хлопчатобумажных костюмов военнослужащих, выданных им в целях защиты, не является безусловной. Такой вывод следует из ст. 357 Устава внутренней службы ВС РФ, предусматривающей, что возможности производить стирку хлопчатобумажного обмундирования в прачечных может и не быть, разрешая в этом случае военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, самим стирать свое обмундирование в специально отведенных и оборудованных для этого помещениях. На этот случай, ст. 150 Руководства разрешает воинским частям истребовать стиральный порошок в пределах установленных норм расхода, но только при условии, если оборудованы специальные места в подразделениях, имеются солдатские комбинаты бытового обслуживания, либо имеются бытовые стиральные машины.