В Вооруженных Силах внутриведомственный специализированный надзор за безопасным ведением работ в промышленности, за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок и государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства органами военного управления осуществляют специально уполномоченные на то органы военного управления. Указанные органы военного управления включены в состав Вооруженных Сил, структурно связаны с ними и осуществляют надзор за деятельностью органов военного управления, их должностных лиц, также входящих в структуру Вооруженных Сил. Поэтому надзор, осуществляемый указанными органами военного управления по отношению субъектов надзора к поднадзорным органам является внутриведомственным.
Правовое положение органов военного управления, осуществляющих надзорную деятельность в Вооруженных Силах отличается некоторыми особенностями. Следует отметить, что надзорная функция для них, как правило, не является единственной, они составляют организационно обособленную от
соответствующих органов надведомственного надзора единую систему органов внутриведомственного надзора, имеют собственную сферу надзорной деятельности, при осуществлении которой обязаны руководствоваться приказами и директивами Министра обороны и его заместителей наряду с требованиями других правовых актов.[156]
Наличие структурной связи указанных органов с Вооруженными Силами, позволяет им осуществлять надзорную деятельность в процессе жизнедеятельности Вооруженных Сил, что обеспечивает большую степень оперативности из реагирования на нарушения норм права поднадзорными должностными лицами органов военного управления.
Органы военного управления, осуществляющие надзорную деятельность в Вооруженных Силах по своим непосредственным задачам предназначены не только для осуществления надзора за соблюдением законодательства по охране здоровья военнослужащих. Так, в число основных задач Инспекции государственного технического надзора Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со ст. 9 Положения о ней, входит осуществление государственного надзора за соблюдением военными организациями требований безопасности, а также контроль за выполнением противоаварийных мероприятий. Инспекция, в соответствии с возложенными на нее задачами, осуществляет проверки органов военного управления по соблюдению требований нормативных актов, регламентирующих вопросы технической безопасности при устройстве и эксплуатации объектов надзора (ст. 10 Положения об инспекции).
Из указанного можно заключить, что органы гостехнадзора осуществляют надзор не только за безопасной эксплуатацией для жизни и здоровья военнослужащих, других граждан соответствующих объектов, но и за сохранением последних в исправном, готовом к применению состоянии (путем осуществления противоаварийных мероприятий). Учитывая, что объекты гостехнадзора представляют собой определенный имущественный комплекс, то деятельность органов военного управления, осуществляющих такой надзор, направлена также и на охрану имущественных интересов государства в лице его Вооруженных Сил.
В соответствии со ст. 3 Положения «Об энергонадзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации», в число основных задач энергонадзора входит осуществление надзора за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию электроустановок, а также проверка правильности допуска личного состава к их эксплуатации. При этом, решение указанных задач способствует обеспечению безопасности исполнения военнослужащими обязанностей военной службы. Так, согласно ст. 33 Положения при проверке состояния эксплуатации электроустановок органами энергонадзора проверяется, в частности, соблюдение правил техники безопасности, которые являются важной частью охраны здоровья военнослужащих. При осуществлении надзора за соблюдением правил техники безопасности органами энергонадзора проверяются такие стороны указанной деятельности, как организация производства работ в электроустановках, наличие средств защиты и пригодность их к применению, порядок проведения инструктажа личного состава, обслуживающего электроустановки, по правилам техники безопасности, знание личным составом правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок (ст.35 Положения).
Для осуществления поставленных перед органами энергонадзора задач, они наделяются необходимыми полномочиями. Так, согласно ст. 27 Положения, инспекторам по энергонадзору предоставляется право требовать от командира воинской части и немедленного запрещения эксплуатации электроустановки, если ее состояние опасно для жизни личного состава, а также отстранения от обслуживании электроустановок лиц, имеющих неудовлетворительные знания или не выполняющих правил эксплуатации электроустановок и правил техники безопасности при их эксплуатации.
Анализ приведенных им других норм Положения позволяет сделать вывод, что деятельность органов энергонадзора в Вооруженных Силах, в конечном итоге, направлена на обеспечение безопасных условий военной службы., указанные органы осуществляют надзор за реализацией права военнослужащих на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 2 Положения о санитарно-эпидемиологическом надзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации», санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах направлен на профилактику заболеваний личного состава, соблюдение требований нормативных правовых актов по охране здоровья личного состава.
Согласно ст. 3 Положения санэпиднадзор включает выявление и установление причин и условий возникновения профессиональных заболеваний личного состава. Предметом санэпиднадзора в Вооруженных Силах является выполнение органами военного управления гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, в том числе и в процессе выполнения военнослужащими обязанностей военной службы (ст.7 Положения).
Должностным лицам, осуществляющим санэпиднадзор в Вооруженных Силах предоставляется право посещать и проводить обследования органов военного управления, условий службы военнослужащих, приостанавливать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений норм и правил, а в случае невозможности их устранения – прекращать эксплуатацию сооружений, объектов, оборудования, а также выполнение отдельных видов работ. (ст. 8 Положения).
Анализ норм Положения показывает, что санитарно-эпидемиологический надзор способствует созданию благоприятных условий военной службы, а органы и должностные лица, осуществляющие санэпиднадзор в Вооруженных Силах выполняют обязанности по надзору за реализацией правовых норм об охране здоровья военнослужащих.
Помимо указанных органов внутриведомственного надзора в Вооруженных Силах действуют так же органы военного управления, располагающе полномочиями, которые также можно назвать полномочиями по надзору за выполнением требований безопасности. Данные органы также вносят существенный вклад в обеспечение реализации права военнослужащих на охрану здоровья. К таким органам можно отнести, например, службу радиационной, химической и бактериологической защиты в част выполняемых ею функций по обеспечению радиационной безопасности воинских частей, соединений и организаций Министерства обороны.
Резюмируя сказанное, можно констатировать, что органы специализированного внутриведомственного надзора имеют предметом своего надзора различные стороны деятельности должностных лиц органов военного управления, которая, в целом, направлена на сохранение жизни и здоровья военнослужащих. В виду этого, деятельность органов внутриведомственного надзора является одной из важных юридических гарантий реализации права военнослужащих на охрану здоровья.
Осуществление надзорной деятельности уполномоченными органами военного управления может потребовать от них принятия необходимых мер по результатам надзора, реагирования в соответствующей форме. Реагирование по результатам надзора является неотъемлемой составной частью процесса надзорной деятельности. Наличие у органов надзора достаточных полномочий по реагированию на выявленные нарушения способно повысить эффективность осуществляемого ими надзора. Анализ правовых актов, регулирующих деятельность органов военного управления, уполномоченных на осуществление надзора в Вооруженных Силах показывает, что эти органы военного управления отличаются друг от друга объемом предоставленных им полномочий по реагированию. Наиболее развернутый перечень мер реагирования предусмотрен для должностных лиц, осуществляющих санэпиднадзор в Вооруженных Силах. В соответствии со ст. 8 Положения, они имеют право налагать административные взыскания, в том числе денежные штрафы, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел, предоставлять вышестоящим должностным лицам, командирам и начальникам предложения о привлечении к ответственности лиц, нарушающих требования по безопасности. (ст. 11 Положения). В тоже время Положением об энергонадзоре органам энергонадзора не предоставлено прав даже по внесению предложений о привлечении лиц, виновных в нарушении требований правовых актов, к ответственности. Отсутствие у органов энергонадзора необходимых полномочий по реагированию на выявленные нарушения трудно чем-либо объяснить. Тем более, что, согласно ст. 7 Положения об энергонадзоре, командиры несут ответственность за техническое состояние, организацию эксплуатации электроустановок и соблюдение правил безопасности при их эксплуатации. Для того, чтобы органы военного управления, осуществляющие надзор, могли в полном объеме выполнять возложенные на них задачи, эффективно обеспечивать охрану здоровья военнослужащих, они должны быть наделены необходимыми полномочиями по реагированию на выявленные нарушения. Поэтому необходимо согласится с мнением, высказанным С.Н. Корнишиным о том, что в целях повышения эффективности надзорной деятельности органов Гостехнадзора и органов энергонадзора в Вооруженных Силах, в том числе за реализацией права военнослужащих на охрану здоровья, следовало бы предоставить им полномочия по реагированию на выявленные нарушения аналогичные тем, которые предоставлены должностным лицам, осуществляющим санэпиднадзор в Вооруженных Силах.[157]