Современное движение медицинского знания от представления о человеке как совокупности больных и здоровых органов и систем к пониманию целостной личности со своей анатомофизио-логической структурой, характерологическими чертами и манерой поведения - важнейшее условие решения проблемы увеличения продолжительности жизни.
ГЛАВА VI. ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА.
Типология взаимоотношений пожилых супругов. Семья -культурный универсалий мира. Для разных стран, народов и времен характерен именно такой способ организации личной жизни, именно этот социальный институт. Когда распадается семья - распадается связь времен, потому что семья обеспечивает непрерывность развития человеческого. Все её функции направлены на сохранение непрерывности: репродуктивная - на продолжение человеческого рода; социализация ребенка, установление моральных императивов, сохраняет и развивает человеческую культуру; удовлетворение семейных материальных потребностей создает главный стимул для экономического воспроизводства.
Однако каждый народ имеет свою собственную историю и свою специфику организации семейной жизни. Современная семья -продукт длительной эволюции при сохранении национальных традиций. Понять сегодняшние коллизии в семье как социальном институте возможно только через познание её исторических особен-
73
ностей и того общества, в котором она развивалась. С другой стороны, постичь русский национальный характер вне понимания истории семейных нравов, укладов тоже невозможно. В истории семьи отыскиваются корни многих социальных институтов и ключи к объяснению неповторимого колорита России.
Рассмотрим историю российской семьи за последние 100-150 лет. За этот исторически короткий срок российская семья из традиционно крестьянской (по переписи 1897 года 106 млн из 125 млн населения России - крестьяне) преобразовалась в современную, преимущественно городскую, семью. Изменился уклад семейной жизни: от патриархального к биорхатному.
Сельский крестьянский быт XIX века с его обрядами и обычаями держал под своей культурной эгидой абсолютное большинство населения. В какой-то степени исключение составляла российская аристократия. Крестьянская семья по своей культуре и быту резко отличалась от аристократической, ориентированной на Западную Европу. Водораздел проходил через психологический склад личности: крестьянину была свойственна привязанность к общине, к семье, тогда как аристократам был присущ европейский индивидуализм. Но будучи соотечественниками, придерживавшимися одной религии, одних и тех же традиций, они имели много общего. Во главе семейства Ростовых, так же как и любой крестьянской семьи - отец, всем распоряжающийся и все определяющий в доме. Власть главы семьи переходила от отца к сыну или брату, то есть наследование властных полномочий и в крестьянской, и в царской семье шло по одной и той же схеме.
Историк и этнограф И.Забылин, собиратель описаний русских преданий, обычаев и обрядов писал: "... у славян всегда почитали старших себя. Главой семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе беспрекословно" ("Русский народ"). Возможно, потому тоталитаризм и его разновидность - казарменный социализм, с их непременным вмешательством в личную жизнь, с коллективными хозяйствами и коммунальными жилищами, имели благодатную почву и сравнительно легко (относительно стран Восточной Европы) привились на российских просторах.
Проведенный нами исторический экскурс должен объяснить, почему семьи людей старших возрастов чаще тяготеют к авторитарному типу и редко к эгалитарному. Безусловно, не только возрастная характеристика определяет тип семьи. Последний складывается под влиянием ряда признаков: территориального (город или
74
село), этнического, имущественного, зависим от образовательного и культурного уровня, наличия или отсутствия детей, психологических особенностей супругов, семейного стажа и других привходящих обстоятельств.
Важно подчеркнуть, никем прежде не отмеченный факт в диалектике развития семейных форм. Урбанизация значительно модернизировала семью: дети и родители живут в разных домах, а порой и разных городах, но между ними существуют устойчивые связи и взаимопомощь. Изменилось само понятие семьи, в связи с изменением её структуры. Ныне семья - это не только люди, проживающие под одной крышей. Современные транспортные, телефонные и другие средства связи, СМИ создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой семьи, включающей в себя несколько нуклеарных семей. Семья стала мультинуклеарной, это новый этап в развитии старого социального института - семья.
Социологи семьи подробно разработали проблемы молодежной семьи, в меньшей степени - семьи среднего возраста, но почти не затронули проблем пожилой семьи. Демография свидетельствует, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обычно она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума в возрастах старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно переплетается с продолжительностью брака: максимум разводов приходится на первые 5-10 лет, минимум, приближающийся к нулю - при длительности брака 30 и более лет. Теория социального распределения ролей утверждает, что среди доминирующих мужских качеств приоритетное место занимает запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение, невнимание к проблемам здоровья. В целом же в представлении о мужественности всегда присутствует мотив "антиженственности". С возрастом мужские качества тускнеют, страх женственности теряет былую жесткость, вместе с этим отступает противоположность мужских и женских ролей. Супруги приобретают общий язык, становятся родными не по крови, а по долгим прожитым годам, по образу жизни и мысли, по взглядам, привычкам и вкусам. Даже в бывших конфликтных семьях стихают раздоры. Отношения пожилых супругов могут служить лучшим примером, иллюстрирующим теорию символического интеракционизма: каждое движение, жест, выражение лица несут в себе значение, понятное обоим сторонам общения. Каждый из супругов способен предугадать альтернативные поведенческие реакции другого и смоделировать собственное
75
поведение.
Но было бы заблуждением полагать, что для пожилых партнеров мели и рифы в супружеских отношениях позади. Ни возраст, ни семейный стаж не дают гарантий мира и согласия. Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Еще одно заблуждение, что в пожилом возрасте отсутствует необходимость приспособления, как утверждают некоторые авторы (Е.А.Якуба. Социология. Харьков, 1996). В пожилом возрасте под влиянием субъективных и объективных обстоятельств происходят частичные вполне естественные ухудшения зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изменения внешности, походки и т.п. Все это отражается на характере и манере поведения. Самому себе человек может казаться малоизменившимся, тогда как партнер фиксирует все эти изменения и ему требуются усилия, чтобы приспособиться к новым ситуациям.
Мы предлагаем следующую типологию отношений между пожилыми супругами: сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья.
К типу "сосушествователей" относятся пары, которые живут вместе как бы по привычке, за долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось первоначальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Супруги уже "не выясняют отношений", потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Как возникают такие пары? Аристофан, создатель мифа о двух половинах, устами Платона объяснил: они соединились не своими половинами и не составили единства. Современные Платоны дают другое объяснение: они не смогли преодолеть барьеров отчуждения, их стремления, установки характеры оказались разнонаправленными.
Второй тип, "партнеры-конкуренты". Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, возможно специальность. Вместе они составляли хороший тандем, движущийся вверх к высотам карьеры. Они постоянно следили за тем, чтобы любая работа, в том числе и домашняя, выполнялась на паритетных началах. На старости лет, когда карьерные мотивы отошли в прошлое, совместные успехи потеряли свою ценность и остались только скука от однообразия, взаимные упреки в выборе для себя более легкого задания, в нарушении основного договора о партнерстве.
Третий тип, "влюбленные друзья". Отношения, построенные на любви и дружбе, которые эти люди сумели пронести через
76
всю жизнь. О такой пожилой паре Андре Моруа писал: "Таким супругам скука не страшна... Почему? Потому что каждый из них настолько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, потому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает. Прогулка вдвоем для них так же дорога, как в своё время им были дороги часы любовных свиданий... Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадывается. В одно и тоже время оба думают об одних и тех же вещах. Каждый просто физически страдает из-за нравственных переживаний другого" ("Письма незнакомке").
И.И.Мечников на основе собственных наблюдений отмечал, что "долговечность часто обнаруживается у супругов, не имеющих ничего общего, кроме образа жизни" ("Этюды оптимизма").
И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное исследователями разных стран от Нидерландов до Японии. Продолжительность жизни женатых мужчин больше, чем холостых, а у холостых выше, чем у вдовцов. Смертность женатых мужчин от болезней сердца, онкозаболеваний в два раза ниже, чем у разведенных и что самое удивительное в четыре раза ниже от дорожных катастроф. Суицид более чем в четыре раза популярнее у разведенных, чем у женатых.