По-настоящему не существует серьезных социологических или психологических исследований характера отношений "социальный работник - клиент" и основанных на базе этих исследова-
89
ний практических рекомендаций. Однако, есть уникальная в своем роде повесть "Тяжелый день", опубликованная на русском языке в журнальном варианте в "Иностранной литературе" N 4/1991. Автор Дердь Конрад - венгерский писатель, много лет проработавший инспектором опекунского ведомства /венгерский вариант социальной службы/ в густонаселенном районе Будапешта и знающий социальную работу "изнутри". Повесть написана от первого лица. Психологические зарисовки, сделанные писателем, способны посрамить некоторые учебные пособия по социальной работе.
"Меня словно заставляют глотать какие-то, размером, с кулак комья грязи, которые я не в силах переварить, ни исторгнуть... За десять лет я , должно быть, не менее тридцати тысяч раз произнес: "Садитесь, пожалуйста"... Клиенты ко мне приходили по крайней необходимости, ища помощи. У большей части из них беда была тяжелой и плотной, как гранитный валун, всеохватной и неизлечимой - так, во всяком случае, казалось мне в этой комнате, где фразы вроде: "Поверьте, это такая боль", или "Не могу, не могу больше", или "Выхода нет. Погибаю",- так же естественны и повседневны, как пронзительный визг на аттракционе "американские горы". А расспросы мои напоминали скорее тот вариант хирургического вмешательства, когда врач спешит зашить только что вскрытый орган, не трогая опухоли.
...один-два профессиональных вопроса - и слова полились рекой. Вопросы должны быть подобно скальпелю в пальцах хирурга и одновременно руке матери на животике у больного ребенка".
Всякая услуга социального работника может обернуться интервенцией в личную жизнь клиента. Осуществлению услуги должен предшествовать ответ на вопрос: не принесет ли такая услуга вреда клиенту? Каким будет реальный эффект? Старики, страдающие от невыносимого гнета домочадцев, могут препятствовать вмешательству из чувства стыда или страха.
К.Дердь от имени своего героя описывает душевные переживания работника, ведет сквозь лабиринт событий, раздумий, уместившихся в один-единственный день. Горькие раздумья и все же он заканчивает и повесть, и раздумья длинным монологом, суть которого в последних фразах: "Однако тем временем я жду своих клиентов... пусть приходят те, кто не способен жить с другими людьми в согласии... пусть приходят кто хочет: один из нас будет говорить, другой - молчать; по крайней мере мы будем не одиноки".
Социальная работа требует отдачи душевных сил, житейского опыта, но еще и понимания психологических, этических, юри-
90
дических и других проблем, возникающих у пожилых людей и при общении с ними.
Социальная работа в России имеет свою многовековую предысторию. Благотворительность и милосердие являются генетически определенными чертами национального характера россиян и они же являются необхбдимыми компонентами социальной работы. Общественная благотворительность в России получила свое развитие еще в домонгольский период. Российская культура буквально пронизана идей милосердия. От Владимира "красное солнышко", от пушкинского призыва милости к падшим, от толстовства, до са-моотреченности страстной защиты прав человека Андреем Сахаровым.
Вековые традиции нашей страны создали благодатную почву для создания социального института милосердия. Не случайно, что при всех трудностях нашего времени социальная работа в России за короткое время приобрела четкие организационные формы, научное осмысление и учебную базу. Теория и методика российской социальной работы открыты для включения мирового опыта этой работы, ведь ее проблемы /в первую очередь проблемы помощи пожилым людям/ носят поистине интернациональный характер.
Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми людьми.
В любой стране люди стареют, уходят от дел, переживают от связанного с этим снижения доходов, сужения круга общения, старческих болезней и т.д. В разрекламированное представление о выходе на пенсию как о приятном погружении в "золотые годы" - бесконечный "уик-энд" свободы и радости, больше верят молодые люди, которые об этом пишут, чем те, кто переступает черту между работой и пенсией, от заработной платы к пенсионной системе. И дома - в "пустое гнездо" приходит "пустое время". Невозможно переделать трудовой ежедневный ритм на бесконечные прогулки, путешествия, начинать и заканчивать день чтением романов или просмотром боевиков. Можно выбросить за ненадобностью литературу по специальности, но как поступить с накопленным и нево-стребуемым запасом специальных знаний и опыта?
Пенсионерами американцы /и мужчины, и женщины/ становятся по достижению 65 лет. Понятно, что рост продолжительности жизни увеличивает число пенсионеров. По разным оценкам, к 2000 году их будет в США от 32 до 35 млн человек.
По инициативе президента Р.Рейгана в 1978 году был принят Закон, в соответствии с которым запрещается дискриминация
91
пожилых людей при приеме на работу по возрасту / до 70 лет/. В то же время поправками к Закону о социальном обеспечении, принятыми в 1983 году, предусмотрено постепенное увеличение возраста выхода на пенсию, сначала до 66 лет к 2000 году, а через пять лет -еще на один, год. В Норвегии, Дании, Исландии и некоторых других странах уже сейчас возраст выхода на пенсию - 67 лет.
Проект Программы пенсионной реформы в Российской Федерации не предусматривает законодательного повышения пенсионного возраста, хотя он самый низкий во всем мире, но предлагаются меры материального стимулирования более позднего выхода на пенсию мужчин и женщин.
Еще один контраргумент к мифу о "золотом времени" пенсионеров-американцев: по данным официальной американской статистики 15% пенсионеров живут за чертой бедности и вынуждены искать работу. В поисках работы пенсионерам оказывают помощь государственные и общественные организации, биржи труда. Для пенсионеров специально резервируются места с полной или частичной занятостью, но обычно это малопривлекательная и низкооплачиваемая работа, кроме того, требуется изрядная доля терпения и настойчивости, чтобы в пожилом возрасте освоить новую специальность, адаптироваться на новом месте работы.
По данным Госкомстата России ("Россия в цифрах" Официальное издание. 1996 г.) средний размер пенсии россиян ниже прожиточного уровня, однако тот же справочник сообщает, что в службы занятости страны обратилось 166 тысяч пенсионеров (мизерный процент от общего числа пенсионеров), но только 31 тысяча из них бьщи трудоустроены.
Предприниматели США организуют специальные семинары для своих работников, находящихся в предпенсионном возрасте. На таких семинарах рассказывается, как применять правила социального обеспечения и системы медицинской помощи, каково обеспечение дохода пенсионеров со стороны предприятия. Службы социальной помощи, работающие с пожилыми людьми берут на себя юридические, финансовые и психологические консультации. Геронтологи советуют, что необходимо заранее готовиться к выходу на пенсию. Но несмотря на закрепившуюся за американцами репутацию прагматичных людей, они неохотно участвуют в работе таких семинаров. В некоторых случаях администрация требует обязательного присутствия. Нежелание становиться "семинаристом", возможно объясняется тем, что принять участие в таких занятиях, значит подтвердить свое намерение о скором уходе на пенсию.
92
В домах для нетрудоспособных живут в основном престарелые люди, нуждающиеся в долговременном уходе, их средний возраст - 84 года. Большей частью это женщины, никогда не состоявшие в браке и не имеющие детей. Американцы не бросают своих стариков-родителей на произвол судьбы, хотя такой миф все еще имеет хождение. Они стараются ухаживать за ними сами.
Большинство домов для нетрудоспособных /80%/ в США приносят прибыль концернам, которые ими владеют, но финансируются государством. Государство выдает лицензии и контролирует соответствие нормативам условия содержания в них. Нормативы имеют федеральный характер, то есть обязательны для всех учреждений такого типа.
Часть домов имеют некоммерческий характер и принадлежит различным благотворительным и религиозным организациям или государству. Все конфессии США (наиболее значительные - протестантская, католическая и иудейская) имеют свои благотворительные организации, в том числе и дома для престарелых, но клиентами являются не только единоверцы, а люди принадлежащие другим религиозным общинам. В штатах этих организаций много добровольцев - мирян.
Частные пансионаты отличаются тем, что в них для пенсионеров предоставляются услуги различного класса, в зависимости от размера вносимой платы. Для состоятельных постояльцев - роскошные апартаменты с обилием обслуживающего персонала. Для малообеспеченных - дешевые заведения с несколькими жильцами в одной комнате и минимумом услуг. Персонал государственных учреждений: один врач, одна медсестра и технические работники. И все-таки, даже те, кто живет в суперкомфортабельных домах престарелых, называют их "мягкими, дорогими, но тюрьмами".
С начала 70-х годов рост числа людей 85 лет и старше, неспособных обходиться без посторонней помощи, стал настолько значительным, а расходы по их содержанию столь большими, что американцы решили перенять британский опыт организации центров дневного ухода за престарелыми.