Смекни!
smekni.com

Социально-философский анализ (стр. 4 из 24)

Видовая и максимальная продолжительность жизни. Возраст, к которому жизнеспособность ослабевает настолько, что смерть ста­новится неизбежной, колеблется в некоторых пределах вокруг ве­личины называемой видовой или биологической продолжительно­стью жизни, т.е. характерной для человека как одного из видов живых существ. Видовой продолжительности противостоит инди­видуальная продолжительность жизни, которая может и превзойти видовую и "не дотянуть" до видовой. Дискуссионной остается дли­на в годах видов продолжительности жизни. В разные времена и по настоящее время, рассматривая видовую продолжительность жиз­ни, ученые /французы Жорж Луи Бюффон и Пьер Жан Флуранс, англичанин Роджер Бэкон и его соотечественница Джустин Гласе/ обсуждали гипотетическую идею о влиянии периода роста на про­должительность жизни. Рассматривая продолжительность жизни и роста животных, они выводили коэффициенты зависимости между этими периодами и предлагали использовать полученные коэффи­циенты для вычисления видовой продолжительности жизни чело­века. В итоге утверждалось, что человек может жить 100, 180, 300 и больше лет. И.И.Мечников, не отрицая сам метод исчисления, лишь высказывал сомнение в качестве расчетов.

Принципиально неверно перенесение закономерностей жи­вотного мира на понимание проблем человеческого долголетия, де­терминируемого, прежде всего, социальными факторами. Если ис­пользовать распространенную аллегорию с брошенным шаром или горящей свечой для выражения продолжительности человеческой жизни, то длина пути шара зависит от силы трения, а время горе-

15


ния свечи от силы ветра. Длину человеческой жизни в большей сте­пени определяют социальные трения и ветры истории.

Более реалистичной величина видовой продолжительности жизни получена в расчетах, построенных на методике Б.Ц.Урлани-са, принявшего в качестве ориентира продолжительность жизни в наиболее передовых и благополучных странах. По этим статисти­чески доказательным расчетам видовая продолжительность жизни человека должна составлять 85-90 лет.

Видовая продолжительность должна служить реальным ори­ентиром для увеличения средней продолжительности жизни. Раз­ница между этими величинами представляет собой резерв, который вполне может быть освоен за счет улучшения условий и образа жиз­ни. Академик Д.Ф. Чеботарев, выдающийся современный геронто­лог, определяя задачи геронтологии, писал: "Тактические задачи -борьба с преждевременным старением и хотя бы частичное освое­ние тех резервов, которые безусловно есть у человека и которые определяются неиспользованным периодом между современной средней и видовой продолжительностью жизни..., сохранение прак­тического здоровья во весь период так называемого третьего воз­раста. Стратегические задачи - продление активного долголетия сверх сроков видовой, биологической длительности жизни че­ловека".

Что же касается максимальной продолжительности жизни /до 120 лет/, то это такое же уникальное явление, как и двухметро­вый рост. Указания на возраст старше 120 лет не имеют докумен­тальных подтверждений, весьма сомнительны и скорее всего плод, как говорят демографы, "старческого кокетства".

Демографическая особенность России - значительное пре­вышение численности женщин над численностью мужчин, причем такая диспропорциональность наиболее показательна для старшей когорты страны.

Из 148 млн населения женщин - 79 млн или 53% общей чис­ленности. Но среди самих женщин всё меньше молодых и всё боль­ше пожилых и старых. Так, старше трудоспособного возраста - 28%, а младше - 21%. В этом соотношении мы усматриваем одну из при­чин сокращения рождаемости, а вместе с тем и численности населе­ния и отсюда можно прогнозировать еще большее уменьшение этих величин в будущем времени.

Сообщество пенсионеров на три четверти состоит из пенси­онерок. Ко времени выхода женщин на пенсию (55 лет) на 1000 муж­чин того же возраста приходится 1252 женщины, а ко времени вы-

16


хода на пенсию мужчин (60 лет) это соотношение увеличивается до 1393. Но самая тягостная картина среди тех, кому 70 и более лет, где соотношение мужчин и женщин 1 к 3. Наличие вдов среди тех, кому за 70 объяснимо военными потерями, тогда как повышенная смертность пятидесяти- шестидесятилетних мужчин в основном свя­зана с неправильным образом жизни. Вдов среди женщин старше 60 лет вдвое больше, чем замужних. А из десяти женщин 70 лет и старше - 7 вдов и одна вообще никогда не была замужем.

Среди семидесятилетних и старше женщин больше всего без­детных: 134 на 1000. У их сорокалетних "дочек" бездетных почти вдвое меньше, а вот, что касается высшего образования, то у стар­ших женщин их только 60 на 1000, тогда как у "дочек" - 200 женщин из 1000 имеют высшее образование. На каждую тысячу семидесяти­летних и старше женщин - 300 имеют начальное образование и столько же вообще не могут назвать, какое у них образование. У "дочек" такие ответы дали 14 человек из 1000. (Данные рассчитаны по Стат. сборнику "Россия в цифрах" М., 1996.) Невысокие уровни образования и квалификации обусловили небольшой размер пен­сии пожилых женщин.

Итак, если попытаться дать обобщенный портрет российс­кого пожилого человека, то чаще всего это женщина в возрасте за 60 лет, с небольшой пенсией, вдова.

17


Глава II. ГЕНЕЗИС ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

Характеристика геронтологического знания. Проанализиру­ем гипотезы и идеи, существовавшие в разное время, по поводу ме­ханизмов старения и усилий, направленных на отдаление времени старости, а также закономерности эволюции представлений и сме­ны одних идей другими, продиктованные общим развитием науки. Вместе с тем проследим преемственность в развитии теории старе­ния /геронтологии/.

Геронтология - одна из древнейших наук, родившаяся на стыке философии и медицины. Её возникновение связано с имена­ми основателей медицины Гиппократа и Ибн-Сины /Авиценна/, философов Цицерона и Сенеки. В прочем, и Гиппократ, и Авицен­на своими философскими трудами занимают достойное место в ис­тории философии.

Человек со времени возникновения цивилизации, на протя­жении всей её истории стремился продлить жизнь, отодвинуть смерть, вернуть молодость - "повернуть реку времени вспять" Он постоянно искал средства для осуществления этой мечты. Но толь­ко в XX веке /большей частью во второй его половине/ эти поиски приобрели характер конкретных экспериментальных воздействий и их результаты стали практически использоваться. По сути дела, геронтология - ровесница культуры, она одинаково самая древняя из молодых и самая молодая из древних наук.

Важнейшей характеристикой геронтологии является её ком­плексность, развивающаяся на основе междисциплинарных иссле­дований. Во все времена наука о старении вбирала в себя новые знания, создаваемые учеными самых различных отраслей: медици­ны и физиологии, философии и биологии, психологии и социоло­гии, демографии и этнографии, истории и правоведения. В XX веке геронтология обогатилась достижениями новых, более молодых и тонких наук: биохимии, биофизики, психоаналитики, психофизио­логии.

Этапы развития геронтологического знания. Методы и тех­нологии. С древних времен (Цицерон и Авиценна) развитие герон­тологии шло под влиянием медицины и философии. Первыми зна­чительными трактами, посвященными этой теме следует назвать: "Катон старший о старости" Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) и "Медицинский канон" или "Поэма о медицине" Абу Али Ибн Сина /Авиценна/ (980-1037 гг.). Названные произведения раз­делены веками, но их объединяет то, что это первые фундаменталь-

18


ные, специально посвященные проблемам старения труды. /Прав­да, еще до того был Аристотель с "крошечным сочинением" (выра­жение Ф.Бэкона) "О долгой и короткой жизни'/. И что еще важнее, оба мыслителя писали о старости как об определенном этапе жиз­ни, способном быть таким же полноценным, творчески плодотвор­ным, как и предыдущие. Медицинские рекомендации Авиценны в течение многих веков служили руководством для врачей и кое чем полезны и поныне.

Средневековая наука сделала крутой вираж в сторону мис­тики и алхимии, этим влияниям подверглись и геронтологические знания. Авиценна порицал веру в астрологические предсказания здоровья и болезней. Тогда как оригинальный философ, оксфордс­кий выпускник и преподаватель, борец с невежеством и проповед­ник светского образования Роджер Бэкон уверял, что с помощью "сокровенных средств и магии можно человеческое тело освобо­дить от всех неправильностей и продлить жизнь на многие столе­тия" ("Opus majus" /"Большой труд"/).

Действительный статус науки геронтология приобретает в XVIII веке. Её успехи вселяли уверенность в том, что "должно на­ступить время, когда смерть будет только следствием либо необык­новенных случайностей, либо все более и более медленного разру­шения жизненных сил". Так заявлял в работе о прогрессе челове­ческого разума французский ученый Жан-Антуан Кондорсе (1743-1794). Примечательно, что Кондорсе был не врачом, а социологом. Но еще задолго до Кондорсе Френсис Бэкон (1561-1626), которого называют отцом научной геронтологии, в фундаментальном тру­де, посвященном классификации наук ("Великое восстановление наук") писал о новой науке, которая еще только должна быть со­здана, её делом станет учение о продлении жизни. Там же Ф.Бэкон высказывает свои советы и рекомендации социально-гигиеничес­кого характера, способствующие, по его мнению, продлению жиз­ни. Философ утверждал, что работы по продлению жизни должны идти тремя путями: замедление процесса изнашивания, надежное поддержание существования и обновление того, что уже начало стареть. То есть можно утверждать, что медицина никогда не обла­дала "монополией" на решение проблем долголетия, ими всегда в неменьшей мере интересовались философы.