Смекни!
smekni.com

Социально-философский анализ (стр. 6 из 24)

Геронтосоциология относится к так называемым теориям среднего уровня, которые призваны быть связующим звеном меж­дутеоретическими и эмпирическими исследованиями. Асимметрич­ной по отношению к геронтосологии выступает социология моло­дежи. В обоих случаях важнейшей проблемой является дуалисти­ческий подход, но с разными векторами, для группы преклонного возраста - переход от самостоятельности к зависимости.

Нейл Смелзер в книге "Социология", представляющей курс лекций по этой дисциплине, приводит коэффициенты зависи­мости пожилых (65 лет и выше) и молодых (до 18 лет). Причем пер­вый коэффициент имеет явную тенденцию к повышению, а второй напротив - к снижению. Времена меняются, увеличивается уровень комфорта, но потребность стариков в посторонней помощи не толь­ко не исчезает, но и имеет тенденцию к росту.

И для стариков, и для молодежи важнейшими становятся возможности адаптации в новых жизненных обстоятельствах. Ге-, ронтогруппа есть специфическая социально-демографиская груп­па, со своими психологическими особенностями, с тягой к ретро-культуре, с глубокой внутренней дифференциацией, с определен­ным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долго­жители), территориальные (горожане, сельчане) по общественно-

24


му положению. Классификация социальных проблем каждой соци­альной группы (и геронтогруппы в том числе) детерминируется её характеристикой и специфическими особенностями.

Предмет геронтосоциологии предстает в трех уровнях: ин­дивида, малой группы, и группы социальной структуры.

На первом уровне ведутся исследования эволюции личнос­ти с наступлением старости, изучается влияние предшествующих этапов биографии и профессиональной деятельности на личност­ную характеристику пожилого человека, рассматриваются его по­ведение в адаптационном и постадаптационном периодах жизни, способности к изменению стиля жизни, его реакции в конфликт­ных ситуациях (прежде всего в вечном конфликте поколений), ана­лизируются изменения потребностей, интересов и ценностных ори­ентации.

На втором уровне исследуется место, роль и функции пожи­лого человека в производственном коллективе, в сообществе сосе­дей, в кругу друзей, знакомых и родственников, в семье.

Третий уровень исследования рассматривает включенность геронтогруппы в общественные процессы, влияние на политико-зна­ковые события в жизни общества, проводит анализ государствен­ной политики по отношению к пенсионерам.

Отнесение людей к тому или другому поколению, к той или иной возрастной группе может носить формальный и неформаль­ный характер. Так возраст 18 лет формально означает совершенно­летие, а достижение мужчиной 60 лет, женщиной - 55 - связано с назначением пенсии по старости и переход в старшую возрастную группу, хотя в ряде стран пенсионный возраст начинается и для мужчин и женщин с 65 и старше. В нашей стране для ряда трудных профессий пенсионный возраст уменьшается еще на 5 лет, но и их называют пенсионерами по старости. Таковы формальные возрас­тные нормы.

Неформальные возрастные нормы определены не так чет­ко. Эти нормы нигде не записаны, но незамужнюю девушку, чей возраст приблизился к 30 годам, начинают потихоньку имено­вать "старой девой", у мужчин наступает возраст "старого хо­лостяка", позже наступает возраст "старика" и "старухи". Суще­ствует как бы "социальное расписание", когда выходить замуж, заводить детей, становиться дедушкой или бабушкой. Соци­альные стереотипы довлеют над людьми и обязывают их прини­мать те правила поведения, которые установлены для каждой возрастной группы.

25


Как и другие социально-демографические группы (напри­мер: молодежь, женщины, горожане), группа "третьего возраста" имеет свои особенности. Группа имеет внутреннею дифференциа­цию, заданную, в основном, прежним положением ее членов в об­ществе. Группа обладает собственной субкультурой, сформирован­ной ее поколением, отсюда тяга к ретрокультуре.

Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности, субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат аме­риканским социологам.

Теория разъединения (Э.Каминз и У.Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимо­действия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще назы­вают "теорией освобождения", потому что старение якобы "осво­бождает" пожилого человека-пенсионера перед всеми обязатель­ствами обществу.

Американский социолог Роберт Батлер ввел в научный оборот специальный термин: "эйджеизм" (от английского "age" -возраст), обозначающий дискриминацию, осуществляемую одни­ми возрастными группами по отношению к другим. Обычно, по мне­нию автора термина, - эйдженизм осуществляется в американском обществе по отшению к старшей возрастной группе, которая имеет самый низкий общественный статус. Согласно точке зрения Батлера, "эйджеизм отражает глубоко укоренившееся среди мо­лодежи и людей среднего возраста неприятие старости - они про­являют личностное отвращение и неприязнь к старению, болез­ням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, "бесполезности" и "смерти". Эйджеизм особенно силен в США, -утверждает Смелзер,- где всегда ценились мастерство, сила, мо­лодость и энергия, противоположное отношение к старикам в Европе и Японии.

Польский социолог Хелена Издебская собрала высказыва­ния двухсот студентов (в возрасте 19-22 лет) об их отношении к де­душкам и бабушкам. Большинство опрошенных выразили непри­язнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответ­ственности за них. По мнению этих молодых людей, старики не должны для молодых обузой, так как стариками должно занимать­ся государство, общество, а не близкие родственники. Многие зая­вили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего существо-

26


вания дедушек и бабушек были бы дома для престарелых (из книги К.Висьневска-Рошковска "Новая жизнь после шестидесяти". М., 1989) В России практически нет исследования такого рода. Распро­страненная среди студентов Ростовского университета анкета, по­казала иной подход в отношениях к пожилым людям и собствен­ным дедушкам и бабушкам.

Анонимные ответы (всего опрошено 125 человек, возраст респондентов 18-20 лет) на вопросы анкеты сгруппировались сле­дующим образом:

1. Есть ли у Вас кто-то из пожилых (родственник , знакомый), кого Вы бы назвали своим другом? Подавляющее большинство (80%) ответили отрицательно.

2. Находите ли Вы общий язык со стариками или считаете, что между вами пропасть? Большинство (60%) ответили, что находят, 20% считают, что "в принципе находят", еще 20% ответили - "не всегда".

3. При общении со старым человеком Вы, прежде всего, отмечаете смешное и непонятное в его поведении или то, что заслуживает уважения? По большинству ответов респонденты отмечают чер­ты, заслуживающие уважения. В одной из анкет дан развернутый ответ: "То, что заслуживает уважения. А смешное в поведении можно найти и при общении с молодыми людьми, тогда как зас­луживающего уважения - не всегда". В части ответов (25%) были признания, что первым фиксируется смешное.

4. Считаете ли Вы, что старики это бесполезные люди, нагрузка на семью и общество? Во всех ответах несогласие с такой уста­новкой.

5. Готовы ли Вы оказать помощь постороннему пожилому челове­ку (физическую, моральную, материальную)? Что касается двух первых видов помощи, то почти все ответили утвердительно, но материальную - только 20%.

6. У Вас есть бабушка, дедушка. Знакомите ли Вы их со своими дру­зьями или стараетесь этого не делать? Почти 90% ответили, что знакомят обязательно, из ответов остальных можно понять, что делают это не всегда. Два развернутых ответа: "Да, знакомлю, бабушка член семьи и не познакомить ее с моими друзьями - зна­чит нанести ей оскорбление"; "Конечно знакомлю. У меня дос­тойные друзья и достойные дедушка и бабушка".

7. Кто виноват в плохих взаимоотношениях поколений? Старики или молодежь? Основной смысл ответов на этот вопрос: "и те, и другие".

27


8. Как Вы относитесь к критическим замечаниям стариков?

а) прислушиваетесь;

б) "пропускаете мимо ушей";

в) просите оставить вас в покое.

Ответы на этот вопрос распределились примерно равно меж­ду всеми тремя вариантами.

Анализ результатов анкетного опроса показывает, что хотя отношения не идеальные (что практически невозможно), но и не столь угнетающе-тревожные, как пишет польская коллега. Герон-тофобия, то есть ненависть к старикам, никогда не была характер­ной чертой массового сознания в России.

Теория активности выступает как альтернативная к преды­дущей и предполагающая, что, вступая в старость, люди сохраня­ют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячес­ки сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исклю­чить их из общества.

Отчуждение и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно предложить такую поэтапную схему: в пожи­лом возрасте приоритет остается за активностью, в старости воз­никает своеобразное равновесие двух тенденций, то есть то, что Гегель называл примирением противоречий.