Смекни!
smekni.com

Социально-философский анализ (стр. 7 из 24)

Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер ("Социология") выводит специальные коэффициенты за­висимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем ус­тановление хронологических границ не имеет смысла, так как вступ­ление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.

Теория субкультуры (А.Роуз), согласно которой культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, и создает особую близость между ними и в то же время обособливает их от других возрастных когорт. Причем автор теории утверждает, что культура пожилых особая, отличная от культуры всех других возрастных групп. В практическом плане А.Роуз предлагал созда­ние поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.

Что касается субкультуры, то она не есть какая-то вновь создаваемая культура для пожилых и старых. Это та культура, ко­торую они освоили прежде, распредметили её и считают своей соб­ственной. Она действительно может объединять людей в опреде­ленную группу, с привычными нормами морали, поведения, тради­циями, духовными ценностями. Но так как в группах, предшеству­ющих стареющей, нет единой культуры, то и перенос в старшую

28


группу какой-то единой культуры невозможен. С другой стороны, i развитие культуры есть прерывно-непрерывный процесс, и потому культура в большей степени объединяет различные поколения, чем разводит. Не оправдала себя такая теория и на практике, создание разного рода сепаратных поселений для людей преклонного возра-ста оказалось дорогим и неэффективным занятием. К такому выво-ду пришли геронтологи в самых разных странах, в том числе и в Соединенных Штатах.

Теория возрастной стратификации. Эта теория предпола-
гает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделе-
ние людей на группы по их образу жизни и материальному по-
ложению.

Приходится констатировать, что существующие социоло-
-гические теории старения в основном представляют собой узкие,
ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные
аспекты феномена старости, при отсутствии солидной теоретичес­
кой систематизации.

Ни одна из названных теорий не дает реального представ­ления о феномене старения. Каждая из них абсолютизирует какой-то один из возможных моментов.

По нашему мнению, наиболее продуктивными, объясняю­щими проблемы старения и старости могут быть положения тео-рии символического интеракционизма Джорджа Мида. Прежде все-го, привлекает построение концепции на фундаменте идей из раз­личных областей науки. Для социальной геронтологии это идеи из области общей геронтологии, демографии, психологии, медицины, теории и методики социальной работы. Межпредметность - специ-фическая черта социальной геронтологии.

Во-вторых, это идея коммуникации как средства взаимо­приспособления индивидов, являющимся важнейшим условием су­ществования и развития общества. Для пожилого человека это при­способление: а) к представителям новых, молодых когорт; б) к "обобщенным другим", которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом; в) к самому состоянию старо­сти, то есть к самому себе в новом качестве. С другой стороны, об­щество должно приспособиться к тому, что значительной его час­тью являются люди старших возрастов, что его демографическая структура приняла новый вид - "седого общества". Если приспосо-бительные способности стариков вырабатывались веками, (Дж.Мид отмечал, что человеческое поведение вообще имеет адаптивный ха­рактер), то общество с необходимостью приспособиться к собствен-

29


ной старости столкнулось впервые и во многом оказалось к этому неготовым ни на уровне социума, ни на уровне индивидов.

В-третьих, интересны положения Дж. Мида о стадийности процесса развития самости. На первой стадии, стадии ролевой игры ребенок идентифицирует себя с тем образом, который ему навязы­вают или подсказывают родители. На второй стадии, собственно игровой, подросток, общаясь в более широком кругу, получает воз­можность взглянуть на себя со стороны. Так формируется "меня" и принимаются правила игры. На третей стадии человек входит в определенную группу, осваивает систему отношений и тем самым определяет свое место в общественной иерархии.

Нам представляется, что схему Дж.Мида можно расширить, распространив трехфазное представление на каждый новый этап в жизни человека. Одним из таких этапов является старость. На пер­вой стадии, еще задолго до наступления реальной старости человек подспудно "примеряет" на себя образ старика, в общении с людь­ми старшего возраста, с дедушкой, бабушкой. На второй стадии, в непосредственно предпенсионном возрасте, человек осваивает пра­вила поведения в сообществе пенсионеров - принимает моду этой группы, отказывается от прежней моды и привычек, усваивает при­нятые правила поведения стариков. На третей стадии, собственно пенсионной, он использует приобретенное на второй стадии, обре­тает символы старости, адаптируется к новому отношению к себе со стороны окружающих. Важным моментом является своевремен­ность вступление во вторую и третью стадию, чреваты и преждев­ременность, и опоздание. И в том, и в другом случае человек ока­зывается вне собственной возрастной группы, как бы застревает в переходе. Преждевременное "натягивание" стариковского поведе­ния равносильно раннему старению, запаздывание в осознании соб­ственного возраста когда-то остроумно охарактеризовал Цицерон: "Он остался прежним, но прежнее ему не шло".

Степень разработанности социальной геронтологии и герон-тосоциологии есть опосредованное отражение неготовности обще­ства к своей новой демографической структуре, к связанным с её обретением трудностям и использованием её достоинств. Мид счи­тал, что в адаптации содержится сила созидания, то есть можно ут­верждать, что адаптация общества к новой демографической ситу­ации носит созидательный, стабилизирующий характер, столь не­обходимый сегодняшней России.

Геронтократия. Двадцать шесть веков назад мудрый грек Пифагор сказал, что расцвет человеческих сил совпадает с его со-

30


рокалетием. Греки считали, что к этому возрасту человек достига­ет вершины развития своих творческих способностей и называли этот возраст "акмэ". С тех пор утекло немало воды, написаны мил­лионы книг, но никто не опроверг утверждения древнегреческого мыслителя, тогда как вопрос о том, когда для человека приходит время спускаться с этой вершины, остается спорным. Разные авто­ры называют различные сроки окончания "акмэ", времени, когда следует сойти с беговой дорожки жизненной активности и уступить лидерство новым людям.

Но когда наступает это время? "В этом вопросе, как и во многих, современная наука подкачала. Мы отказались от грубых методов прошлого... Африканские племена уничтожали своих вож­дей по истечении должного срока или при первых признаках дрях­лости" - так писал по этому поводу всемирно знаменитый публи­цист-сатирик Паркинсон.

Естественно, время, когда следует "помахать шляпой и от­кланяться", зависит от времени наступления старости. Но, как уже отмечалось, геронтологи различают несколько видов старости: хро­нологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Социальная старость синтезирует все виды старости, но это не про­стая сумма - социальная старость нечто большое. Все другие виды старости присутствуют в ней, как говорят философы "в снятом виде".

Как одна из разновидностей социальной жизни, как ее часть, существует "элитная жизнь". Элита в буквальном переводе с фран­цузского означает -"отборное", в социологии этот термин употреб­ляется как "избранный круг людей". Здесь же речь идет только о политической элите. Итак, элитная (политическая) жизнь - это то время, когда человек держит в своих руках рычаги высшей полити­ческой власти. Являясь частью социальной жизни, элитная (поли­тическая) жизнь короче социальной по продолжительности и уже по содержанию. Старость в элитной (политической) жизни насту­пает прежде, чем в социальной.

Элитная смерть, которую чаще называют "политической смертью", может настигнуть человека гораздо раньше физической. Император Наполеон умер намного лет раньше, чем гражданин Бо­напарт скончался на острове Св. Елены. Тоже случилось с Прези­дентом Никсоном, закончившим политическую карьеру в полном физическом здравии. Физическое состояние вообще редко влияет на продолжительность элитной жизни. Другой американский Пре­зидент - Франклин Рузвельт управлял страной, сидя в инвалидной

31


коляске, Политическая старость не тождественна старости демог-
рафической, можно назвать имена Аденауэра, де Голля, Черчилля,
ставших политическими долгожителями.

Может быть, политическая старость и календарный возраст существуют независимо друг от друга? А политическая старость не соотносится с физической старостью? Безусловно зависят и соот­носятся. К сожалению, эту простую истину далеко не всегда, пони­мали в России.

Средняя продолжительность жизни характеризует продол­жительность жизни всего населения в целом. В различных соци­альных группах она может быть и выше, и ниже среднего значения. Но общий рост этой величины, изменяет в сторону увеличения по­казатель продолжительности жизни каждой социальной группы. Рассмотрим правителей России как малую социальную группу, при-нимая во внимание продолжительность жизни лишь тех из них, кто умер естественной смертью. Первые цари из семейства Романовых прожили в XVII веке в среднем - 41 год, их наследники в следую- щим веке -46 лет; а в XIX веке средняя продолжительность царской жизни составила 52 года. Из всех Романовых только Екатерина П и Александр П праздновали собственное шестидесятилетие. Екате- рина умерла в 67 лет, Александр был убит в 63 года. Среди сорат- ников Сталина и Брежнева (тоже только те, кто умер естественной смертью) никто не ушел из жизни раньше 70 лет, некоторые (Моло- тов, Маленков, Каганович, Суслов) даже стали долгожителями.