В истории старости отношения "старики и власть", на пер-
вый взгляд выглядит весьма причудливо. Для всех цивилизаций
древности при невысокой общей продолжительности жизни герои-
тократия (от греческих слов - старец и власть) была мировым уни-
версалием. Власть стариков признавалась и в Древней Греции, и в
Древнем Египте, и в Древнем Китае, и тоже самое на Руси. Когда,
же продолжительность жизни значительно выросла и многие стра-
ны стали называться "седым обществом", во властную элиту при-
шли молодые люди, многие из которых еще не достигли возраста
"акмэ".
В Древней Греции осуществлялось верховенство Совета ста-рейших - "герусии", а члены такого Совета именовались "геронтами", что в буквальном переводе означает "старец". В трагедиях Гомера и Софокла старики предстают с почти божественными нимбами. Гомер в "Илиаде" дает такую характеристику старику-властителю: "Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет..."
В утопии Платона (428-347 до н. э.), в идеальном государ-
32
стве правителями, по мнению античного философа, должны быть старцы, умудренные жизненным опытом и обладающие природными задатками к управлению людьми и государством. Геронтокра-тическую традицию Платон обосновывает в "Государстве", "Законах", "Политике", "Письмах". У него старость олицетворяет совершенство человека. Старый умеет разобраться в людях и событиях, он способен прогнозировать будущее. Присущая его возрасту умеренность и мудрость позволяет ему быть справедливым. У Платона старик - хранитель законов, традиций, истории. К.Маркс доказывал, что идеальное государство Платона не есть чистый вымысел философа, спекулятивно построенная идеальная модель. Его источником были наблюдения над общественным строем современного Платону Египта, сделанные им во время пребывания в этой стране.
Из философского трактата Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) "Беседа о старости", который написан в форме диалога славного римского гражданина, политика и государственного деятеля Катона с молодыми республиканцами Сципионом Младшим и Лелием, мы узнаем как Катон упрекает молодежь в бездеятельности, пресыщенности, в безнравственности. Отцы жили мечтой создать республику, сделать римлян свободными гражданами, а саму жизнь прекрасной и светлой, самонадеянные же потомки погрязли в роскоши и разврате. Отцы ничего не желали для себя ни славы, ни богатства, лишь исполнения своих мечтаний. О самом Катоне существует такой исторический анекдот. Друг сказал ему однажды: "Позор, что до сих пор в Риме не воздвигнута твоя статуя. Я займусь этим". "Не нужно, отвечал Катон. - Пусть лучше спрашивают, почему нет статуи Катона, чем удивляются, зачем она здесь стоит". Итоговый вывод трактата - утверждение Цицерона, что к управлению страной нужно привлекать убеленных сединами стариков, чьи опыт и знания жизни явятся лучшим залогом процветания государства.
Призывом почитания предков - живых и умерших - буквально пронизано учение Конфуция (551-479 до н.э.), древнекитайского мыслителя, чье учение на долгие века было принято в Китае в качестве государственной доктрины и стало своеобразной религией не только на родине мудреца, но и распространилось в соседние страны: Японию, Корею, Вьетнам. Центральное место в учении занимает концепция "сяо", поучающая сыновей почтительности, уважению к родителям и старшим вообще. Конфуций считал "сяо" самым эффективным методом управления страной, потому что страна
33
- это большая семья. У
В Древней Руси не знали конфуцианства и не руководство-
вались им, однако как схожа с идеями Конфуция семейная мораль,
установки на почитание родителей и старших: здесь и поклонение
царю-батюшке, и сам механизм передачи царской власти от отца к
сыну. В "Домострое" - литературном произведении XVШ века, со-
браны и записаны традиции, житейские правила и наставления, ко-
торыми столетиями и до издания "Домостроя" жила Россия. В этой
мудрой книге проповедуется почитание власти родителей и стар-
ших.
Не следует забывать, что античные старейшины были на-
много лет моложе наших пенсионеров. Лион Фейхтвангер в своем
последнем романе "Иеффай и его дочь", описывая Израиль между
1300 и 1000 годами до нашей эры, рассказывает о суде старейшин-
высшем органе власти в то время. Он замечает: "Большинство этих
старейшин были, впрочем, не стары; уже тот, кому перевалило за
тридцать, должен был отпускать себе бороду, чтобы стать "боро-
дачом", "старейшиной".
Всюду, где торжествовала власть стариков, будь то Древ-It
ний Китай или Древняя Греция, она держалась на авторитете жиз-
ненного опыта. Сам по себе возраст не был критерием отбора во
властную элиту. Претензия на власть обосновывалась не длиной
седой бороды, а тем, насколько тот или иной старец становился
властителем дум.
По мере усложнения знания, становления науки, снижался возрастной ценз для лидеров, они становились все моложе. Возрастная структура перестала быть структурой власти, когда младшие поколения с обязательностью находились под властью старших, Научно-технический прогресс разрывает единство опыта и знания, Обладание опытом уже не означает информационного и интеллек-туального превосходства. Напротив, молодежь становится носите-леи нового, более совершенного и современного научного знания а опыт, накопленный старшими поколениями, тормозит внедрение результатов научно-технического прогресса. Конфликт "отцы и дети" превращается в противопоставление старого опыта новому знанию. Те, кто занимают верхние этажи возрастной пирамиды сопротивляются всякому движению нижних, препятствуют модер-низации как девальвации их собственного опыта и знаний, и самое неприятное, что при такой ситуации старшие утрачивают свое ли-дирующее положение в обществе.
Французский социолог Кюблер-Росс пишет, что "парадокс
34
современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как знания и культурные ценности эволюционируют с невиданной быстротой".
Следует также учитывать процесс урбанизации, то есть переход от преимущественно аграрного труда к преимущественно индустриальному, а вместе с этим - от преобладания сельского населения, где традиционно велик культ седобородых, к большинству городских жителей, в среде которых приоритет отдается знаниям, силе, ловкости, находчивости - достоинствам молодости.
В связи с таким раскладом общественных сил, западные социологи заговорили о "возрастной сегрегации", то есть о резком разделении общества на противостоящие возрастные группы и превращении пожилых членов общества в "социальных изгоев". Такая оценка ситуации перекликается с идей эйджеизма. Перед большинством цивилизованных стран стоит проблема оптимизации отношений поколений, в том числе рационального сочетания во властных структурах людей старшего и молодого поколений.
Количественный рост группы пожилых людей придал ей особое качественное положение в обществе, она стала реальной политической силой как специфическая социальная группа. Американский социолог Пратт называет эту группу своего рода козырем в политической борьбе, а вопрос о социальном обеспечении старости - серьезным политическим аргументом. Следует обратить внимание на одну особенность в отношении политических деятелей и партий к старикам. "Сострадание, - писал А.Адлер, - это самое чистое выражение социального чувства. ... поскольку сострадание может быть хорошим мерилом способности человека отождествлять себя с другим". Но тут же добавлял, что это чувство редко встречается в чистом виде, чаще им злоупотребляют в корыстных целях (А.Адлер. Понять природу человека. С-Пб., 1997.) Нельзя не увидеть аналогию в отношении к социовозрастной группе пожилых в предвыборных баталиях сегодняшней России. Тот же Пратт отмечает, что исследователи в основном сходятся во мнении, что большинство престарелых занимают консервативные позиции и разделяют консервативные взгляды по ряду социальных вопросов. Люди этого возраста связывают свои негативные оценки настоящего с утратой или возможной утратой "места в жизни, с воспоминаниями о счастливых "прошлых временах".
Однако консерватизм не тождественен пассивности в политической жизни. Напротив, сопоставление результатов участия в
35
выборах (и в США, и в России) показывает наибольший процент участия пожилых избирателей по сравнению с другими возрастными категориями. Так выглядят выборы в самых разных странах. Старость - интернациональна.
Пожилым людям свойственно стремление к стабильности и потому в спокойные (если угодно - "застойные") моменты жизни общества они способны исполнять руководящие роли, такое общество движется по давно сложившимся правилам, соблюдая сложившиеся порядки и правила, а его лидеры выступают как символы и авторитеты власти, нестремящиеся и неспособные проводить и регулировать социальные изменения.
В динамично развивающемся, реформируемом обществе возникает потребность в молодых радикальных лидерах, открытых для новаций и способных воплощать их в реальность.
В еще никем незабытые времена наша страна жила под лозунгом, выдвинутом М.Сусловым и подхваченным Л.Брежневым: "Стабильность кадров - залог успеха". В книге "Здоровье и власть" кремлевский доктор, академик Е.Чазов, соблюдая принципы медицинской этики, в то же время стараясь быть абсолютно объектив-ным, рассказывает о геронтах "развитого социализма". У третьего лица в партии - А.Н. Кириленко наблюдались атрофические про- цессы в коре головного мозга. А.Н.Косыгин продолжал работать после перенесенного кровоизлияния в мозг. Руководитель братской партии 78-летний В.Ульбрихт страдал склерозом мозговых сосудов той степени, в которой человек уже не может критически оце-нивать свое состояние, но был очень разобижен и сопротивлялся предложению о передаче власти более молодому Э.Хонекеру. Не- излечимо больной К.У.Черненко принял бразды управления стра- ной в 73 года, оправдывая себя тем, что такова воля товарищей.